Из выступления Главы города Александра Пинкова на заседании Ульяновской Городской Думы.
Сегодня мэрия Ульяновска отчитывается за минувший год своей деятельности перед Думой и жителями города. Хочу искренне поблагодарить вас и в вашем лице всех ульяновцев за конструктивную и созидательную работу. Она позволила не только правильно выстроить нашу работу в непростой год выхода из кризиса, но и настойчиво двигаться вперед к достижению стратегической цели: превратить Ульяновск в современный город – город европейского облика и европейских стандартов, город XXI века, культурную столицу Содружества независимых государств.
Одним из объективных показателей деятельности мэрии за отчетный год является сравнение с другими субъектами Приволжского федерального округа. В первой половине года Ульяновск практически по всем показателям уверенно занимал место в верхней половине рейтингов по ПФО.
Благодаря активной работе по «подтягиванию» наших проблемных мест город занял 4-е место (по итогам января-сентября), вплотную приблизившись к «тройке» лидеров ПФО. Напомню, что несколько лет назад по многим показателям Ульяновск находился в числе худших, занимая 11-12 места.
Положительная динамика по большинству показателей свидетельствует, что стратегия и алгоритмы развития областного центра, определенные в тесном взаимодействии с губернатором Сергеем Морозовым, являются эффективными.
Важнейший комплексный результат совместных согласованных усилий в экономической сфере – создание на территории города благоприятной среды для развития субъектов экономики и для прихода инвесторов. Именно здесь мы добились максимальных темпов роста. В последнее время Ульяновск вышел с 6-го на 1-е место среди городов При-волжья по «обороту крупных и средних организаций». Оборот организаций в 2010 году увеличился почти на 22% и достиг 181 миллиарда рублей. За 2 месяца 2011 года этот показатель увеличился с 22% до 27%.
По показателю «Оборот организаций по всем видам экономической деятельности» мы вошли в тройку лучших в ПФО, в абсолютных показателях он возрос в течение года почти в 2 раза.
Растут и показатели производства. Отгрузка товаров собственного производства выросла за 2010 год с 59 млрд. руб. до 80 млрд. рублей, более чем на 30%, по итогам января-февраля 2011 – более чем на 35%.
В целом в Ульяновске наблюдается устойчивая положительная тенденция роста основных макроэкономических показателей.
Практически вдвое в течение года снизилась численность зарегистрированных безработных (с 8,3 тысячи до 4,4 тысячи человек). Количество созданных новых рабочих мест увеличилось с 2,3 тысячи до 12 тысяч. В настоящее время количество свободных вакансий составляет почти 6 тысяч. Это означает, что число вакансий значительно превышает количество официально зарегистрированных безработных граждан.
В рамках городской и областной целевых программ в общественных оплачиваемых работах в 2010 году приняли участие почти 15 тысяч человек.
Уверенными темпами растет среднемесячная заработная плата. В 2010 году уровень среднемесячной зарплаты повысился с 14,5 тысячи рублей до 16,9 тысячи рублей. Для жителей города это важнейший фактор, определяющий качество жизни, поэтому мы уделяем вопросам и проблемам в данной сфере повышенное внимание. В рейтинге Приволжского округа по зарплате к ноябрю прошлого года мы поднялись с 7 на 5 место, – таким образом, по уровню заработной платы мы находимся среди лучших. При этом город находится на 4-м месте среди лучших субъектов по показателю «Стоимость минимального набора основных продуктов»: зарплата у нас выше среднеокружной, а цены ниже среднеокружных.
Особое внимание обращается на сокращение задолженности по заработной плате (в течение года она сократилась почти на 30%).
По такому важнейшему показателю, как стоимость минимального набора основных продуктов питания, мы поднялись в рейтинге (за январь-ноябрь 2010 года) на 4-е место с 6-го, что свидетельствует о более низких темпах роста цен, чем в городах ПФО. При всей проблемности вопроса с ростом цен на продукты питания, руководство города стремится к удержанию цен в диапазоне, доступном для жителей, особенно малообеспеченных. Мы активно работаем с руководством торговых сетей, предпринимателями, систематически проводим ярмарки.
Кроме того, мы стремимся активно привлекать ресурсы из вышестоящих бюджетов. В настоящее время Ульяновск участвует в реализации одной федеральной целевой программы и 15 областных целевых программ. В ходе их реализации на условиях софинанси-рования на сегодняшний день освоен 1 миллиард 773,8 миллиона рублей.
