Николай Федотов

Коррупция, взятки, лоббирование интересов – «тема номер один» российских СМИ. Федеральная власть, признав коррупцию главным врагом модернизации, объявила ей войну. Среди «громких» отставок последнего времени – мэр столицы и высокие должностные лица силовых служб. На уровне нашего региона – областные министры…

Что происходит? А тоже, что и всегда: воруют… И с каждым годом, как писал небезызвестный Сергей Довлатов, всё размашистей…

Пораженная размахом чиновничьей наглости федеральная высшая власть решила: все, хватит! Теперь обо всех тратах бюджетных денег будут знать все – и проверяющие органы, и население, кому, собственно, эти деньги и принадлежат. С этой целью был принят закон, в соответствии с которым любые государственные и муниципальные заказы (будь то закупка мебели для школы, продуктов для пациентов больницы, машины для местной администрации и т.д.) должны размещаться в интернете, причем на едином для всей страны сайте. Торги должны проходить в реальном времени. И любой человек, зайдя в интернет, сможет увидеть, по какой цене будет куплена мебель, продукты, машины и для какой школы, больницы, администрации. И, главное, покупать будут у той фирмы, которая предложит ее по самой низкой цене.

Так-то оно так, но, пытаясь сэкономить бюджетные деньги, получилось «как всегда…». Выигрывать стали или фирмы, качество продукции которых в буквальном смысле соответствует самой низкой цене, или те, в которых по какой-либо причине заинтересованы чиновники.

Пару миллионов на рекламу

Возьмем для наглядности свежий пример. Есть такая ульяновская программа «Здоровый город». Она финансируется из городского бюджета. Если коротко, то в ее основе – пропаганда здорового образа жизни. Стоимость «Здорового города» – более 300 миллионов рублей, «освоить» которые надо в течение пяти лет.

На днях на сайте госзакупок появилась информация, из которой следовало, что ульяновская мэрия захотела эту программу прорекламировать. Для этого выделили деньги: на пиар в газете – 355 тысяч рублей, на радио – 400 тысяч рублей, в интернете 140 тысяч рублей. На видеоролики – еще 600 тысяч рублей, на билборды – 505 тысяч рублей.

То есть получается, власть не уверена, что результаты «освоения бюджетных денег» (в виде нового оборудования для поликлиник и больниц, доступных по цене обычному горожанину спорткомплексов) никто не увидит, и, на всякий случай, решила пару миллионов пустить на рекламу?

А что жалеть: все равно бюджет города дефицитный (не хватает в нем полмиллиарда рублей).

Но вопросы возникают не только по поводу рациональности пиара. Технические задания – вот, что выглядит особенно интересно. Судите сами.

Согласно условиям конкурсов (а их – пять) пиаром программы в печати может заниматься только (цитирую) «рекламно-информационное издание», которое «распространяется бесплатно» и выходит в свет исключительно «по средам, пятницам и субботам» (а почему, к примеру, не в понедельник и четверг?!).

Рекламная передача на радио должна выходить в эфир только по средам (?!), причем обязательно в промежуток между восемью и девятью часами вечера, и длиться 55 минут.

Логика в подобных требованиях отсутствует только на первый взгляд. Угадайте с трех раз, какая рекламная газета соответствует этим условиям? Не та ли, которая позиционирует себя как «газета нашего города»! И радиопередачу тоже просчитать не трудно: шоферская братия и автолюбители как правило настроены на ее радиоволну…

Та же ситуация и с новостным интернет-порталом, который, как сказано в техзадании, должен работать не менее четырех лет, иметь архив городских газет с 2003 года. Хотя, объясните, причем тут архив газет, если речь идет о программе, пропагандирующей здоровый образ жизни?

Что ж, с учетом водителей маршруток (целевой аудитории радио, которая, согласно требованиям конкурса, должна иметь не менее 920 тысяч слушателей), любителей читать бесплатные объявления в свежих газетах и интересоваться старыми газетами в интернете, должно набраться больше миллиона человек. Во всяком случае, так задумали разработчики конкурсного задания. Хотя, если посетителей сайта посчитать можно, как, впрочем, и приблизительное количество читателей, то , любопытно, радиослушателей и телезрителей как считать будут, с помощью ГЛОАСА, что ли?

Прибавим к ним тех, кто ходит по улицам, высоко подняв голову, чтобы поглазеть на билборды, – так, глядишь, все грамотное население проникнется идеями здорового образа жизни!

Поделив на них пиаровский бюджет (два миллиона), приходишь к выводу, что «подушевое финансирование» составит около двух рублей.

Ну, скажите, разве это не «эффективное расходование средств», причем, в точном соответствии с требованиями «использования механизма электронной торговли как меры противодействия коррупции»?

Ну, а тем, кто хотел бы узнать, по каким параметрам будут оцениваться результаты исполнения муниципального заказа, следует посчитать количество текстов статей в газетах, эфирных трансляций материалов… О качестве речь не идет.

Хотя, будем справедливы, как его оценить? Сколько горожан после завершения пиаровской акции бросят курить, пить, принимать наркотики и придут в спортзалы?..

Послесловие об открытости власти

То, что федеральный закон о госзакупках надо дорабатывать – понятно тем, кто на деле, а не на словах, поддерживает антикоррупционную политику государства. Пока не будут четко прописаны требования не только к поставщикам товаров и услуг (к бизнесу, который хочет получить государственные и муниципальные заказы), но и к техническим заданиям, которые составляют чиновники, никакой конкуренции, прозрачности торгов не будет. А чиновники будут придумывать ничем необоснованные требования, чтобы выиграть конкурс могли только избранные ими фирмы.

Кстати, найти бюджет самой муниципальной программы «Здоровый город» те же читатели, радиослушатели, посетители сайта вряд ли смогут: за баннером на сайте городского парламента скрывается только интервью председателя думы, а мэрия муниципальные программы этого года вообще разместить на сайте «забыла».

Это к вопросу об открытости и о прозрачности власти…