Вот мы и стали “Культурной столицей Содружества”. Разумом понимаешь, что эта культурная инициатива вроде бы имеет благие намерения, и какую-то пользу, хотя бы в виде череды культурно-массовых мероприятий, принесет, и даже материальный фасад нашей культуры, наверное, подправит. Но вот радости на сердце почему-то нет никакой.
И не только потому, что есть ощущение дежавю, что все примерно это уже было в других формах, и ничем существенным не закончилось. Создается впечатление, что эта столичная программа будет идти где-то рядом и над культурной средой нашего города, что наша художественная интеллигенция, творческие силы если и будут задействованы, то на вторых ролях, как статисты, на подтанцовке у мэтров “высокой культуры”, которые будут наезжать к нам со всего Содружества, и научать какой-то “инновационной культуре”.
Действительно, вот прошло открытие Культурной столицы, а кто из наших известных художников, поэтов, писателей, творческих коллективов участвовал в этом торжестве? В главных ролях? Считанные единицы, в газетных репортажах едва упомянутые.
Нас восхищали Михаилом Швыдким, который запомнился мне высоким словом в одном из интервью о роли мата в его жизни, и Палат Бюль-Бюль оглы. Уважаю Швыдкова как интеллектуала, телеведущего, но по этой же причине не могу принять высказанную им публично приязнь к мату. Простая мысль, что дурной пример заразителен, кажется, стала слишком проста для многих столпов нашей культуры, а если ее столпы позволяют себе признания в такой любви к слову в повседневной жизни, то что же ожидать от простых смертных?
Это, конечно, лица официальные, и в этом качестве обязательные, но ведь они выполняли еще и роль шоуменов, по словам Швыдкого. И в этом выразилась основная часть культурной программы открытия. И еще в московском художнике от искусства перфоманса А.Бартеневе, эпатажное поведение которого, на фоне отсутствия наших художников выглядело просто неприлично.
Какое место вообще отводится нашим творческим силам в этой международной программе? Какие роли им уготованы? Об этом невозможно узнать ничего определенного. Похоже, это и далее будут второстепенные роли, и это не может не огорчать. В то же время просматривается желание устроителей продвигать к нам так называемое “современное искусство”, полпредом которого и выступил Бартенев. Похоже, нас будут окультуривать постмодерном, путем продвижения соответствующих культурных стереотипов. “Старая” культура в этом случае действительно не нужна, она становится всего лишь материалом, который будет переделать инновационная культура.
Идеологи такого “культурного процесса” считают почему-то, что современной “отцифровкой” культуры, по Михаилу Задорнову, они изменят настроение общества, сделают его радостным и позитивным. Что сказать на это? Лучше проделайте эксперимент, посетите любой перфоманс хоть в Москве, хоть в Перми, и посмотрите, с каким настроением выходит оттуда народ.
Складывается впечатление, что нашу симбирскую / ульяновскую культуру, действительно с глубокими корнями, почитают едва ли не умершей, которая провинилась тем, что не создает “позитивное настроение”, и приглашают поэтому со стороны культурных прогрессоров, как в романах фантастов Стругацких. Результаты будут, наверное, тоже фантастические.
Мы ведь можем стать столицей декаданса. У бартеневых ведь, что бы они ни делали, на выходе всегда получается декаданс. “SMS, гламур, окей”, по сатирическому слову М.Задорнова.
Наши мастера культуры, видимо, это чувствуют, и ощущают свою ненужность в таком культурном процессе. Да и мало приятного участвовать в нем в качестве материала. А народ безмолвствует, совсем по Пушкину, и это хорошо: это оставляет нам надежду. Народ ждет своих мастеров культуры.
Виктор Каменев
P.S. Выскажу крамольную мысль: культуру нельзя вот так просто “развивать”. Как можно “развивать” Пушкина, Гончарова, Толстого? Для этого надо сначала, наверное, достичь их уровня. Но можно и нужно стремиться к ее высоким, сегодня уже, кажется, недосягаемо высоким, образцам, создавать достойные им образы из событий, проблем и надежд сегодняшнего дня. Можно распространять культуру, то есть приобщать к ней народ. А все остальное – от лукового.