Собственными силами город Ульяновск реализует 16 муниципальных целевых программ и 4 городские целевые программы.
Забота о благополучии ульяновцев может быть реальной только при наличии устойчивого экономического роста, финансовой стабильности города, которая напрямую зависит от пополнения городского бюджета финансовыми ресурсами. Считаю, что 2010 год в этом плане был достаточно плодотворным. По сравнению с 2009 годом общий объем доходов увеличился на 1 миллиард 770 миллионов рублей (или на 26%).
В результате проводимой работы в 2010 году бюджет города по доходам выполнен на 104%. В итоге в бюджет города поступило 8 миллиардов 568 миллионов рублей (при уточненном плане 8 миллиардов 212 миллионов рублей).
Суммарно по итогам работы в 2010 году дополнительно получено налоговых и неналоговых доходов более 413 миллионов рублей. Несомненно, это важный результат нашей работы.
В 2010 году получены дополнительные доходы по всем запланированным источникам налоговых доходов. Налоговых доходов поступило 3 миллиарда 886 миллионов рублей. По сравнению с 2009 годом поступление налоговых доходов увеличилось на 517 миллионов рублей, темп роста составил 115%. Неналоговых доходов поступило 1 миллиард 604 миллиона рублей. По сравнению с прошлым годом поступление неналоговых доходов увеличились на 147 миллионов рублей, или на 10%.
Таким образом, в 2010 году по всем запланированным источникам налоговых и неналоговых доходов план выполнен и перевыполнен.
В 2010 году нами были приняты обязательства по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города на 2010 год в сумме 605 миллионов рублей. Обязательства выполнены в сумме 1 миллиард рублей. Перевыполнение составило 65%.
В 2011 году наша основная задача – найти новые резервы в работе по увеличению налогового потенциала города Ульяновска. Не менее важной задачей является бережное, эффективное расходование бюджетных средств.
Достаточно сказать, что по итогам года экономия бюджетных средств составила 470 миллионов рублей. Увеличен объем бюджетных ассигнований, освоенных посредством произведенных закупок товаров, работ и услуг за счет бюджета Ульяновска с 2,2 миллиарда рублей в 2009 году до 3,5 миллиарда рублей в 2010 году.
С целью реализации программы «Повышение эффективности бюджетных расходов» ведется постоянный мониторинг информации о победителях конкурсов и аукционов, серьезное внимание уделяется внедрению передовых информационных технологий. Также решен вопрос автоматизации системы муниципального заказа и исполнены в полном объеме мероприятия по подготовке к проведению открытых аукционов в электронной форме.
Опираясь на требования горожан, в том числе на собранные в период избирательной кампании тысячи наказов, мы разработали в прошедшем году четкую, прозрачную и понятную систему действий, наметили ряд основных приоритетов, определяющих нормальную жизнедеятельность города и его развитие. По всем приоритетным направлениям приняты муниципальные целевые программы на период до 5 лет.
Благоустройство
В первую очередь, это решение вопросов и проблем благоустройства. Здесь огромный комплекс проблем, большинство из них копились десятилетиями, поэтому в этой сфере трудно добиться каких-то мгновенных улучшений. Мы стремимся работать системно, четко выделяем приоритетные секторы благоустройства. Это, прежде всего, улицы 1, 2, 3 категорий; тротуары; остановки общественного транспорта; дворы и придомовые территории; обустройство контейнерных площадок; вывоз ТБО; внутриквартальные проезды; территории, принадлежащие различным учреждениям и организациям; территории возле объектов бизнеса; места уличной торговли; парковки и автостоянки (в первую очередь – несанкционированные); подготовка и благоустройство газонов, а также – городские скверы и парки.
За каждым названным объектом закреплены ответственные руководители, люди и организации, проведены и проводятся сотни и тысячи мероприятий.
В целом хочу оценить проделанную работу положительно, нам удалось добиться существенных сдвигов. Это отмечают большинство жителей и гостей города: Ульяновск стал значительно чище, лучше, благоустроеннее, современнее.
Впервые в этом году мы направили 909 миллионов рублей на развитие и благоустройство города. Это значительно больше, чем выделялось в прошлые годы, поэтому очень важно использовать средства бережно и эффективно и при этом получить максимальные результаты.
