В обновленном «Кодексе Ульяновской области об административных правонарушениях», вступившем в силу с 1 апреля, отсутствует статья «Нарушение тишины в ночное время», в старом кодексе бывшая под номером 14. (читай «В Ульяновской области можно шуметь. Ночью. БЕЗНАКАЗАННО. С 1 апреля…» ).

Спасибо Лиде Пехтеревой, уточнившей, что 14 статья исчезла задолго до 1 апреля – еще в августе 2010 года (2 апреля «Симбирский курьер» – «Изменили под шумок»)

До отмены статьи нарушение тишины (с 23 до 6 часов) наказывалось административным штрафом. Сегодня призвать нарушителя покоя к ответственности можно скорее теоретически. Практически сделать это еще никто не успел. И вряд ли это возможно. В федеральном законодательстве ответственность за нарушение покоя не предусмотрена, поэтому в регионах были приняты свои законы. Уточняю: в Госдуме законопроект о введении ответственности за нарушение тишины лежит уже около полугода. И не рассматривается…

Безнаказанно – по федеральному законодательству

Российское федеральное законодательство разрешает безнаказанно нарушать покой россиян. То есть, ответственность за, например, ночной шум или шум при производстве ремонтных работ в жилых домах в выходные дни российским законодательством не предусмотрена. При этом «Общее число нормативных документов, в той или иной мере регламентирующие параметры шума, инфразвука, ультразвука и вибрации, превышает 300» (Из пояснительной записки к проекту федерального закона «О нарушении покоя граждан и тишины в ночное время и защите здоровья граждан от вредных шумовых воздействий»)

Именно поэтому регионы самостоятельно устанавливали правовые нормы о нарушении покоя граждан.

В Интернете легко найти ссылки на законы об ответственности за нарушение тишины в Москве, Питере, Самаре, Казани, Новгороде, Ростове, Тамбове, Владимире, Мурманске, Карелии, Краснодарском и Пермском краях, Магаданской области и так далее. В общем, регионы борются за покой своих жителей, наказывая тех, кто посягает на него…

В Сети можно найти и сообщения об ужесточении регионального законодательства, и отчеты о его применении. Например: «Штраф за нарушение тишины в Мурманской области увеличился до 3-5 тысяч рублей» (январское 2008 года сообщение): «С 2008 года в Мурманской области увеличен размер штрафа для граждан, привлеченных к ответственности по статье закона «Об административных нарушениях» «Нарушение тишины и спокойствия граждан». Теперь штраф составляет от 3 до 5 тысяч рублей. Также изменилось время, в которое гражданам надлежит соблюдать тишину, сейчас это промежуток с 22.00 до 8.00».

«В Татарстане увеличилось количество обращений граждан в органы внутренних дел с заявлениями о привлечении к ответственности лиц, нарушающих тишину и покой. Если за первые месяцы действия закона о тишине (закон принят в конце 2009 года – Г. А.) количество обращений увеличилось в 3-4 раза, то к концу 2010 года произошло их снижение, поскольку своевременное реагирование на заявления граждан и штрафные санкции начали оказывать свою профилактическую роль. В 2010 году… судами наложены штрафы на 1318 правонарушителей (аналогичными периодом предыдущего года – 699), на общую сумму 707 тыс. рублей, что на 500 тыс. рублей больше аналогичного периода предыдущего года».

То есть, региональное законодательство работает.

В такой ситуации было совершенно непонятно: зачем в отсутствие федерального законодательства убирать из ульяновского кодекса ответственность за нарушение тишины.

На мой взгляд, сегодня более актуален пример мурманчан по увеличению суммы штрафов и изучение столичного опыта по наведению порядка и конкретизации ответственности за проведение переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах. В Москве такие работы не допускаются в воскресенье и праздничные дни, а в рабочее дни их можно проводить с 9:00 до 19:00 часов…

Есть такой законопроект…

Законопроект № 424965-5 «О внесении изменений в статью 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (по вопросу установления административной ответственности за нарушение покоя граждан в ночное время вредными шумовыми воздействиями) был внесен в Думу в сентябре 2010-го. С тех пор Совет Госдумы переносил его рассмотрение был трижды, а вносил проект на рассмотрение Думы четыре раза. Однако ни разу законопроект не рассматривался. (подробности здесь)

В списке отзывов, предложений и замечаний на законопроект значится единственный отзыв из регионов – положительный отзыв думы Томской области.

