Две недели назад мы писали про то, что уложенная на центральных улицах плитка оказалась ужасно скользкой. Кроме того, в том материале мы сделали предположение, что плитку обязательно вспучит, так как при её укладке была нарушена технология. Весна показала, что так и оказалось.

В ответ на предыдущую публикацию нам пришёл ответ из мэрии под подписью председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта К.А.Иваненко, где сообщается, что «согласно полученной документации от подрядных организаций, производящих работы по мощению тротуаров на улицах города, используемая для мощения плитка соответствует всем требованиям ГОСТ 17608-91». Наверняка, это так, ведь категория бетонной поверхности, которая и является причиной скользкости плитки, регламентируется другим ГОСТ – 13015.0. Но это на самом деле не принципиально, ведь достаточно большую часть плитки укладывали не подрядчики, нанятые мэрией, а владельцы недвижимости. Такова, например, плитка около ТЦ «Версаль» или некоторые участки на улице Гончарова. Плитка на этих участках явно не отвечает требованиям ГОСТа ни по категории бетонной поверхности, ни даже по форме. И эта плитка, несмотря на оттепель, осталась скользкой по сей день. Зато её не вспучивает в отличие от «мэрской».

alt

Участков в виде мини-горок на одной только улице Гончарова мы насчитали больше десятка. Практически на всех из них плитка была уложена в минувшую осень.

Картина в виде мужичков с резиновыми молоточками и циркуляркой с кругом по камню в прошлом году стала не просто привычной, а обыденной. Люди быстро привыкли ходить по грязной песчаной подушке и до середины зимы обходить штабеля легендарной тротуарной плитки. Столь же эпохальный ремонт улицы Гончарова ещё больше усугубил ситуацию – при установке модного бордюрного камня плитку у дороги вынужденно разбирали. И опять же складывали на тротуаре, прямо под ногами у пешеходов. Эту очевидную неорганизованность работ можно было бы простить, если бы полученный результат радовал взгляд. Но, увы, этого не получилось – во многих местах плитка была положена совсем не идеально. А весна вскрыла и другие проблемы, главная из которых – вспучивание.

Классическая технология укладки тротуарной плитки подразумевает две основные операции, которые определяют «живучесть» покрытия. Во-первых, необходимо обеспечить хороший сток воды от отмостки зданий в ливневую канализацию. Допустимый минимум «разуклонки» – 5 мм на метр. Во-вторых, необходимо правильно организовать основание под укладку. Тут всё достаточно просто – насыпается 5-7 сантиметров песка, насыпь увлажняется, через несколько дней разравнивается и поверх неё с соблюдением разуклонки выполняется бетонная стяжка толщиной 3-4 сантиметра. С этим-то и вышел промах! Плитку на большинстве участков клали просто в песок, безо всяких стяжек и разуклонок. Более того, ближе к концу осени песок даже перестали утрамбовывать и поливать. Сроки поджимали, и «лишними» операциями просто пренебрегли. В итоге получилось то, что получилось – песок без стяжки начал набирать воду, которой, благо, натекло с крыш осенью вполне прилично. В определенный момент гидроскопичности песчаной подушки перестало хватать и произошло насыщение водой грунта. Как известно, мокрая почва вспучивается гораздо сильнее, чем сухая. Первые сильные морозы стали наглядной демонстрацией этого физического процесса – плитку на таких участках буквально раздуло.

alt

Не стоит и говорить, что этого факта вполне достаточно, чтобы обвинить подрядчиков в явном браке. Работы выполнены на два с минусом. Но только ли подрядчики виноваты? Думаем, что нет. Часть ответственности лежит и на мэрии, которая установила для работ по укладке плитки крайне малые сроки. Очевидно, что достаточного количества квалифицированных бригад строителей для выполнения такого фронта работ за столь короткое время у подрядчиков просто не нашлось. В ход был запущен механизм «шабашничества». Проще говоря, плитку укладывали все кому не лень, но всё равно не успели до заморозков… По идее, при первых заморозках все работы по укладке должны быть прекращены, но это означало бы просто катастрофический срыв условий контракта. Поэтому на нормативы и здравый смысл было решено попросту наплевать – бордюры укладывали прямо в снег, а плитку – в лужи.

Теперь, если в комитете дорожного хозяйства мэрии не решат закрыть глаза на явный брак, а сами подрядчики не испарятся, им придётся свою работу переделывать полностью. Впрочем, у подрядчиков тоже найдутся оправдания – во многих местах свежеуложенную плитку уже успели переложить безо всякого их желания. Речь идёт об участках, где под тротуаром проходят коммуникации. А это почти вся левая сторона улицы и значительная часть правой. Любой, даже мелкий, ремонт подразумевает разборку «плиточной мозаики». Соответственно, те, кто укладывал плитку, на участках, где плитку разбирали для ремонта или замены коммуникаций, уже не несут ответственности по гарантийным обязательствам. То же относится и к тем участкам, где плитку снимали для укладки «модных» бордюров.

alt

На практике это означает, что от выполнения гарантийных обязательств при наличии грамотных юристов можно хоть и со скрипом, но «отбрехаться». Мы почти уверены, что так и будет, а нам придётся всё так же штурмовать «плиточные горы»…