Одной из главных наших задач мы считаем работу по сохранению и возвращению исторической памяти нашего города. В связи с этим пристальное внимание уделяется восстановлению исторических скверов и улиц. Так, благоустроены сквер имени И.Н. Ульянова, некрополь, могила И.Н. Ульянова, бывший сквер «Колючий садик», получивший имя выдающегося чувашского просветителя Ивана Яковлева. Мы возвратили историческое название парку «Владимирский сад» (бывший парк «им. Я.М. Свердлова»), с июня прошлого года он стал муниципальным учреждением культуры, находящимся в ведомственном подчинении Управления культуры.
В апреле начнется реализация областной целевой программы «Ульяновск – административный центр», в рамках которой планируется реализовать масштабные мероприятия – в том числе реконструкцию площади 100-летия со дня рождения В.И. Ленина.
Начата и активно реализуется с помощью депутатов Думы важная программа «Наш уютный двор», которая является партийным проектом «Единой России». В прошедшем году на нее выделено 50 миллионов рублей для благоустройства 35 дворов, в 2011 на эти цели выделено уже 327 миллионов. Реализация этой программы позволила преобразить многие городские дворы, превратить их в место для общения, занятий физической культурой.
В рамках работы по обеспечению экологической безопасности активно развиваются программы «Зеленый город», «Посади и вырасти дерево», «Миллион цветов», «Музей под открытым небом» и другие.
Улучшение условий проживания в городе
В 2010 году на реализацию программы «Капитальный ремонт ветхого жилья» в рамках Федерального закона №185 – во многом благодаря поддержке губернатора Сергея Морозова – «Фондом содействия реформированию ЖКХ» было выделено 906 миллионов 911 тысяч руб. Это почти в 4,5 раза больше, чем выделялось в 2008-2009 годах.
Средства были направлены на ремонт 391 дома: проведены ремонт 258 кровель, реконструкция систем центрального теплоснабжения в 138 домах, замена оборудования 34 лифтов, установлены 152 узла учета регулирования тепла, горячего и холодного водоснабжения, обновлены фасады 29 домов. В результате свои жилищные условия улучшили почти 105 тысяч человек.
Такие масштабные работы в Ульяновске в последние годы не проводились.
Из аварийного жилищного фонда расселены жители 50 домов (благодаря чему улучшили свои жилищные условия 1320 человек).
Однако резкое увеличение объемов ремонтных работ обострило проблемы качества и недостаточного количества в городе квалифицированных специалистов и организаций, способных выполнить в установленные сроки все виды работ.
Хочу подчеркнуть, что вопрос о качестве проводимых работ постоянно находится в центре внимания городского руководства: мы стремимся совершенствовать систему многоуровневого контроля за объемом и качеством проводимых работ, в том числе с активным участием депутатов Городской Думы, широким привлечением общественности и специализированных организаций. Обеспечение надлежащего качества всех видов работ – ключевой вопрос для развития нашего взаимодействия и улучшения ситуации в 2011 году.
Проведение зимнего отопительного сезона
Важнейшая задача в этом блоке вопросов – вовремя и без сбоев обеспечить теплом жилые дома – была осуществлена в течение 10 дней начала октября. В течение нормативного срока к отоплению были подключены все 2 тысячи 963 жилых дома Ульяновска. Однако работу сопровождали многочисленные жалобы горожан, в начальный период регистрировалось ежедневно до 700 обращений. Контроль осуществлялся моим первым заместителем Сергеем Панчи-ным, на наиболее проблемные участки я выезжал лично. В итоге большая часть вопросов была снята.
Абсолютное большинство трудностей вызвано объективными факторами – изношенностью систем ЖКХ и ветхостью жилья.
Одной из самых серьезных проблем в этой сфере является уборка внутридворовых территорий домов от снега и наледи, а также очистка кровель домов от снега и сосулек. Ответственность за это несут 27 городских управляющих компаний, между которыми распределены 2 тысячи 456 домов.
В условиях снежной зимы количество обращений жителей по поводу течи крыш резко возросло. В связи с этим
мэрией был усилен контроль за режимом организации работ по уборке внутридворовых территорий домов от снега и наледи, а также очистки кровель домов от снега и сосулек; из бюджета города на очистку кровель домов Ульяновска от снега и наледи было дополнительно выделено 100 миллионов рублей и разработан четкий график работ. Для оперативной работы по очистке кровель нужна специальная техника, закупку которой мы осуществим в 2011 году.