Суть предложения авторов законопроекта – депутатов Госдумы Ю.В.Когана, Ю.А.Напсо, Е.Н.Теплякова такова:

«Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленного санитарными правилами, выразившееся в нарушении тишины в период с 23.00 до 7 часов местного времени в жилых помещениях, на лестницах, лестничных площадках, технических этажах, чердаках, лифтах, коридорах, подвалах, иных подсобных помещений или придомовых территориях жилых домов, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленного санитарными правилами, выразившееся в нарушении тишины в период с 23.00 до 7 часов местного времени в больницах, диспансерах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, домах-интернатах для детей, престарелых и инвалидов, и на прилегающих к перечисленным общественным зданиям территориях, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».

На мой взгляд, размер штрафа для граждан больше похож на похлопывание нарушителей по попке. А вот угроза приостановления деятельности до 90 суток для юрлиц – серьезная. Впрочем, серьезна и угроза применения этого наказания в отношении «неугодных» кому-то юрлиц. Сфабриковать жалобу и приостановить деятельность конкурентов можно будет в два счета.

В любом случае, подводя итог: необходимость оперативно принимать поправки в свежеиспеченный ульяновский кодекс налицо.

Почему из ульяновского кодекса исчезла статья о наказании за нарушение тишины?

Людмила Крутилина, директор департамента общественной безопасности пояснила, что статью 14 отменили, в том числе, и по причине вступления в силу в июне 2010 года СанПиН 2.1.2.2645-10, который регламентирует «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (по шуму, освещенности, вибрации электромагнитному излучению, инфразвуке). В соответствии с этим документом: «Контроль за соблюдением требований настоящих санитарных правил осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации». То есть, Роспотребнадзор. То есть, организация, которая до сих пор никоим образом не проявила своей активности в деле защиты ульяновцев от шума.

Поскольку, говорит директор департамента, контроль перешел к Роспотребнадзору, то он, контроль, должен был уйти из перечня полномочий участковых. Поэтому и изъяли из кодекса области 14-ю статью. Однако, уточняет Людмила Александровна, возможность принятия местного закона о тишине есть, но нужно определить в буквальном смысле, зоны ответственности, поскольку тишину в жилых здания и помещениях уже «контролирует» Роспотребнадзор.

Так, в Ставропольском крае еще в декабре 2010 года депутаты приняли свой закон «о тишине» (этот документ сейчас изучается в ульяновском департаменте). Правда, повторюсь, речь в ставропольском законе идет о тишине на улицах (в том числе, во дворах жилых домов и различных учреждений). Если бы на федеральном уровне в Кодекс были внесены поправки, о которых я написал выше, процедура введения ответственности за тишину упростилась бы, предполагает директор департамента.

В настоящее время рабочая группа активно изучает предложения и варианты по разработке Ульяновского областного закона…

В сухом остатке, или Эмоциональное:

Зачем нужно было наделять контрольными полномочиями Роспотребнадзор, если не создан механизм наказания за нарушение санитарных правил? (Кстати, рекомендую этот СанПиН прочесть, прелюбопытный документ.)

Кто отвечает сегодня за то, что привлечь за нарушение тишины практически невозможно?

Почему в Ульяновской области до сих пор никак не регламентируется время проведения ремонтных работ в жилых домах?

Почему депутаты Законодательного собрания до сих пор не высказались в отношении указанных выше поправок в КоАП РФ?

Почему в Ульяновской области особо чтут коллизии в федеральных документах, а интересы граждан идут на втором месте?..

Еще немного, и дворы заполонят веселые компании, не понимающие, что шуметь ночью – ПЛОХО. Куда, к кому обращаться, чтобы приструнить их?

А теперь требовательное:

Максимально ускорить процесс принятия областного закона «О тишине».

Установить время тишины с 22.00 до 6.00 в будни, а в выходные — с 23.00 до 9.00.

Ужесточить штрафы за нарушение тишины.

Разработать закон о проведении переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах.

Спросить с Роспотребнадзора анализ эффективность контроля этой организацией исполнения СанПиН 2.1.2.2645-10. В случае подтверждения бездействия конторы и отсутствия механизма воздействия на нарушителей правил, инициировать отмену СанПиН. Либо пригласить на жительство в Ульяновск Геннадия Онищенко для личного урегулирования им конфликтов с нарушающими тишину гражданами ))