Вот мы и стали “Культурной столицей Содружества”. Разумом понимаешь, что эта культурная инициатива вроде бы имеет благие намерения, и какую-то пользу, хотя бы в виде череды культурно-массовых мероприятий, принесет, и даже материальный фасад нашей культуры, наверное, подправит. Но вот радости на сердце почему-то нет никакой.

И не только потому, что есть ощущение дежавю, что все примерно это уже было в других формах, и ничем существенным не закончилось. Создается впечатление, что эта столичная программа будет идти где-то рядом и над культурной средой нашего города, что наша художественная интеллигенция, творческие силы если и будут задействованы, то на вторых ролях, как статисты, на подтанцовке у мэтров “высокой культуры”, которые будут наезжать к нам со всего Содружества, и научать какой-то “инновационной культуре”.

Действительно, вот прошло открытие Культурной столицы, а кто из наших известных художников, поэтов, писателей, творческих коллективов участвовал в этом торжестве? В главных ролях? Считанные единицы, в газетных репортажах едва упомянутые.

Нас восхищали Михаилом Швыдким, который запомнился мне высоким словом в одном из интервью о роли мата в его жизни, и Палат Бюль-Бюль оглы. Уважаю Швыдкова как интеллектуала, телеведущего, но по этой же причине не могу принять высказанную им публично приязнь к мату. Простая мысль, что дурной пример заразителен, кажется, стала слишком проста для многих столпов нашей культуры, а если ее столпы позволяют себе признания в такой любви к слову в повседневной жизни, то что же ожидать от простых смертных?

Это, конечно, лица официальные, и в этом качестве обязательные, но ведь они выполняли еще и роль шоуменов, по словам Швыдкого. И в этом выразилась основная часть культурной программы открытия. И еще в московском художнике от искусства перфоманса А.Бартеневе, эпатажное поведение которого, на фоне отсутствия наших художников выглядело просто неприлично.

Какое место вообще отводится нашим творческим силам в этой международной программе? Какие роли им уготованы? Об этом невозможно узнать ничего определенного. Похоже, это и далее будут второстепенные роли, и это не может не огорчать. В то же время просматривается желание устроителей продвигать к нам так называемое “современное искусство”, полпредом которого и выступил Бартенев. Похоже, нас будут окультуривать постмодерном, путем продвижения соответствующих культурных стереотипов. “Старая” культура в этом случае действительно не нужна, она становится всего лишь материалом, который будет переделать инновационная культура.

Идеологи такого “культурного процесса” считают почему-то, что современной “отцифровкой” культуры, по Михаилу Задорнову, они изменят настроение общества, сделают его радостным и позитивным. Что сказать на это? Лучше проделайте эксперимент, посетите любой перфоманс хоть в Москве, хоть в Перми, и посмотрите, с каким настроением выходит оттуда народ.

Складывается впечатление, что нашу симбирскую / ульяновскую культуру, действительно с глубокими корнями, почитают едва ли не умершей, которая провинилась тем, что не создает “позитивное настроение”, и приглашают поэтому со стороны культурных прогрессоров, как в романах фантастов Стругацких. Результаты будут, наверное, тоже фантастические.

Мы ведь можем стать столицей декаданса. У бартеневых ведь, что бы они ни делали, на выходе всегда получается декаданс. “SMS, гламур, окей”, по сатирическому слову М.Задорнова.

Наши мастера культуры, видимо, это чувствуют, и ощущают свою ненужность в таком культурном процессе. Да и мало приятного участвовать в нем в качестве материала. А народ безмолвствует, совсем по Пушкину, и это хорошо: это оставляет нам надежду. Народ ждет своих мастеров культуры.

Виктор Каменев

P.S. Выскажу крамольную мысль: культуру нельзя вот так просто “развивать”. Как можно “развивать” Пушкина, Гончарова, Толстого? Для этого надо сначала, наверное, достичь их уровня. Но можно и нужно стремиться к ее высоким, сегодня уже, кажется, недосягаемо высоким, образцам, создавать достойные им образы из событий, проблем и надежд сегодняшнего дня. Можно распространять культуру, то есть приобщать к ней народ. А все остальное – от лукового.