«Делом нужно заниматься, а не в бирюльки играть!» – можем услышать мы замечание, когда проводим время впустую. Сегодня выражение «играть в бирюльки» означает бесполезное занятие. Но так было не всегда. С давних времен не только дети, но и взрослые с увлечением играли в эту игру, развивающую терпение, ловкость и глазомер.
Бирюльками назывались крошечных размеров деревянные игрушки, сделанные в виде предметов домашнего обихода, – чайнички, кувшинчики, кружки и ложки, миниатюрная обувь, оружие, музыкальные инструменты. Нет таких предметов, сделать которые было бы не под силу русским умельцам. Во второй половине XIX века бирюльки были настолько популярны, что ими увлекались люди всех сословий и возрастов. Бирюльки продавали в кондитерских в качестве приятного сюрприза, помещая их в коробки с конфетами, а крошечные игрушки-бирюльки, вложенные в шоколадные елочные украшения, дарили на Рождество. Правилом хорошего тона было, идя в гости, захватить с собой коробочку бирюлек в подарок хозяевам.
Целые деревни занимались исключительно изготовлением бирюлек. Были даже такие мастера, которые делали игрушечки размером с просяное семечко, а коробкой для них служила ореховая скорлупа. А потом мода прошла… И лишь стараниями таких энтузиастов, как Михаил Петрович Новоселов из села Новое Томышево Новоспасского района старинный игрушечный промысел не забыт.
Михаил Петрович родился в деревне Комары Налинского района Кировской области. Любовь к народному мастерству привили сыну родители.
– Отец мой был известным столяром, – рассказывает Новоселов. – Мама тоже была мастерицей на все руки: ткала, вышивала, плела коврики. Я уже со школьной скамьи начал вырезать фигуры из дерева. Было у меня еще одно увлечение – рисование. Даже в Нижний Новгород поехал, чтобы получить художественное образование.
Но судьба распорядилась иначе. Не пройдя экзамены, Новоселов поступил в Уржумское медицинское училище. Затем продолжил свое врачебное образование в Пермском медицинском институте. После чего молодой специалист переехал в город Тольятти и более 30 лет, до самой пенсии, проработал там участковым врачом.
Несмотря на то, что профессионального образования у художника нет, его картины завораживают. Пейзажи, портреты, натюрморты проникнуты глубокой любовью к окружающему миру. Сегодня эти произведения украшают стены маленького дома в селе Новое Томышево, куда Михаил Петрович переехал в 1998 году.
– Здесь раньше мои друзья работали. Они и посоветовали купить этот дом. О переезде своем я ни разу не пожалел, уж больно красиво тут. У меня свой огород в 30 соток. Чтоб земля зря не пустовала, выращиваю капусту, перец, помидоры. Небольшую пасеку держу. Кроме того, за огородом озеро нехитрых столярных инструментов из-под рук умельца выходят плетеные заборы с к горшками, деревенские женщины в платках, снующие рядом поросята, кошки, лакающие молоко, куры, клюющие зерно ” – из дерева режет мастер историю деревенского быта. Мне очень близко по духу творчество народного художника Аркадия Александровича Пластова, – рассказывает Новоселов. – Я первое время копировал с его картин эпизоды сельской жизни для деревянных миниатюр. Но теперь создаю то, что вижу за окном: вот старушки по двору ходят, дрова мужик наколол, кошка за мышью погналась.
Год назад Михаил Петрович начал вырезать игрушки-сувениры, так называемые бирюльки. Толчком стало знакомство с народным умельцем из Чувашии, который и предложил Новоселову осваивать старинное ремесло.
– На мой вопрос «а что такое бирюльки», он ответил, что это – маленькие поделочки. С этими бирюльками играть можно и даже устраивать соревнования. Например, кто быстрее наполнит маленькую чашечку песком при помощи такой же игрушечной ложечки.
Выполненные с помощью обыкновенного ножа в технике мелкой пластики, сувениры надолго притягивают взгляд.
– Ничего сложного в этом нет, – уверяет скульптор. – Сначала делаются заготовки. Потом ножичком вырезаются нужные фигурки. Каждую деталь обрабатываю строительной шкуркой. Так и появляются на свет веточка рябины, грачи, поварешка, кошки, шляпа Михаила Боярского.
Изделия новоспасского мастера известны не только в нашей области, но и в соседних регионах. Михаила Петровича постоянно приглашают на ярмарки, сабантуи, выставки народных промыслов. Свои произведения мастер привозит не с целью их продать, а заинтересовать молодое поколение: чтобы у ребят возникло желание развивать это искусство.
Встреча с мастером позволила понять одну простую истину – народное ремесло не умирает, нужно просто о нем вспомнить, и оно преодолеет время и, как птица феникс, возродится, шагнув в новую эпоху вместе с нами.
Альбина Азмуханова