В Тереньгульском районе в 30 километрах от районного центра у подножья холмов расположилось старинное село Сосновка. Названием своим оно обязано сосновым лесам, среди которых было основано поселение. Всего лишь 20 лет назад деревья вечнозеленой шапкой обрамляли только макушку гор. А по склонам зеленым ковром раскинулись луга. С ранней весны и до поздней осени там паслись овцы. Но в итоге перестройки местные жители стали забывать дело отцов: перестали заниматься сельским хозяйством, забросили сенокосные угодья, а многие и вовсе уехали в поисках лучшей жизни. И только благодаря таким людям, как Геннадий Серафимович Тюгашев, село сегодня возрождается.
Добираясь по извилистой дороге до хозяйства Геннадия Серафимовича, мы могли наблюдать за быстро меняющимися пейзажами за окном автомобиля: то леса, то бескрайние степи, то холмистые горы.
– Вот посмотрите, – указал Тюгашев на заброшенные поля, – какой простор, здесь я пасу своих овец. Для них тут самые лучшие условия.
Геннадий Серафимович родился и вырос в селе Сосновка. И застал то время, когда овцеводство было основным видом деятельности.
– Какой только живности у нас не было, – рассказывает глава фермерского хозяйства. – Но основным занятием у меня было пасти овец, их у нас всегда несчетное количество было.
После школы юноша поступил в Рязановский совхоз-техникум на специальность «агроном». Но, не доучившись, был призван в ряды Советской Армии. Вернувшись на родину, Тюгашев женился на местной девушке Надежде Анатольевне, а через два года вместе с супругой и маленьким сыном Русланом уехал на службу по контракту на Западную Украину. Почти 4 года семья Тюгашевых прожила в областном центре Закарпатской области, Ужгороде. Каким бы красивым и современным ни был город, супруги не смогли там прижиться.
– Все годы службы мы мыкались из одной квартиры в другую, – вспоминает нелегкие времена глава семьи. – Устали от постоянных переездов. А в Сосновке у меня был свой дом, да и жить на селе проще. Вот мы и вернулись домой.
По возвращении в родной край, Тюгашев не сразу нашел свое место в жизни: сначала работал в местном совхозе, пока он не развалился, потом ездил в командировки по разным городам России. И только в 2009 году, устав от постоянных разъездов и неопределенности, решил основательно заняться сельским хозяйством.
– Не понимаю, как раньше в городе мог жить, – рассказывает Геннадий Серафимович. – Часами сидел в пробках, пока до работы добирался, дышал загазованным воздухом и пылью. Но однажды я сказал себе: «Хватит! Больше не поеду. Лучше займусь любимым с детства делом: буду разводить овец». Так и сделал. Взял кредит в Россельхозбанке, купил несколько овец, оформил свою предпринимательскую деятельность и начал развиваться.
Сегодня в своем крестьянском фермерском хозяйстве трудолюбивый глава держит 40 овец, 2 коровы, телят и индоуток. Кроме того, берет ежегодно поросят на откорм. Несмотря на многочисленные проблемы, начатое дело бросать не собирается. Наоборот, планирует увеличить отару до 150-200 голов.
– А мне какая разница – 10 овец пасти или 100, – улыбается хозяин. – Силы и время одинаково уходят. Зато доход от реализации 100 голов больше, нежели от 10.
Тюгашев не придерживается одной породы овец – стадо разномастное. Таким образом выбирает более выносливых, плодовитых, упитанных. Путем селекции он хочет вывести свою мясную породу. Дело это нескорое, заниматься им придется не один год. Да и не справиться одному, поэтому будет нанимать еще рабочих.
Овцы по несколько голов расселены в теплых кошарах. Глава подворья выпустил их во двор, чтобы показать нам свое хозяйство. Внезапное появление нежданных гостей явно овечкам не понравилось, животные сбились в кучу и важно отвернулись. И лишь любопытные ягнята выглядывали из-за спин матерей.
– У меня свой пай есть, где я овец пасу. Теперь дело за малым – выкупить эту землю. Все равно бесхозная. За помощью снова в Россельхозбанк обращусь. Построю новые загоны, проведу в них воду и электричество.
Хотел бывшие совхозные фермы восстановить, но их по кирпичику уже растащили.
Кроме выращивания племенных овец, Геннадий Серафимович занимается заготовкой древесины для сельчан. Конечно, непросто заботу о столь обширном подворье совмещать с нелегкой работой в лесном хозяйстве. Благо, младший сын Денис всегда рядом.
– К сельскому труду привык с малолетства, – рассказывает Денис. – Помогаю отцу кормить, поить, убираться в сарае. Планирую поступить в сельхозакадемию. А после окончания вернусь домой и буду продолжать дело моих родителей. Жизнь в городе не для меня. На благо своей малой родины хочу трудиться. Восстановлю высохший пруд, запущу туда рыбу.
Вот так живет сегодня семья Тюгашевых. Глядя на нее, и другие, что называется, начинают брать жизнь в свои руки: возвращаются из городов и организовывают свое дело на родной земле. Так что отнюдь не пропало село после того, как не стало совхоза.
Вера Виноградова