Две недели назад мы писали про то, что уложенная на центральных улицах плитка оказалась ужасно скользкой. Кроме того, в том материале мы сделали предположение, что плитку обязательно вспучит, так как при её укладке была нарушена технология. Весна показала, что так и оказалось.
В ответ на предыдущую публикацию нам пришёл ответ из мэрии под подписью председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта К.А.Иваненко, где сообщается, что «согласно полученной документации от подрядных организаций, производящих работы по мощению тротуаров на улицах города, используемая для мощения плитка соответствует всем требованиям ГОСТ 17608-91». Наверняка, это так, ведь категория бетонной поверхности, которая и является причиной скользкости плитки, регламентируется другим ГОСТ – 13015.0. Но это на самом деле не принципиально, ведь достаточно большую часть плитки укладывали не подрядчики, нанятые мэрией, а владельцы недвижимости. Такова, например, плитка около ТЦ «Версаль» или некоторые участки на улице Гончарова. Плитка на этих участках явно не отвечает требованиям ГОСТа ни по категории бетонной поверхности, ни даже по форме. И эта плитка, несмотря на оттепель, осталась скользкой по сей день. Зато её не вспучивает в отличие от «мэрской». Участков в виде мини-горок на одной только улице Гончарова мы насчитали больше десятка. Практически на всех из них плитка была уложена в минувшую осень. Картина в виде мужичков с резиновыми молоточками и циркуляркой с кругом по камню в прошлом году стала не просто привычной, а обыденной. Люди быстро привыкли ходить по грязной песчаной подушке и до середины зимы обходить штабеля легендарной тротуарной плитки. Столь же эпохальный ремонт улицы Гончарова ещё больше усугубил ситуацию – при установке модного бордюрного камня плитку у дороги вынужденно разбирали. И опять же складывали на тротуаре, прямо под ногами у пешеходов. Эту очевидную неорганизованность работ можно было бы простить, если бы полученный результат радовал взгляд. Но, увы, этого не получилось – во многих местах плитка была положена совсем не идеально. А весна вскрыла и другие проблемы, главная из которых – вспучивание. Классическая технология укладки тротуарной плитки подразумевает две основные операции, которые определяют «живучесть» покрытия. Во-первых, необходимо обеспечить хороший сток воды от отмостки зданий в ливневую канализацию. Допустимый минимум «разуклонки» – 5 мм на метр. Во-вторых, необходимо правильно организовать основание под укладку. Тут всё достаточно просто – насыпается 5-7 сантиметров песка, насыпь увлажняется, через несколько дней разравнивается и поверх неё с соблюдением разуклонки выполняется бетонная стяжка толщиной 3-4 сантиметра. С этим-то и вышел промах! Плитку на большинстве участков клали просто в песок, безо всяких стяжек и разуклонок. Более того, ближе к концу осени песок даже перестали утрамбовывать и поливать. Сроки поджимали, и «лишними» операциями просто пренебрегли. В итоге получилось то, что получилось – песок без стяжки начал набирать воду, которой, благо, натекло с крыш осенью вполне прилично. В определенный момент гидроскопичности песчаной подушки перестало хватать и произошло насыщение водой грунта. Как известно, мокрая почва вспучивается гораздо сильнее, чем сухая. Первые сильные морозы стали наглядной демонстрацией этого физического процесса – плитку на таких участках буквально раздуло. Не стоит и говорить, что этого факта вполне достаточно, чтобы обвинить подрядчиков в явном браке. Работы выполнены на два с минусом. Но только ли подрядчики виноваты? Думаем, что нет. Часть ответственности лежит и на мэрии, которая установила для работ по укладке плитки крайне малые сроки. Очевидно, что достаточного количества квалифицированных бригад строителей для выполнения такого фронта работ за столь