Хочу отметить, что система ЖКХ, в целом, свои функциональные задачи выполнила – несмотря на суровую зиму и испытание аномальными погодными условиями, мы смогли избежать серьезных аварий и сбоев, как это происходило в ряде других городов.
Одной из главных задач в этой сфере является реализация программы энергосбережения: в 2011 году мы сократим лимиты потребления бюджетных организаций города не менее чем на 5%.
Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры
С целью повышения качества жизни ульяновцев активно реализуется программа «Городские дороги». Удалось найти финансовые средства для увеличения объемов и повышения качества проводимых работ по сравнению с предшествующими годами. На ремонт дорог в 2010 году мэрия направила 272 миллионов рублей.
Заключены долгосрочные муниципальные контракты на содержание автомобильных дорог, уличного освещения, технических средств организации дорожного движения. Проведена большая работа по реконструкции дорожного покрытия центральных городских улиц, замене бордюров, обустройству газонов, обрезке и формовке деревьев, озеленению. В процессе замены бордюрного камня была расширены проезжая часть улицы Гончарова на участке от Центробанка до Энгельса, а на улице Гагарина удалось организовать четырехполосное движение транспорта.
Так же, как и в ЖКХ, острейший и важнейший вопрос данной сферы – вопрос качества. Стратегия и тактика ремонта городских дорог с 2010 года – это уже не латание отдельных дыр, как ранее; теперь мы в обязательном порядке проводим капремонт с фрезерованием, устройством выравнивающего слоя, геосетки, устройством верхнего слоя из высокопрочного асфальтобетона на минеральном порошке. Новые для Ульяновска технологии используются и при применении карточного ремонта. Впервые в нашем городе начато применение технологии ямочного ремонта с устройством литого асфальтобетона, устойчивого к вибрационному воздействию электротранспорта.
В больших объемах велось мощение плиткой центральных улиц, – в том числе Гончарова и Кузнецова, благоустройство 1 этапа набережной реки Свияга.
С целью повышения качества жизни ульяновцев мы разработали и приняли целевые программы «Модернизация наружного освещения Ульяновска в 2011-2015 годах» и «Обновление городского электрического транспорта на 2011-2015 годы».
Объективная проблема данной сферы – острейшая нехватка специалистов, квалификация которых способна обеспечить качество ремонта дорог. Субъективная проблема – наличие недобросовестных подрядчиков, которые сначала выигрывают конкурсы, а затем пытаются извлечь выгоду за счет низкого качества работ и уклонения от их выполнения в полном объеме.
Таким хапугам-подрядчикам я как Глава города объявил беспощадную войну, мы составили список таких организаций. Во-первых, мы заставим их сделать дороги и тротуары так, как этого требуют нормативы, устранить весь брак и недоделки. Во-вторых, больше на рынке дорожных работ те, кто не хочет работать качественно, присутствовать не будут.
Высокое качество дорожного покрытия требует высокого качества применяемых материалов. Для этого в 2010 году за счет средств бюджета был приобретен новый асфальтобетонный завод К-160, способный производить все виды современного литого асфальтобетона. До начала строительного сезона он будет смонтирован и запущен в эксплуатацию.
Уборка улиц и дворов города, особенно в зимний период, – сектор, наверное, вызывающий наибольшее количество негативных эмоций жителей. Хочу сказать, что все имеющиеся в распоряжении мэрии людские ресурсы были задействованы полностью, постоянно проводились и проводятся санитарные пятницы, сотни и тысячи людей работали, убирая снег, наледь и мусор. Но есть объективная причина – нехватка современной техники. Данную проблему мы активно решаем, постоянно повышая оснащенность городского хозяйства новой техникой.
Произведена закупка 81 единицы современной дорожно-эксплуатационной техники на сумму 387 миллионов рублей, что позволило внедрить новые технологии зимней уборки (жидкие и твердые реагенты, новый тип пескосоляной смеси). Это в решающей степени позволило избежать парализации улиц города в период снегопадов, когда в течение нескольких суток выпадали месячные нормы осадков.
