Алексей ДРОНИН
Неприятный слух прокатился по Вешкаймскому району. В редакции стало известно, что в селе Мордовский Белый Ключ собираются закрыть школу.
Откуда ноги растут
Впервые о закрытии школы, в которой учатся всего 19 детей, заговорили в начале 2011 года. В январе директор школы Антонина Бирюкова ездила в районное управление образования, чтобы решить вопрос с комплектацией школы на 2011-12 учебный год. И там ее поставили перед фактом – комплектовать учебное заведение не собираются, потому что ее собираются закрыть.
Сошлись и не решили
28 марта в Мордовском Белом Ключе состоялся сход граждан. Его проведение обязательно для того, чтобы закрыть школу в рамках пресловутой оптимизации. Как и следовало ожидать, все село «голосовало» против. Обеспокоенные жители приводили веский аргумент, который районные и областные чиновники выучили наизусть и слышали в каждой «оптимизированной» школе: не будет школы, не будет села! Представитель областного департамента образования Надежда Ширшова апеллировала тем, что детей в селе мало, смысла содержать школу нет. Начальник районного отдела образования Наталья Чиндина соглашалась: мало детей – мало финансирования, маленькие зарплаты, низкое качество образования.
Довольно сдержанным и осторожным на этом сходе было выступление главы районной администрации. Юрий Степанов не обозначил конкретно свою позицию. Согласился, что школа проблемная, но с ее закрытием возникнет немало новых трудностей и затрат – транспорт, дороги и многое другое.
Вот приедет и рассудит
Осторожен был глава администрации и 8 апреля, когда мы попросили его прокомментировать сегодняшнюю ситуацию в Мордовском Белом Ключе.
– Сейчас ничего говорить не стану, – говорил Юрий Николаевич. – Вопрос очень серьезный. Мы ждем в конце апреля в район губернатора области, тогда и будем принимать решение.
В селе тоже ходят слухи, что решать вопрос с их школой к ним приедет губернатор. И даже называют дату – 20 апреля. Но говорят еще и то, что приедет Морозов не один, а с уроженцем села, начальником Российской Таможенной академии генерал-полковником Виктором Чечеватовым. До газеты же дошли другие слухи – Чечеватов едет в Мордовский Белый Ключ не в тандеме с губернатором, а по собственной инициативе. Вернее, по просьбе то ли просто жителей села, то ли преподавательского коллектива.
Учителя, кстати, рассказали, что писали просьбы не закрывать школу в Законодательное собрание Ульяновской области, губернатору, в партию Единая Россия. И даже главе республики Мордовия – в надежде, что Николай Меркушкин сможет помочь сохранить маленькую школу в крохотном мордовском селе. Но ответы отовсюду приходили неутешительные – денег на школу нет.
В качестве сравнения
Население Ульяновской области составляет порядка 1 миллиона трехсот тысяч человек. Население Мордовии – 826 тысяч человек.
Потеряешь – не найдешь
Учителя школы расстроены позицией своего директора. Они утверждают, что Антонина Бирюкова не поддерживает коллектив и совершенно не переживает за судьбу школы. Главная причина неактивности директора, по мнению педагогов, – ее пенсионный возраст.
Антонина Бирюкова, которая сейчас находится на больничном, утверждает, что судьба школы ей небезразлична. Ей очень жаль, что встал вопрос о закрытии. Но, если уж это действительно случится, ей ничего не остается, как уйти на пенсию. Тем не менее, после болезни она тоже будет бороться за школу. И у нее нет никаких разногласий с учителями.
Меж тем, учителя настаивают на том, что в вопросе закрытия школы директор солидарна с районным руководством. В недалеком прошлом, якобы для того, чтобы упростить процедуру закрытия школы Антонина Бирюкова вроде как умышленно потеряла документы.
В ответ на это директор говорит, что специально она документы не теряла. В 2010 году папку с документами на школу украли прямо со стола из ее кабинета. Первое время Бирюкова эту пропажу скрывала, чтобы без помех выдать ученикам дипломы. Но вечно держать в тайне происшествие было невозможно. Вопрос мирно разрешился. Вскоре были «выправлены» новые документы, но школа стала не средней, а основной.
За цифрами – люди
Сегодня с первого по девятый класс в школе села Мордовский Белый Ключи обучается 19 детей. В следующем году учеников останется 15. По информации из районного отдела образования, детей после закрытия школы будут возить в школу села Каргино. Это – 10 километров очень плохой дороги. С тем, что дорога плохая, согласна и начальник отдела образования Наталья Чиндина. Но уверена, что как только этот отрезок дороги (МБК – Каргино) станет школьным маршрутом, район будет за ним следить. И, якобы, уже на весну запланирован ремонт этого участка дороги.
Автобус Каргинской школы, по словам Натальи Юрьевны, новый.
Учителей в школе МБК работает 10. Шестеро из них – пенсионного возраста. Трудоустройство остальных четверых – вопрос решенный. Двое из них будут работать в Каргинской школе, двое – в Шарловской.
Мнение постороннего
Итак, еще одна школа Улобласти попала в жернова мельницы под названием «оптимизации». И, судя по всему, спасти ее от этих жерновов может только чудо. Например, чье-то пожертвование в размере двух с половиной миллионов рублей. Именно во столько, по словам Натали Чиндиной, обходится этой школы содержание в год.
15 детей – это очень мало. Подушевое финансирование в школах было некогда придумано в том числе и для того, чтобы избавиться со временем от таких маленьких школ. И вопрос с закрытием школы в МБК, при всей осторожности главы районной администрации, давно решен. Задолго до всех этих сходов, учительских писем о помощи и ожидаемого визита губернатора. Об этом можно было догадаться сразу, когда в районном отделе образования директору Бирюковой сказали – школа не прошла комплектацию и БУДЕТ ЗАКРЫТА. То есть, уже сегодня на эту школу не заложено ни копейки денег – какие еще могут быть разговоры?
Увы, всем известно, что оптимизация в Улобласти нередко проводится со значительными нарушениями. Но побеждает умная и всесильная система. Наше государство научилось считать деньги и вдруг решило, что у него их мало. Вот лет пятьдесят назад деньги просто девать некуда было. Школы строили, стадионы, детски сады, клубы. В колхозы трактора покупали и комбайны… чего только не делали! А сейчас – за последние десяток лет с карты области исчезло, думается, не менее десяти сел. А уж школ закрытых – не счесть! Лишь пять из них удалось отстоять в прошлом году в Ульяновске. Ценой НЕДЕЛЬНОЙ ГОЛОДОВКИ десятков учителей и присоединившихся к ним горожан.
Именно тогда уполномоченный по правам человека в Ульяновской области Галина Эдварс заявила, что «эти уроки необходимо учесть в дальнейшем». Просто тогда ситуация такая сложилась – надо было сказать. А сказать всегда легче, чем постоянно помнить о сказанном.