короткое время у подрядчиков просто не нашлось. В ход был запущен механизм «шабашничества». Проще говоря, плитку укладывали все кому не лень, но всё равно не успели до заморозков… По идее, при первых заморозках все работы по укладке должны быть прекращены, но это означало бы просто катастрофический срыв условий контракта. Поэтому на нормативы и здравый смысл было решено попросту наплевать – бордюры укладывали прямо в снег, а плитку – в лужи. Теперь, если в комитете дорожного хозяйства мэрии не решат закрыть глаза на явный брак, а сами подрядчики не испарятся, им придётся свою работу переделывать полностью. Впрочем, у подрядчиков тоже найдутся оправдания – во многих местах свежеуложенную плитку уже успели переложить безо всякого их желания. Речь идёт об участках, где под тротуаром проходят коммуникации. А это почти вся левая сторона улицы и значительная часть правой. Любой, даже мелкий, ремонт подразумевает разборку «плиточной мозаики». Соответственно, те, кто укладывал плитку, на участках, где плитку разбирали для ремонта или замены коммуникаций, уже не несут ответственности по гарантийным обязательствам. То же относится и к тем участкам, где плитку снимали для укладки «модных» бордюров. На практике это означает, что от выполнения гарантийных обязательств при наличии грамотных юристов можно хоть и со скрипом, но «отбрехаться». Мы почти уверены, что так и будет, а нам придётся всё так же штурмовать «плиточные горы»… |
|
|
в позапрошлом году…
еще писали, что плитка укладывается абы как… в прошлом году (а не две недели назад) только ленивый не высказался о качестве покрытия плиткой.. пройдите сейчас от ЦУМА вниз по ул. Гончарова. Это же просто ужас… А вы тут выложили фото самых качественных участков.
Пешеходный мост через Свиягу
Самое ужасное пришлось наблюдать на пешеходном мосту через р.Свияга что ведет в 19 мкр. Там эту самую преславутую плитку выложили вровень с бордюром…А ввиду того,что ограждение моста начинается выше того бордюра примерно см. на 25,возникла опасность выкатывания упавших детей с моста !!!
Это не натяг и не фантазия! Очень много гуляло по мосту родителей с малышами,а дети имеют нехорошую привычку бегать и еще более нехорошую привычку падать… И в случаи падения выкатится с моста ребенку не помешает уже ничто…Бордюра-то нет ! Его сравняли по высоте с положенной плиткой.
По непроверенным,я повторяю по непроверенным данным, одно падение уже имело место…
Убедительная просьба-нарастить бордюры до ограждений моста и закрыть опасный проём!!!
слуште,
у масковского мэра Собянина жена плитошницей работает. мож, заказать ей оплитнение городу? все одно деньги на ветер. а так будет блат в масковской мэрии.
Сергей
"Тут всё достаточно просто – насыпается 5-7 сантиметров песка, насыпь увлажняется, через несколько дней разравнивается и поверх неё с соблюдением разуклонки выполняется бетонная стяжка толщиной 3-4 сантиметра."
Вот поэтому всех этих писак никто всерьез и не воспринимает. Вроде пытаются по делу, а напишут какую-то отсебятину и читать не хочется.
Откуда такие познания? Посоветовал кто, что ли?
а кто думает о безопасности?
они только о деньгах думают.
На дорогах бьются в том числе от никудышного их качества. Кстати, а почему ГИБДД этим не занимается? пусть поставят возле каждой ямы по сотруднику и пусть регулируют. Это их прямая обязанность, если не могут иначе повлиять на власть.
На головы глыбы льда падают. Вчера (вчера!!!) видел свисшие глыбы льда на доме на перекрестке Маркса-Крымова, во дворе дома в пер. 3-го Интернационала ( это на высоте пятого этажа сталинских домов!!!), а также на козырьке входа в поликлинику на Ж. Дивизии со стороны К. Либкнехта.
На тротуарах и на льду люди ноги ломают.
Теперь вот и мосты опасны…
При этом что-то там говорят о благоприятной среде обитания…
Какая же это НАРОДНАЯ власть????