Не до конца решены вопросы, связанные с пассажирскими перевозками, особенно из отдаленных районов города и пригородной зоны. Проблема также носит комплексный характер. Ясно, что «маршрутки», во-первых, не справляются с возрастающим объемом перевозок; во-вторых, сотни постоянно курсирующих «маршруток» сами по себе – огромная проблема для любого города: это – и перегрузка улиц, и рост ДТП, и угроза безопасности пассажиров.
С целью повышения качества перевозок приобретены 11 единиц автобусов «ЛИАЗ», обеспечена работа 2 «Икарусов». Мы предпринимаем действия для создания городского автотранспортного предприятия. Передав эти автобусы в ПАТП-1, мэрия получила сертификат на долю в 30% в этом областном предприятии. До 1 мая планируется приобрести в лизинг и поставить на маршруты 40 автобусов средней вместимости «БАУ Стрит».
Создан диспетчерский центр на базе системы спутниковой навигации «ГЛОНАСС». Установлены навигаторы на 248 единиц пассажирских транспортных средств. Работа по подключению к этому центру всей техники муниципальных предприятий, а также маршрутных автотранспортных средств продолжается.
Помимо этого, разработана новая схема маршрутной сети, соответствующая требованиям ульяновцев; открываются новые маршруты, увеличивается количество транспортных единиц на маршрутах и интенсивность их движения, а также продолжительность работы автобусов в вечернее время и в выходные дни.
В целом, в городе Ульяновске общий объем финансирования мероприятий по дорожному хозяйству, благоустройству и транспорту составил 1 миллиард 894 миллиона рублей.
Строительство
По итогам года план, установленный Правительством Ульяновской области, выполнен с небольшим превышением: введено более 290 тысяч кв.м. жилья, что составляет почти 62% в общем количестве введенного жилья по Ульяновской области.
Важный шаг в этом направлении – начало строительства нового микрорайона «Юго-Запад», где за ближайшие три года будет построено около 1 миллиона кв. м жилья. Благодаря этому проекту мы впервые за последние годы возобновили строительство жилья для бюджетников. Строится 85-квартирный дом, в котором мы до 12 июня 2011 года должны предоставить не менее 60 квартир бюджетникам, в первую очередь для решения проблемы нехватки кадров в сферах здравоохранения и образования.
Также разработана и утверждена МЦП «Развитие малоэтажного жилищного строительства на территории Ульяновска в 2011-2015 годы», которая предусматривает обеспечение сформированных земельных участков объектами инженерной инфраструктуры. Утверждена программа «Развитие застроенных территорий в границах муниципального образования «город Ульяновск» на 2010-2015 годы» для оптимального социально-экономического развития территории города путем сноса ветхих и аварийных строений и переселения граждан в новые дома.
Согласно амбициозным планам мэрии Ульяновск в 1-м квартале 2011 года должен занять 3-е место среди городов ПФО по показателю «Ввод в эксплуатацию объектов жилья»: предполагается, что он составит 44,2 тысячи кв. м, что на 18% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010
года.
Поддержка малого бизнеса
За прошедший год из всех источников на реализацию МЦП «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ульяновске на 2009-2012 годы» направлено более 37 миллионов рублей (в 2009 году было направлено всего три миллиона). В 2011 году на реализацию программы планируется выделить более 50 миллионов рублей.
В декабре был открыт «Ульяновский центр развития предпринимательства», созданный с целью консолидации усилий власти и предпринимателей для решения проблемных вопросов ведения бизнеса.
Также важной формой работы и по поддержке горожан, и по поддержке предпринимателей стало проведение сельскохозяйственных ярмарок во всех районах города. Ярмарки помогли стабилизировать ситуацию, потому что проводились без торговых посредников, устанавливающих собственные надбавки к первоначальной цене. Осенью мы проводили ярмарки до полного удовлетворения спроса горожан на овощи, весной возобновили их проведение для сдерживания цен.
Мэрией в рамках формирования благоприятного климата для инвестиционной деятельности проводится комплексная работа по следующим направлениям: осуществляется сопровождение инвестпроектов; введена система кураторства проектов, включенных в городской реестр инвестпроектов; ведется системное информирование потенциальных инвесторов о городских инвестиционных площадках.
В 2011 году запланирована реализация 37 инвестпроектов, при этом будет создано 3500 новых рабочих мест.
