Тема гражданского общества у нас в последнее время модная. Общественный сектор, гражданские инициативы и прочее с приставкой «гражданское». Если относиться к сообщениям о «гражданском обществе» без иронии или скепсиса, то можно надумать всякое, вплоть до появления легитимного гражданского правосудия и отдельной гражданской «вертикали» власти. Так оно и есть. К этому мы и приходим.

У кого из жителей Ульяновской области был позитивный опыт общения с властью? Вопрос, который в идеальном случае не должен бы возникать вообще. Но он возникает и является реально животрепещущим — опросы показывают, что примерно 70-75 процентов жителей Ульяновска и области от власти не ждут, по-видимому, ничего хорошего. Почему? Да потому что недовольны всем, что власть даёт — начиная от обыденных муниципальных дел вроде дорог или ЖКХ, заканчивая большой политикой. С первым всё понятно — ругать текущие крыши и раздолбанные дороги может каждый. Со вторым сложнее — понимание того, что как таковой политики в принципе у нас нет и быть не может, есть не у каждого. Поэтому ругая власть как таковую, люди по сути, ругают её символы, вообще не «отвлекаясь» на содержание. Почему?

Всё просто — любой простой человек, «поимевший» серьезный опыт взаимодействия со властью, понимает, что поимели его. Ощущение, что стоишь перед колоссом, который, ввиду своей грандиозности, живёт в другом пространстве — это обычное ощущение почти каждого простого человека. Этот колосс и становится в сознании обезличенным символом – властью в кавычках.

Неприятные проценты недовольства — явный признак того, что к этой «власти» относятся вполне определенным образом — с ней не взаимодействуют, с ней не контактируют, с ней борются. Борются каждый день — в паспортном столе, на разбитых дорогах, в самых разнообразных государственных учреждениях. Эта бессмысленная борьба явно не вызывает позитивных эмоций, отсюда и результат. И, увы, в этом сражении просто народ проигрывает — всё чаще «власть» ставит его на место.

Примеров можно привести множество. Практически каждый сталкивался с подобным хоть раз в жизни — желая получить от «власти» хоть что-то, получали только головную боль и лишние проблемы. Недавний пример, активно обсуждаемый в улнете — история с многодетной матерью, которая в надежде улучшить свои жилищные условия обратилась к «власти». И получила логичный проигрыш в начатом сражении — детей у неё просто отобрали. И таких историй миллионы.

Из участников и наблюдателей таких историй и формируется настоящее гражданское общество «на местах». И это далеко не объединение «сознательных борцов», «народных юристов» и навальных. Всё намного прозаичней. Гражданское общество на местах — это понимание того, что от «власти» надо держаться подальше и надеяться только на себя. Столь простая мысль приходит в голову уже не только молодым и здоровым яппи, но даже пенсионерам и бюджетникам… Но один в поле, как известно, не воин, поэтому такие сознательные граждане мало-помалу начинают объединяться, по сути создавая альтернативную систему решения самых разнообразных проблем, а главное? осуществляя функцию защиты от «власти». Так всё оказалось перевернутым с ног на голову. Общественный договор с государством, демократические институты, права человека? Не смешите. От всего этого надо держаться подальше, эти слова тоже «власть». Более-менее активные люди, вроде фермеров или мелких бизнесменов, вообще воспринимают «власть» как простой рэкет…

Сразу возникает банальный вопрос — а почему же тогда всякие выборы показывают, что народ-то, в массе своей, за «власть»? Если оставить в стороне набившие оскомину рассуждения о приписках, дописках, административных ресурсах и т.д., то ответ будет простым — работает примитивный инстинкт самосохранения. Если колосса нельзя побороть, то надо его задобрить, чтобы он не лез на рожон. Такой же, по своей сути – языческий, механизм работал и на капищах — жертвоприношения были призваны задобрить силы, на которые нельзя повлиять иначе. В первую очередь из-за отсутствия общедоступных представлений об их природе и об их целях. Этот же общественный инстинкт работает и с выборами, показывая, что шаманы действуют верно.

Понятно, что пропасть между властью и народом растёт, любое взаимодействие становится сакральным, ведь происходит коммуникация между двумя совершенно различными мирами, которые предпочитают держаться друг от друга подальше. Вот вам и гражданское общество – получите, распишитесь.

Если спуститься с небес на землю, то весь этот языческий механизм можно свести к крайнему нигилизму, новому общественному договору. Краткая его суть проста — вы не трогаете нас, а мы вас просто не замечаем. «Власть» пусть живёт свей жизнью, мы будем платить ей дань, но пусть она нас не трогает. Ровно то же и с обратной стороны, только вместо дани сбор поборов. Свои же проблемы «гражданское общество» рано или поздно научится решать само, собственными силами.

За примерами далеко ходить не надо. Взять хотя бы незаконные парковки. Разговорами про них проели плешь, но что толку? Те, кто надеялся на «власть» и писал бесконечные жалобы, петиции и ходил в приемную Путина, Медведева, Морозова и прочих «символов», так и остались ни с чем, точнее с незаконными парковками прямо на детских площадках. Но в последнее время вектор сменился. Реальным борцам с парковками уже никто не предлагает жаловаться туда-то, ходить к тому-то или писать так-то. Нет. Советы изменили природу, что явно говорит о вызревании «гражданского общества». Парковщиков предлагается «гонять с мужиками», их хибары «ломать ломами» и т.д. И это действует – не благодаря, а вопреки.

То же и во многих других сферах. Кажется, что ещё чуть-чуть и баланс, наконец, будет установлен. Осталось немного — самим начать ремонтировать дороги, платить пенсии старикам, скидываясь по дому, и строить больницы из досок, оставшихся на даче. Когда до этого дойдёт, можно смело сказать — гражданское общество действует!