житель
Сколько можно читать про эту цементно-песчанную дребедень(плитку). Зимой-скользит,при уборке-колется,летом-цементная пыль.Ребенок в коляске, как на вибростанке. Зашел на сайт http://www.Avito.ru раздел строительство и ремонт нашел объявление о продаже тротуарной плитки за 600руб. позвонил,приехал.Это производители полимер-песчаной плитки они-же продавцы. Купил себе на дачу под стоянку авто и на дорожки. Прошло 3 года-не вспучилась, не продавилась.Зимой чистится изумительно. Рекомендую всем кто занимается благоустройством территории.
ulgrad.ru Сергею
"Тут всё достаточно просто – насыпается 5-7 сантиметров песка, насыпь увлажняется, через несколько дней разравнивается и поверх неё с соблюдением разуклонки выполняется бетонная стяжка толщиной 3-4 сантиметра."
"Вот поэтому всех этих писак никто всерьез и не воспринимает. Вроде пытаются по делу, а напишут какую-то отсебятину и читать не хочется.
Откуда такие познания? Посоветовал кто, что ли?"
Цитата из нормативных требований.
Сергей
Ссылку на НПА дайте.
Бетонная стяжка 3-4 см? Смешно.
Верхний слой должен быть из песко-цементой смеси.
Читайте нормативку.
И соотнесите со сметами по заказу.
JJJ
Александр Петрович. Ну ведь не тянет пацан. Пожалейте отпустите. Кстати и по транспорту бои местного значения еще впереди. Смотрите вперед.
Случайный
Сергей прав, автор ошибается.
При устройстве сборных покрытий тротуаров необходимо руководствоваться СНиП III-8-76 «Земляные сооружения», СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий», ГОСТ 17608 -72 «Тротуарные плитки», ТУ 400-1-190-79 «Фигурные элементы мощения», инструкциями ВСН-26-76 и ВСН-50-79.
Но проблема в том, что нельзя законно прервать сроки работ и перенести их.
ulgrad.ru Сергею
ГОСТ 17608 -72 «Тротуарные плитки» как известно допускает укладку тротуарной плитки по бетонному основанию – см. пункт 5.2. При этом выбор типа основания происходит исходя из нагруженности тротуаров и дорожек.
ТУ 400-1-190-79 прямо указывает, что если нагруженность высокая, то рекомендуется укладывать бетонную стяжку. Инструкции ВСН-26-76 и ВСН-50-79 – только для Москвы.
Про сметы по заказу – отмечено верно, стяжке там места нет, но и в статье отмечено, что отвественность частью лежит на мэрии. Те же ведомтвенные инструкции для Москвы прямо говорят, что на тротуары надо применять стяжку в качестве предпоследнего слоя основания для высоконагруженных тротуаров. Так же делают, например, и в Самаре.
Но даже если ограничиваться классической технологией для невысоконагруженных дорожек – до 8 тонн вроде нагрузка допускается – думаю Сергей меня поправит если это не так, то очевидно, что в целом ряде мест технология не была соблюдена полностью – я и про уплотнение и про цементно-песчаную смесь.
Вообще же, тема интересная, предлагаем Сергею, если он действительно специалист, написать нам письмо с телефоном и встретиться поговорить. Есть ряд вопросов по бордюрам и рауклонке дорог. Обещаем, что разговор пойдёт на одном языке.
Пр.
Вообще, в нормальных странах после таких скандалов с дорогами и тротуарами руководители города и области уходят в отставку. Но у нас, видно, по пословице "Хоть с-ы в глаза, а ему божья роса".
Александр
Хочу поправку ещё внести относительно инструкций ВСН – с ними знаком не был, выше был не прав – это не для Москвы. Смутил комментарий Случайного – как известно цитата из документа Мосоргстроя
Александр
Изучил документы – всё таки я был прав, московские это инструкции.
ulgrad.ru Пр.