Культурное развитие
В последний год в городе очень активно реализуются мероприятия, связанные со сферой культуры. В 2010 году достойно были проведены значимые мероприятия, благодаря которым Ульяновск ярко и уверенно позиционировал себя во внешнем пространстве, в том числе и за рубежом.
Вручение Ульяновску сертификата культурной столицы СНГ – это и выражение доверия к достижениям и планам города, и в то же время – большая ответственность, призыв к активизации работы в культурной сфере, выходу на новые, международные горизонты.
Меня – как горожанина и Главу города – очень радует, что впервые для наиболее качественной и инновационной реализации проекта объявлен открытый городской фестиваль творчества «Летний Венец». Он станет одной из культурных доминант текущего года. Мероприятия в рамках фестиваля пройдут с 1 мая по 30 сентября 2011 года.
В 2010 году создано муниципальное учреждение культуры «Централизованная клубная система», объединившее 8 клубов и Домов культуры пригородной зоны.
Отремонтированы многие учреждения культуры города Ульяновска, в том числе – проведены ремонтные работы в ДК «Киндяковка». Отрадно, что эта работа помогла увеличить количество творческих коллективов и клубных объединений.
Нам нужно вернуть Ульяновску статус «читающего города». Запущена в действие программа открытия 7 новых городских библиотек. Принята муниципальная целевая программа «Развитие централизованной библиотечной системы Ульяновска на 20112012 годы».
Заметным событием культурной жизни стало установление в Ульяновске новой традиции – проводить рождественские ярмарки. Думаю, что это тоже входит в понятие «качество жизни»; чтобы добиться этого, также нужна кропотливая работа.
Здравоохранение и демография
Система учреждений здравоохранения работает стабильно. Ульяновск активно участвует в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», есть тенденция к сокращению заболеваемости жителей города.
Из всех источников бюджета на нужды отрасли в 2010 году было выделено более 3 миллиардов 450 миллионов рублей. Для укрепления здоровья населения реализуются программы: «Адресная поддержка населения», «Семья и дети», «Социальная реабилитация и интеграция инвалидов».
В текущем году мы целенаправленно работали над вопросом обновления муниципального автопарка. Были приобретены 115 автомобилей «УАЗ». Из них 47 машин были переданы для учреждений здравоохранения. Остальные машины переданы коммунальным службам и предприятиям.
Один из итогов данной работы – удалось сократить среднее время прибытия бригад скорой медпомощи с 20 до 16 минут. Этот факт положительно повлиял на уменьшение показателей смертности.
Также велась плановая работа по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения. В 2010 году для городских лечебных учреждений приобретена 1721 единица оборудования на общую сумму более 94 миллионов рублей, выполнены ремонтные работы 193 объектов на сумму 87 миллионов рублей.
За 2010 год отмечено снижение младенческой смертности. Впервые в 2010 году удалось добиться снижения этого показателя на 40% (тем самым Ульяновск приблизился к аналогичным показателям США и развитых стран Европы). За 2010 год число абортов сократилось на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом на 115 семей выросло количество многодетных семей: сейчас в городе проживают 1175 семей с общим количеством детей 3 тысячи 779 человек.
Одна из главных проблем в сфере здравоохранения – кадровая. С целью привлечения врачебных кадров в муниципальные учреждения здравоохранения в городе предусмотрены меры социальной поддержки специалистам. Так, врачам, впервые принятым на работу после окончания учебного заведения, оказываются единовременные выплаты в размере 10 тысяч рублей и частичная компенсация оплаты за наем жилья в размере 1 тысячи рублей ежемесячно. В 2010 году для финансирования мер социальной поддержки молодых специалистов из городского бюджета было выделено 1 миллион 514 тысяч рублей.
Из бюджета города работникам отделений неотложной медпомощи производится доплата, на что в 2010 году было выделено 16 млн. 600 тыс. рублей. Также производится доплата водителям скорой помощи по 2 тыс. рублей и младшему персоналу по 1 тыс. рублей ежемесячно.
Надо отметить, что разработана программа модернизации системы здравоохранения города на 2011-2012 годы. Мы уже приступили к ее реализации, и я настойчиво требую от городской системы здравоохранения связать работу всей системы с качественным улучшением демографических показателей.
