«Куплю сельскохозяйственные земли» – такой запрос в различных вариациях все чаще задают поисковым интернет-системам не только крупные компании, работающие в агропромышленной сфере, но и частные пользователи. Покупка земли сельскохозяйственного назначения за последние несколько лет приобретает все больший смысл, не только как средство увеличения ресурсов для производства сельхозпродукции, но и просто как выгодное финансовое вложение.

Последнее приобретает все большее значение потому, что на сельскохозяйственных землях, в принципе, можно осуществлять любой вид деятельности. Требуется только юридически оформить изменение статуса этих участков, что и происходит в стране при расширении промышленных зон и территорий технопарков. Есть и более легкие способы. Так, к примеру, для строительства жилья достаточно просто зарегистрироваться в качестве фермера, чтобы иметь право использовать под жилые постройки до 30 процентов всего участка. Согласитесь, более чем достаточно даже для возведения дворца.

Но уверен, что главным фактором, заставляющим покупать сельскохозяйственные земли, продолжает оставаться грядущий продовольственный кризис. Таковы прогнозы аналитиков ООН, а как показывает опыт последних лет, в предсказании негатива им вполне можно доверять.

Понимая это, дальновидные руководители агрохолдингов стремятся вкладывать все большие деньги в сельхозземли, пока цены на них вполне адекватны (рынок российских земель этого назначения еще не стабилизировался, и цены продолжают расти на 20 и более процентов в год).

Учитывая плодородную составляющую многих российских земель и стабильность климатических условий некоторых регионов (земли Черноземья вообще существенно превосходят по природному плодородию и запасам продуктивности любые мировые аналоги), хочу отметить все больший интерес к ним зарубежных инвесторов. Фактически продажа российской земли иностранцам запрещена. Но, к сожалению, в России нет ничего невозможного. Дешевизна самой земли позволяет окупать любые вложения в ее приобретение. По оценкам генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько, только на территории европейской части страны иностранцы контролируют уже не менее одного миллиона гектаров пашни. Шведскому инвестиционному фонду Black Earth Farming вполне официально принадлежат через российские «дочерние» компании 300 тысяч гектаров сельхозугодий, согласно косвенным данным, казахстанской компании «Иволга-холдинг» -около 500 тысяч гектаров и так далее. Добавляя к ним Сибирь и Дальний Восток, ставшие объектом для негласных программ Китая и Индии по скупке сельхозземель, речь, скорее всего, нужно вести уже о нескольких миллионах. Ведь если хотя бы один пай в паевом инвестиционном фонде принадлежит россиянину, фонд уже имеет право скупать землю.

Правда, с этого года порядок скупки земель иностранцами ужесточен. Президентским указом к землям сельхозназначения добавлены любые участки в 380 муниципальных образованиях и городских округах 48 субъектов РФ. Причем в перечень входят не только территории, прилегающие к границе, но и те, что отстоят от нее на сотни километров. Тем не менее, коррумпированность существующей системы не позволяет пока надеяться на установку «железного занавеса».

Кстати, существует и иная точка зрения. К примеру, президент группы компаний «Русские фермы» Андрей Даниленко видит в покупке иностранцами сельхозземель положительный аспект: «Запрет – это совершенно лишнее бюрократическое препятствие, ведь землю никто никуда не увезет. Чем больше запретов, тем больше возможностей для аферистов и желания уйти от закона. В России нет дефицита земель для продажи, как в США, а наблюдается избыток, поэтому надо думать, как задействовать их с пользой».

И все-таки, уверен, что минимум по трем причинам самое пристальное внимание должны уделить покупке земель сельхозназначения отечественные компании. Во-первых, покупка или аренда этих земель позволяет начать или расширить собственный сельскохозяйственный бизнес, перспективность которого очевидна: в 2010 году стоимость пшеницы в мире возросла почти вдвое, сахара и кукурузы – в полтора раза, сои и мяса – на четверть. Во-вторых, государственная политика в АПК достаточно лояльна. Власть прекрасно осознает, что в перспективе производство продуктов питания по объемам налоговых отчислений может составить конкуренцию энергоресурсам, и будет только усиливать поддержку сельхозпроизводителей. В-третьих, покупка земли сельхозназначения позволяет обезопасить основной капитал и использовать ее как финансовый ресурс: получить, к примеру, под ее залог гарантированный банковский кредит или, учитывая рост цен, продать потом с выгодой.