Вчера на заседании облправительства в очередной раз была поднята проблема ужасного состояния ульяновских дорог. Помимо общих слов прозвучала и конкретика. Что удивительно – из уст Сергея Морозова, который обычно на совещаниях про дороги до прямых советов не доходит. Но в этот раз дошёл и предложил вполне резонную идею. Кто-то подсказал? Так и есть, подсказчиком стал Сергей Рябухин, аудитор счётной палаты, бывший председатель ЗСО Ульяновской области.
Рябухин, проверяя в рамках своих обязанностей ремонт дорог в Москве, сделал настоящие «открытие» для Ульяновской области, которое и донес до собравшихся на совещании губернатор. Суть «открытия» крайне проста – необходимо объединять конкурсы на ремонт и содержание дорог. Таким образом, одна фирма будет и ремонт делать и дорогу затем содержать. Понятно, что такой подход позволит значительно снизить процент подрядчиков-бракоделов, которые действуют по простому принципу «после нас хоть потоп» – получают деньги и ликвидируются. И всё – взятки, как говорится, гладки. Если же на этих ремонтников будет возложено и содержание сроком на несколько лет, то волей-неволей качество работ подтянется, сработает обычный рыночный механизм. Его суть проста – делать плохо, чтобы затем по условиям контракта за собой переделывать, крайне невыгодно.
Конечно, в той же Москве находились эксперты, особенно из оппозиции, которые утверждали, что такой подход к ремонту и содержанию дорог – фикция, и что никаких «рыночных механизмов» в области дорожного строительства нет. Но они ошибались – механизм заработал даже в условиях классической для России высокой закоррумпированности всего, что связано с дураками и дорогами. Понятно, что даже при завышенной в два раза смете, делать плохо в таком случае – значит делать себе в убыток.
Впрочем, то, что у нас в области механизм ремонта и содержания дорог работает иначе, легендарный «простой народ», ругая власть и дороги, просто не знает. Очевидно, что разделение ремонта и содержания – это совершенно искусственный подход. Более того, нормальному человеку, незнакомому с нюансами госзакупок, вообще непонятно, как такое может быть в принципе. Если уж ты ремонтируешь, будь добр – отвечай за свою работу. Но у нас всё иначе – строят дороги одни, ремонтируют вторые, а содержат – третьи. Полнейшая неразбериха.
Казалось бы, очевидное «открытие» Морозова и Рябухина пора широко применять, тем самым хоть как-то повлияв на недобросовестных подрядчиков-бракоделов. Но… Но заказы не ремонт и содержание торговались отдельно и на ближайшие три года содержание уже разыграно. Содержанием будет заниматься МУП «Ульяновскдорремсервис», а ремонтом – всё та же колода подрядчиков. То есть инновационное «открытие» внедрить быстро не получится.
Возникает вопрос – кто мешал использовать «передовой опыт» раньше, заранее продумав структуру тендеров? Вопрос, по-видимому, риторический. Ответом может быть что угодно – начиная от простой безалаберности и недодуманности, заканчивая коррупционной конспирологией.
Но факт остаётся фактом – в ближайшие годы ничего не изменится. Всё также будут выделяться деньги, их будут осваивать «строители», затем сразу же подключатся ремонтники, которые будут заниматься карточным ремонтом после пропавших «строителей», а за пропавшими после ремонта ремонтниками будет гоняться мэрия и «Ульяновскдорремсервис», который наверняка вполне резонно будет рапортовать о полнейшем провале ремонта дорог. Из-за этого провала выделенных денег на содержание хватать не будет, мэрия примет очередное «силовое решение», Пинков выступит с пламенной речью и вся канитель начнётся заново – при такой схеме мэрия попросту окажется в очередной раз бессильна. Дороги можно даже покрыть золотом, но ничего не изменится из-за всё того же практического рыночного механизма. Строить и ремонтировать плохо недобросовестным дельцам попросту выгодно и ничего с этим не поделать.
Стоит отметить, что на «открытии», сделанном губернатором, возможности использования чужого опыта далеко не заканчиваются. Взять хотя бы нормативную базу по ремонту, строительству и обслуживанию дорог. Любая тендерная документация сопровождается огромным списком ГОСТов, СнИПов и ТУ. Этот список вполне правилен, но совершенно не описывает механизм применения нормативов на практике. Получается так – сделать надо так, чтобы было в полном соответствии с нормативами. Как это делать – вопрос второй, читайте нормативку.
Мы не сомневаемся, что бОльшая часть подрядчиков вполне компетентна и нормативные требования читать умеет. Но даже специалисты признают, что сделать одно и то же в полном соответствии с требованиями можно по-разному. В той же Москве этот момент учитывают, более жестко ограничивая подрядчиков путём специально разработанных ведомственных инструкций. Эти инструкции, по сути, являются надстройкой над нормативной базой, регламентируя её применение. Подрядчики не жалуются – такие инструкции, наоборот, упрощают работу. Более прозрачным становится и контроль над качеством работ. Почему бы набор таких инструкций не разработать и у нас в области и в Ульяновске, включив их в список обязательных к выполнению в конкурсную документацию? Вопрос столь же риторичен как и предыдущий.