С целью стабилизации и улучшения демографической ситуации в городе открыты пять Центров здоровья, в 2010 году в них обратились 45 тысяч горожан. О социальном благополучии в городе свидетельствует улучшение статистики
– устойчивый рост показателей по бракам и снижение показателей по числу разводов в городе Ульяновске. В 2010 году зарегистрировано 6505 браков (на 524 брака больше, чем прошлом).
Все это ведет к увеличению показателей рождаемости: в 2010 году число родившихся составило 6 тысяч 582 человека.
Образование
С целью решения важнейшей городской проблемы – снижения и ликвидации очереди в детсады – реализуется программа «Развитие доступного дошкольного образования». В прошлом году она позволила в 2 раза увеличить количество путевок в детские сады (до 6 тысяч мест). Количество детей, получающих дошкольное образование, в течение года возросло с 18 тысяч 949 до 20 тысяч 815 ребятишек. Для этого на увеличение мест в дошкольных образовательных учреждениях мы направили более 129 млн. рублей.
В 2010 году из городского бюджета выделено 45,5 млн. рублей на изготовление про-ектно-сметной документации и строительство детского сада №258 в микрорайоне «Искра» по улице Репина. Ввод в эксплуатацию детского сада (13 групп на 240 мест) планируется в 2011 году.
Проведены ремонтные работы в детском саду №33 (всего выделено и освоено 11 млн. руб.). Этот детский сад будет открыт ко Дню города – 12 июня 2011 года. Кроме того, за счет средств городского бюджета приобретена шести-комнатная квартира на первом этаже жилого дома, расположенного на улице Жиркевича, – для оборудования и размещения детского сада (2 группы на 30 мест). Всего в 2011 году в детские сады Ульяновска придут еще 4 тысячи 959 дошкольников.
Наша основная задача – в течение трех лет полностью ликвидировать очередь в детские сады.
Большинство учащихся получают знания достаточно высокого уровня. В региональном этапе Всероссийской олимпиады приняли участие 173 обучающихся города Ульяновска. 24 наших школьника стали победителями более чем в половине номинаций, 64 стали призерами (также заняв почти половину призовых мест). Число победителей и призеров 2010 года по сравнению с 2009 годом выросло почти на 9%. 12 учащихся города стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2010 года.
Составной частью проекта «Наша новая школа» является обновление всей школьной инфраструктуры. Нельзя не отметить проведенную большую работу по капремонту гимназии №1. Напомню, что здание простояло без капитального ремонта 40 лет. Расходы на проведение ремонта составили свыше 50 млн. рублей, на ремонт бассейна – 2,5 млн. руб.
Отдельно стоит отметить большую работу, проведенную в школе №78, при активном участии азербайджанского Конгресса и Фонда Ильхама Алиева. Это как раз пример успешного взаимодействия власти и общественных организаций. Такой опыт надо приветствовать и развивать.
Осуществлен ремонт и восстановление всех школьных бассейнов в городе. Помимо этого, в 2011 году мы приступаем к реализации программы «Школьные окна».
Социальная работа. Развитие гражданского общества
Принципиально важное направление работы в данной сфере – социальная поддержка нуждающихся.
В рамках целевой программы «Адресная поддержка населения Ульяновска на 20092011 годы» были выделены 13,3 млн. руб., из них 10 млн. руб. направлено на оказание помощи участникам Великой Отечественной войны.
Вопросы обеспечения ветеранов войны жильем остаются приоритетными в работе мэрии. В текущем году сертификаты на жилье получили 340 ветеранов – практически все, кто имеет на это право. Работа будет активно продолжена и в 2011 году. Подчеркну, что указ Президента РФ Дмитрия Медведева об обеспечении всех нуждающихся ветеранов жильем будет выполнен в нашем городе в полном объеме.
На выплаты 25 почетным гражданам было направлено 1 миллион 100 тысяч рублей. В рамках городской комплексной программы «Семья и дети» приняты дополнительные меры по поддержке семей с детьми, выделено 10,7 млн. руб.
Утвержден межкомплексный план мероприятий по формированию безбарьерной среды для маломобильных граждан, проводится реализация программы «Социальная интеграция и реабилитация инвалидов». В 2010 году из средств городского бюджета на реализацию мероприятий по созданию безбарьерной среды выделено почти 21 млн. рублей.