Не переживайте, Виктор,
один наш драмтеатр во главе с Копыловым вполне способны заменить Швыдкого вместе с Бартеневым, Полад Бюль-Бюль-оглы и остальными заезжими мастерами подобного плана вместе взятыми. Им, видимо, не повезло попасть на хороший спектакль нашего облдрама.
Пророк
Как говорил один либерал, надо резать по живому, иного не дано. Так что готовьтесь к операции, дорогие симбиряне, а будете себя хорошо вести, может и наркоз дадут, какой нибудь обнаженный по самое "не балуй" артшедевр привезут.
Не переживайте Виктору
Вы видимо, не знаете,что Копылова в театре давно нет, его изгнали, сейчас молодые и гламурные разные там режиссёры…Тоже мода! и новые тенденции инновационные!
Автор
Невозможно не переживать, культура деградирует в зрелище, она упрощается и раздевается. Идеология нашего времени вполне римская: "Хлеба и зрелищ!" И скоро мы дойдем до римских цирков и гладиаторской крови. Впрочем, уже дошли в горячих точках мира. А если вдруг станет недоставать хлеба, то наша уже вполне звериная натура покажет себя во всей красе, и поздно уже будет лечить ее мастерам культуры.
Ахмеров
А что нам остается? Мы идем к декадансу, признаки того не только в культуре. Значит, этнос идет к смерти, ничего тут не поделаешь. Разве что в Ульяновске зародится новый этнос?
Посмотрите, что сотворили
с традиционным музыкальным фестивалем. Заявил Прокл СИМу, что в страстную неделю грешно развлекаться – и перекинули на другое время. В результате многие артисты, у которых гастрольный график расписан, не приедут. Заменят их всякой швалью. СИМу все равно, что Верка Сердючка, что Хосе Карерас – Верка даже лучше, поет на понятном языке и по ТВ мелькает чаще, стало быть, популярне, т.е ценнее. А вот тем, кто любит настоящее искусство, этот прогиб под Прокла не нужен.
Автор – Ахмерову
Да, Виталий, дела наши плохи. Разве что произойдет новый пассионарный взрыв? У Поволжья неплохие шансы на это.
Будем надеяться, что Биосфера нам поможет! Не на власть предержащих же нам надеяться, Швыдких с матом, Познеров со "странной" любовью и прочих любителей свободного потребления. Все когда-нибудь кончается…
этот этнос
уже гуляет по улицам. называется гопники. они все переиначат на свой манер. богатым и гламурным лучше сматывать удочки.
Случайный
До тех пор пока закон не обяжет провайдеров ставить фильтры в инете для пресечения показа и распространения порно и эротики обсуждение политики в области культуры на любом уровне не имеет большого значения. Поскольку культура молодежи определяется семьей, школой, интернетом, двором, тв, то и результативная работа может быть только там.
Автор
Случайному. Откуда такая надежда на закон? Закон пишут люди, значит люди всегда могут его обойти. Адмирал Колчак сетовал: человеческий материал стал некачественным, поэтому хоть и подписываю законы пачками, ситуация только ухудшается.
Паниковский
А ты xто такой, мистер Каменев?
Случайный
В России практически все верховники всегда не довольны народом, естественно кроме протокольных речей.
Конечно всегда можно обойти закон и любые меры по его реализации не бывают стопроцентно эффективные, например, в Китае несмотря на расстрел коррупционеров, есть которые рискуют, но масштабы другие. Кстати тот же Китай эффективно ставит фильтры, не знаю насчет порно, а вот политические весьма эффективно.
Автор
Какие масштабы чего в Китае – мы плохо знаем. А политическая система там стабильна, потому что до сих пор держит под рукой Тяньаньмэнь, но она не главное, она только инструмент.
Фундамент Китая – это его национальная культура, которая несмотря на коммунистические эксперименты, сохранилась, и настаивает на своей уникальности, не стесняется давать от ворот поворот попыткам ее модернизировать, и не холуйствует перед мировыми ценностями. Поэтому будущее Китая выглядит оптимистично, в отличие от России. Поэтому с коррупцией в Китае справляются обычными законными процедурами.