Ирина Антонова

После выхода статьи «Изгои» газета «Симбирский обозреватель» решила провести свое расследование и посмотреть, почему не совсем благополучно обстоят дела с выделением жилья для сирот. И одинаковая ли картина по всему региону? Как оказалось, в Ульяновске за последние четыре с половиной года были обеспечены жильем более 269 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2006 году 33 человека купили жилье, в 2007 году – 12 человек, в 2008 году – 42 человека, в 2009 году – 75 человек, в 2010 году – 89 человек, за 3 месяца текущего года – 18 чел.). Ситуация, прямо скажем, противоположная той, которую мы описывали. В чем дело? Что помогает ульяновским специалистам вопреки общероссийской отрицательной тенденции обеспечивать жильем сирот?

В отделе профилактики правонарушений и соблюдения прав несовершеннолетних Управления образования мэрии г. Ульяновска начальник отдела Шер Светлана Александровна и главный специалист-эксперт Зоя Николаевна Петрова помогли нам разобраться в этой непростой проблеме.

– До 2006 года выпускники государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным жильем вообще не обеспечивались. Да, предоставлялись койко-места в общежитии, не более. Вот уже пятый год на территории Ульяновской области действует закон Ульяновской области от 06.05.2006г. №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством) на территории Ульяновской области». Это на самом деле уникальный закон.

– В чем уникальность ульяновского закона?

– Далеко не в каждом регионе лица из числа детей-сирот имеют возможность приобретать жилье в собственность. Естественно, по этому поводу существуют разные мнения. Есть и такие, кто считает, что отдавать жилье в собственность этой категории граждан не надо, поскольку есть опасение, что они по своей наивности, доверчивости могут остаться без жилья. Доля правды в этом есть, поэтому в настоящее время государственными органами осуществляется контроль за сохранностью приобретенных по жилищному сертификату жилых помещений.

В других регионах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получают жилье по договору соцнайма. Правда, опыт показывает, там эта категория граждан стоит в очереди за жильём годами, порой так и не дождавшись его. На практике эти законы трудно реализовать, так как строительство социального жилья очень проблематично в наше время. Поэтому мы считаем, что закон Ульяновской области самый прогрессивный и реально исполнимый.

– Кто имеет право на жилье?

– Это лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 18 лет, не имеющие закрепленного жилого помещения. То есть за ними не должно числиться ни одного квадратного метра жилья в собственности.

– Они должны это доказать?

– Да, это все доказывается путем предоставления определенных документов. В частности, отсутствие собственности подтверждается предоставлением сведений из УФРС и БТИ. Затем комиссия, которая работает при отделе по учету и распределению жилой площади мэрии г.Ульяновска, признает, что данные лица нуждаются в обеспечении их жильем. Далее Управление образования мэрии г.Ульяновска выдает им жилищный сертификат, дающий право на покупку жилья.

– Получив сертификат, эти молодые люди могут выбрать себе жилье в любом муниципальном образовании Ульяновской области?

– В принципе, держателю сертификата не запрещается реализовать свой сертификат в любом муниципальном образовании Ульяновской области. Кстати, именно этим объясняется желание многих выпускников государственных учреждений, которые выявлялись первично как дети, оставшиеся без попечения родителей, в самых разных уголках Ульяновской области, претендуют на сертификат в городе Ульяновске. Цена сертификата устанавливается каждым муниципальным образованием области, исходя из стоимости квадратного метра на рынке вторичного жилья. Поэтому вряд ли на сертификат, полученный в городе Барыше, например, можно приобрести 18 кв. м жилья, как того требует закон, в областном центре или в городе Димитровграде.

– А есть ли у вас какие-либо сложности в процессе реализации закона?

-Сложно сказать, как в других муниципальных образованиях области, но у нас в Ульяновске с одной стороны реализовать закон легче, чем где-нибудь в «глубинке» – выбор жилья богат, но с другой стороны работать нам значительно труднее, чем где бы то не было из-за большого количества людей, обращающихся к нам. Во-первых, сложно сформировать базу данных и спрогнозировать, сколько граждан к нам обратится в следующем году. Предположим, на учёте в Ульяновске стоит 300 человек, нуждающихся в жилье. В 2012 году из них 18 лет (возраст с которого можно признавать граждан нуждающимися в обеспечении жильём) исполняется 25 лицам, но считать эту цифру окончательной и заложить финансирование на это количество нельзя. К нам приходят люди в возрасте и 25-35 лет, которые в свое время по разным причинам не получили жильё, обратились в суд и получили положительное решение. Таких, только в 2010 году, было 32 человека. Кроме того, многие из категории граждан, о которых мы говорим, стоят на учёте на получение жилья в других муниципальных образованиях Ульяновской области, так как первично были выявлены именно там. Но по окончании учебного заведения постоянным местом жительства выбрали город Ульяновск и имеют право претендовать на получение сертификата в Ульяновске.

– В других субъектах Российской Федерации ульяновские ребята тоже имеют право получать жилье?

– Да, по 159-му федеральному закону. Но, если честно, не припомню ни одного случая, чтобы наши детки в другом субъекте РФ получали жилье. Наоборот, все едут к нам. Ребята из Калуги, Кировской области, Татарстана, Самарской области, имеющие регистрацию в Ульяновске, получали у нас жилищные сертификаты. Их по закону признавали нуждающимися.

– Закон, действительно, уникальный. Только не пойму, дети, которые вот-вот переступили порог детдома и оказались в совершенно чужом для них мире, должны сами собрать пакет документов, а потом еще и подобрать жилье?

– К сожалению, закон не предусматривает никакого сопровождения. Молодым людям, которые пробыли большую часть своей жизни в детском доме, на самом деле очень сложно собрать необходимый пакет документов. По сути, им надо подтвердить, что в каждом месте, где они находились в разные периоды времени, у них не было жилья. Практически этого они не могут сделать, а помочь им некому. И все они обращаются к нам в отдел. В частности, мы помогаем собирать этот пакет документов: пишем сами запросы во все инстанции, получаем справки, а после получения ими сертификата даем им необходимые наставления. Ребята из уст в уста передают, что в нашем отделе, действительно, бескорыстно и бесплатно помогают. Помимо жилищного вопроса здесь они решают десятки других вопросов.

-Да, видимо, назрела необходимость открыть Центр по сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Можете ли вы взяться за это?

– Мы давно болеем этой идеей и с удовольствием могли бы в этом участвовать.