В Ульяновске действует программа «Социальная интеграция и реабилитация инвалидов в Ульяновске», основными мероприятиями которой являются ремонт и перепланировка жилья для инвалидов-колясочников, оказание адресной помощи, взаимодействие с общественными организациями инвалидов. Помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в рамках программы «Семья и дети». Выплаты и компенсации расходов на оплату ЖКУ составили 40,5 млн. руб.
Нашего постоянного внимания требует деятельность общественных организаций: «Всероссийское общество глухих», «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», «Всероссийское общество инвалидов», благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России», особенно – дети с ограниченными возможностями и члены их семей.
8 рамках декады инвалидов в мэрии и во всех районных администрациях города Ульяновска на встречах с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, было вручено 50 компьютеров детям с ограниченными возможностями.
Развиваются отношения конструктивного сотрудничества мэрии с Ульяновским городским Советом ветеранов. Избраны и активно работают во взаимодействии с администрациями районов районные Советы ветеранов. Очень важна предлагаемая ветеранами помощь для активизации патриотического воспитания в школах.
9 ноября начал свою работу Координационный совет по делам женщин при главе города Ульяновска. Серьезные вопросы жизнедеятельности города и мэрии рассматриваются совместно с Общественным советом по культурному, социальному и экономическому развитию при Главе города.
Работа с молодежью
В 2010 году успешно реализованы 30 социально-значимых проектов. В рамках реализации муниципальной целевой программы «Молодежь 2010-2012» в течение прошлого года организовано и проведено 215 городских спортивно-массовых мероприятий с участием более 135 тысяч человек.
Целенаправленно велась работа по строительству и обустройству детских игровых и спортивных площадок, развитию школьного и дворового спорта. В зимний период 2010 года функционировали 122 спортплощадки, из них 112 кортов для хоккея и ледового катания.
Активно проводилась работа с подростково-молодежными клубами МУ «Симбирцит». Одним из самых масштабных и интересных проектов, реализованных Комитетом по делам молодежи совместно с «Симбирцитом», стал проект «Жители олимпийского города». В нем приняли участие около 12 тысяч человек. Я сам неоднократно принимал участие в мероприятиях проекта и могу сказать, что в результате его реализации горожане всех возрастов и социальных групп стали более активно принимать участие в спортивных и творческих мастер-классах, праздниках двора.
Считаю принципиально важным направлением в молодежной политике реализацию проекта «Свирская победа», осуществляемого совместно с «Военно-патриотическим центром «Набат» и помогающего развитию в Ульяновске системы военно-патриотических клубов.
Безопасность горожан
По большинству видов правонарушений в течение года в Ульяновске отмечалось снижение. Обстановка в Ульяновске стала более спокойной, чего нельзя сказать об обстановке в ряде регионов России. Поэтому мы в тесном взаимодействии с правоохранительными органами постоянно и ежедневно занимаемся профилактикой и противодействием всем формам правонарушений, особенно проявлениям национального и религиозного экстремизма, пресечением малейшей активности молодежных группировок криминальной направленности.
Одним из главных направлений нашего взаимодействия с правоохранительными органами является реализация комплекса мер по выявлению и пресечению деятельности несанкционированных автомобильных стоянок и мест несанкционированной торговли.
Утверждена муниципальная целевая программа «Комплексные меры по профилактике правонарушений на территории Ульяновска на 2011-2012 годы». Новая целевая программа предусматривает внедрение и дальнейшее развитие комплексной автоматизированной системы безопасности «Безопасный город» и совершенствование материально-технической базы милиции общественной безопасности, в том числе участковых пунктов милиции. Также запланировано создание в городе Центра фото-видеофиксации, который поможет в борьбе с нарушителями правил дорожного движения.
Итоги
Задачи развития Ульяновска – масштабны и сложны. Но у нас есть возможности осуществить намеченное. Есть четкое понимание того, как будет развиваться наш город в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Будущее областного центра зависит только от объединенных усилий всех горожан. Все мы – гражданское общество, избиратели, деловое сообщество, депутаты, сотрудники органов местного самоуправления – выбираем себе цели и инструменты их достижения.
Глубоко убежден, что все планы развития Ульяновска реальны и выполнимы при одном важном условии: если каждый будет добиваться конкретных полезных результатов на своем рабочем месте. Только так, объединив усилия, мы сможем обеспечить жителям города Ульяновска благополучие, развитие и хорошие перспективы.
Уверен: все задачи будут выполнены.