Россия — одна из немногих стран мира, имеющих значительный внутренний рынок воздушных перевозок. Еще к ним относятся США, Китай, Бразилия, Канада и, с некоторыми оговорками, Япония. Все эти страны имеют собственную авиационную промышленность. Очевидно, что собственный авиапром должен существовать и в России. Разумеется, нет необходимости обеспечивать своими силами всю линейку самолетов, востребованных на мировом рынке, и весь спектр услуг, связанных с их эксплуатацией. Задача в том, чтобы встроиться в общемировую систему со своими собственными компетенциями.
Однако кризисное состояние российского авиапрома в значительной мере обусловлено тем, что на протяжении многих лет отрасль пыталась сохранить себя в неизменном виде, выпуская невостребованную технику и сохраняя свою масштабность и неэффективность. Спорить с объективными экономическими реалиями невозможно, и неизбежные реформы все равно прошли, хотя и не лучшим для отрасли образом. Сокращение персонала состоялось, но ушли большей частью не лишние, а самые подвижные и способные, которые нашли себе другое применение. Производство невостребованной продукции почти прекратилось, но при этом были практически утрачены некоторые важные технологии. В целом, несмотря на некоторое улучшение экономической ситуации, кризис в отрасли продолжается.
Перед российскими властями и Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) стоит непростая задача реформировать отрасль так, чтобы создать конкурентоспособное производство, по возможности сохранив при этом все ценное, что осталось в российском авиапроме. Для решения такой задачи требуются нестандартные подходы, способные привлечь в отрасль значительные инвестиции. Важными факторами в создании благоприятного инвестиционного климата являются заинтересованный диалог бизнеса и власти, формирование атмосферы открытости и прозрачности, осуществление информационного обмена. Эти задачи призван решить проводимый в Ульяновске 22–23 апреля 2011 г. Международный авиатранспортный форум — деловая площадка для обсуждения ключевых вопросов формирования стратегии и тактики развития авиационного транспорта и смежных отраслей. Инициативу поддержал вице-премьер Сергей Иванов, который поручил Минтрансу и Минпромторгу совместно с ОАК оказать содействие в проведении форума.
Место для форума выбрано не случайно. Ульяновск — признанный центр авиационной промышленности России, а сейчас там идет создание Особой экономической зоны портового типа (ПОЭЗ). Решение этой масштабной инфраструктурной задачи откроет новые возможности для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов. Резиденты ПОЭЗ получают льготы по налогу на имущество, налогу на прибыль, земельному налогу, НДС, а также освобождаются от уплаты таможенных пошлин. Вся инженерная и транспортная инфраструктура здесь создается за счет бюджетных средств.
Реализация этого прорывного инновационного проекта в авиапроме имеет все шансы на успех. В Ульяновске расположен один из самых современных российских авиазаводов — “Авиастар-СП”; этот город — родной дом для группы компаний “Волга-Днепр”, крупнейшего российского грузового авиаперевозчика.
Один из важнейших проектов, реализуемых в рамках ПОЭЗ, — освоение конвертации пассажирских самолетов Airbus A320/321 в грузовые. Работа идет в сотрудничестве с европейским авиастроителем Airbus, выбраны две производственные площадки — в Дрездене и в Ульяновске. Первый самолет должен пройти конвертацию в Дрездене не позднее 2012 г., а на 2013-й намечен запуск серийного производства. Работа по конвертации должна сопровождаться капитальным ремонтом самолета и проведением ряда доработок по современным требованиям. В планах группы “Волга-Днепр” — создание мощного центра по техническому обслуживанию и ремонту самолетов (ТОиР), который может быть задействован в работах по конвертации. Центр сможет воспользоваться всеми преимуществами ПОЭЗ, также возможно привлечение в качестве партнера крупного зарубежного провайдера услуг по ТОиР.
Есть и другие проекты. В частности, на базе ЗАО “Авиастар-СП” планируется строительство завода по производству крыльев из композиционных материалов для перспективных гражданских ВС, прежде всего магистрального МС-21 и Sukhoi Superjet. Кроме того, ведется работа по созданию базы для производства комплектующих изделий к самолету МС-21.
Важным фактором для успеха этих начинаний служит поддержка со стороны руководства Ульяновской области. “Идея придания Ульяновску статуса авиационной столицы — это серьезная возможность использования уникального потенциала, которым обладает Ульяновская область в сфере авиации, структурирования разрозненных авиационных проектов и достижения синергетического эффекта, — считает губернатор Сергей Морозов. — Это способ программного решения текущих вопросов, связанных с развитием авиации, а также продвижения Ульяновской области как технологически продвинутого региона и региона с благоприятным климатом для инвестиций и инноваций”.