Виктор Никитин

В Барышском районе вот уже много месяцев подряд лихорадит ЗАО «Румянцевская мануфактура». Газета «Симбирский обозреватель» уже сообщала об этом в предыдущем номере. Внешне ничто не вызывает беспокойство. Предприятие работает стабильно, причём, в три смены. Выпускаемое здесь шинельное сукно пользуется у военных и силовиков повышенным спросом. Но это, как выясняется, лишь видимость.

Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что учредители предприятия, его менеджмент, власти всех уровней не приняли надлежащих мер к предотвращению ситуации, которая со стороны коллектива вылилась в открытые формы протеста. По закону прокуратура не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий и организаций всех форм собственности. Но сказанное вовсе не означает, что она опустила руки. Ещё в первом полугодии 2010 года прокурорские проверки показали, что руководство фабрики не принимает мер к погашению задолженности по зарплате. Надзорный орган возбудил в отношении генерального директора Геннадия Урусова и непосредственно ЗАО два административных дела по факту нарушения законодательства о труде. Меры прокурорского вмешательства своё действие возымели. Более чем 800 работникам предприятия в счёт погашения задолженности было выплачено три миллиона рублей.

Но уже в ноябре того же года повторная проверка, проведённая прокуратурой района, выявила факты несвоевременной оплаты труда работников фабрики. Урусов был признан виновным в совершении административного правонарушения и отстранён мировым судом от должности на один год.

В начале нынешнего года прокуратура провела контрольную проверку. И что вы думаете? Вплоть до 21 марта в ЗАО не была заполнена вакансия директора, а задолженность по зарплате выросла до 315 тысяч рублей. В который уже раз последовали меры прокурорского реагирования. Заместитель директора получил представление с требованием навести на предприятии порядок в части выплаты денег и привлечь к ответственности виновных должностных лиц. В суд ушли 46 исковых заявлений о взыскании с «Румянцевской мануфактуры» долга по зарплате. В их обеспечение на денежные средства ЗАО наложен арест. Вынесено постановление о запрете каких-либо регистрационных действий в отношении принадлежащих предприятию транспортных средств.

В нашем случае мы говорим о том, что лежит на поверхности. На самом деле процессы носят глубинный характер. До сих пор, например, непонятно, почему на предприятии меняются руководители. Последний из них, насколько нам известно, является выходцем из Пензы. Между тем информированные источники начинают получать информацию, что расчётный счёт ЗАО вот-вот «уведут» в Москву. Случись такое, область не будет получать ни копейки налогов. Впрочем, никому неизвестно, получает ли она их и сегодня. А закулисная игра с активами предприятия наводит на мысль о возможности скрытого рейдерского захвата. Не разделял и не разделяю восторгов по факту прихода инвесторов в наш регион. Такой приход оправдан и даёт результаты лишь при условии, что инвесторы берут на себя обязательства, которые требуют неукоснительного соблюдения. А их исполнение при этом жёстко контролирует руководство области. В противном случае, да ещё и при наличии часто ничем не оправданных поблажек, регион получает сильную головную боль. И если такие факты у нас замалчиваются, это вовсе не означает, что их нет.

Применительно к ЗАО «Румянцевская мануфактура» будем надеяться, что труженикам вернут-таки заработанные ими деньги. Но это не предел. Из разговора со старшим помощником прокурора области Василием Зимой выясняется, что в настоящее время ведётся досудебная и доследственная проверка, которая ставит своей целью выявить все скрытые пружины неблагополучия на предприятии. Её результаты вполне могут послужить основанием для возбуждения уголовного дела. И тогда ЗАО окажется в эпицентре очередного скандала, которым в нашей области, похоже, не будет конца.

Тем временем трудовой коллектив, доведённый до отчаяния, готов к самым решительным действиям, вплоть до открытых выступлений в защиту своих прав. Судя по всему, наш разговор будет иметь продолжение.