Отставка после плитки – нонсенс, дело по сути житейское, но надо и выводы делать правильные – закладывать в заказ "усиленные" технологии исходя из опыта других городов, а главное – ставить реальные сроки работ, чтобы не было ситуации когда хочется уже вчера, а можется – только через год. Ровно то же и с покрытием дорог, вспомним борюдры в снегопады.
Михаил
Подтверждаю правоту автора – во всех нормальных городах под плитку укалдывается пирог из песчаного основания, стяжки и цементно-песчаного основания, по которому и кладется плитка. На песочек с цементиком кладем в основном только дорожки садовые.
Случайный
То что ВСН разработан москвичами, не означает ограничение их действия только Москвой.
Михаилу. В Волгограде кладется как и у нас, все ровно лежит. А просто трамбовка, трамбовка и еще раз трамбовка. И конечно соблюдение уклона и наличие стока для воды. Иначе при переходах вода-лед весной-осенью будет разрушаться при любом способе укладки.
Мастер
Интереcная аномалия на углу Энгельса и Гончарова. В 90 ые годы там положили первую тротуарную плитку возле подвальчика и весной её добросоветно очищая ото льда раскурочили – ходить было трудно. В прошлом году положили новую плитку и сейчас она опять в "амурских волнах". Может место заговорённое от тротуарной плитки? :)
ulgrad.ru
Про ВСН. Первое же предложение "Настоящая инструкция распространяется на строительство в летний и зимний периоды в Москве сборных покрытий временных и постоянных дорог и проездов, площадей, тротуаров, садово-парковых, пешеходных дорожек и хозяйственных площадок. "
Думается мне, что всё-таки речь только о Москве, но вопрос этот не принципиальный на самом то деле вообще.
Про Волгоград – трамбовка и трамбовка – это верно подмечено, именно так и есть. И разуклонка – всё верно. Но ещё есть и свойства почвы – понятно, что на песчаном грунте условия будут иные, чем на глинистом, поэтому и перестраховываются. У нас на Гончарова явно не песок…
Мастеру
Аномалии никакой нет – в предыдущий раз там клали обычную литую плитку, она не очень устойчива к механическим воздействиям и перепадам температуры, сейчас применяют виброштампованную, с добавками в цемент – она значитльно надежней и долговечней. А волны объясняются просто – там разуклонка такая, что на этот угол сливается почти вся вода с прилегающих участков и угла здания.
Случайный
На всякий случай кому нужно
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2590156
Владимир
точно знаю и видел – только один подрядчик сделал всё по нормам в те же сроки что и другие по ул. Гончарова. Результат -около "кривого дома" всё цело и не скользит. На Ленина – ровно и не вспучено. И всё. Все остальные сознательно делали брак. Посмотрим что будет в этом году.
Свой
А представте как весело будет в этом году. 4 миллиарда пилить будут. Шум стоять такой будет, что на небесах выть начнут.
бюджетник
Что Вы все на мэра набросились! Кто бюджет принимает? То-то! Вот посмотрите специальную подборку материалов!
http://plujnikov.livejournal.com/2885.html
ulgrad.ru Владимиру
Сходила я, посмотрела – нефига там не толково сделано, куча косяков и там
Сергей
"Вообще же, тема интересная, предлагаем Сергею, если он действительно специалист, написать нам письмо с телефоном и встретиться поговорить. Есть ряд вопросов по бордюрам и рауклонке дорог. Обещаем, что разговор пойдёт на одном языке."
Систему одним делом не развалишь. Так что блага для Родины не вижу. В Москве похлеще идет. А если посмотреть, как вояки осваивают, то весь Ульск как бы и не ворует даже.
А своей личной заинтересованности тоже не наблюдаю.
Сергею
Иногородний, штоль, все равно по какому сикось-накось шлендать? чо то ты о своей шкуре скоро заговорил.