Естественно, на этом список возможных заимствований опыта далеко не исчерпывается. Для того, чтобы осознать этот факт, даже не надо быть специалистом – достаточно сравнить наши дороги с, например, дорогами Самарской области. Живём в одном государстве, средства на дороги распределяются по одним механизмам, воруют так же. Но разница в качестве есть. Значит, есть и опыт его достижения. Боимся лишь, что этот опыт столь же очевиден, как и «открытие» губернатора…
От редактора
Эту статью, конечно же, вряд ли прочтет кто-то из власти. И это хорошо – ведь то самое «перенятие опыта» может легко свестись не к работе, а к разъездам бесчисленных делегаций по городам и весям, а то и к внедрению какой-нибудь «инновационной информационной системы» по учету дорожных работ. О первом шаге (видеокамерах) на этом тернистом пути мы уже писали. Что ж, тоже опыт, но, боимся, перенимать его будет некому – делегации из других городов, желающие приобщиться к высоким технологиям в дорожном ремонте, до нас рискуют попросту не доехать, оставив подвеску своих лимузинов на первых же километрах ульяновских трасс. Конечно, в этом случае можно применить дирижабли или летающие тарелки…
Ахмеров
Нет. Любое укрупнение лотов ведет к увеличению откатоемкости конкурса.
Пьяный конному не пеший
Но у нас всё иначе – строят дороги одни, ремонтируют вторые, а содержат – третьи. Полнейшая неразбериха…"-
– Никакой нет неразберихи! Можно брать откаты 3 раза , а не один! Нормальная разбериха: раз-бери и неси. два-бери и неси, три-бери и неси. А строительство и содержание дорог- два разных вида деятельности. Для каждого вида работ требуется различная дорожная техника и оборудование, разные специалисты. Не случайно в энергетике, ж/д транспорте, ЖКХ, самолётостроении и автомобилестроении и любом другом виде деятельности функции строительства (производства) и эксплуатации разделены. Должна быть ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (хотя бы уголовная) и СОВЕСТЬ.
в торгах немного шарю…
Господин Рябухин, мягко говоря "пагарячился, как би, да". Объединение двух видов деятельности: капитального ремонта (строительство, реконструкция) и эксплуатации (содержания) дорог с позиций Федеральной антимонопольной службы есть явное ограничение конкуренции. Деятельность по ремонту требует вступление организации в СРО, а деятельность по содержанию – не требует, поэтому объединение этих двух видов деятельности сократит количество участников размещения заказа, что является явным проявлением ограничения конкуренции, за что в УК РФ предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет… Не верите? – спросите у Спирчагова (Руководитель УФАС по УО). Но может наши вожди поступают как герои старого еврейского анекдота: "Ну, мое дело предложить, а вы сами решайте!"
идея..
какая-то корявая.
выиграл я конкурс на ремонт и содержание. Чем хуже я отремонтирую, тем больше завтра денег я запрошу на содержание.
А как ремонтируются дороги по гарантии, мы видим уже сейчас.
надо просто требовать от подрядчиков обеспечить соответствие дороги требований ГОСТов в течение гарантийного периода. Сделал плохо – переделывай за свой счет.. и не ямки засыпать, а переделывать.. в течение ВСЕГО гарантийного периода.
СВой
Воровали, воруем, будем воровать. На этом и стоим. А, простым гражданам сам бог велел терпеть. Кто, недоволен, попросим не трындеть. Время сейчас такое. В далеком и счастливом иновационном будущем, машины будут не нужны и дороги тоже. Телепортация и антигравитация актуальна будет. А сейчас, дайте нам спокойно расстащить все то, бабло, что Москва нам даёт… такие вот мысли приходят от прочитанной статьи.
дед
политика партии все развалить продать по бросовой цене и будет вам платная дорога.так мне 9 летний внук обьясьнил
ulgrad.ru
Про торги – про СРО верно замечено, но про ограничение конкуренции – вовсе не так, есть варианты, в том жу УФАС интересующимся их обрисуют. Кроме того, насчёт техники – Вы господа, погорячились, тут просто нет расчёта на мелких подрядчиков с парой катков.
дед
не мытьем так катанием. такой источник
дед
молчание знак согласия. и все же она вертится
Слуште,
а объявить конкурсы по содержанию недействительными в связи с каким нить изменением условий правил проведения конкурсов и торгов никак? Ну там переход на электронные торги и необходимость ЭЦП. Результаты предыдущих автоматически аннулировать. и провести торги по совмещенному ремонто-содержанию. Нельзя никак? В конце концов, есть же экономическая целесообразность, оптимизация бюджетных средств и т.д и т.п.
дед
короче нынешная система не работает на государство, то есть на благо народа.
правдоруб
УР-Р-Р-ААААААА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
ВОРУЙТЕ ДАЛЬШЕ НАРОДНЫЕ ДЕНЬГИ, ЧЕРЕЗ ОПГ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
ulgrad.ru
По конкурсам – объявить несостоявшимся, когда деньги уже освоены? ))))
А.Беляков
Под ником "Есть мнение" я писал на Улпрессе 13.04 с.г.:
Можно изменить порядок расчёта с исполнителями работ по ремонту дорог.
Исполнитель получает от заказчика ссуду (можно беспроцентную) на ремонт и содержание дорог (беэ прибыли).
В течении гарантийного срока, если отремонтированные дороги имеют 1-ю категорию (в т.ч. по уборке), долг ежегодно погашается (плюс прибыль, в конце гар. срока). Если будут дефекты*, то погашение долга производится после их устранения в меньшей сумме (по 2-й, 3-й,… категории).
(*) – размер прибыли в конце гарантийного срока определяется заказчиком с учётом состояния (категории) дорог.
В таком случае исполнителю будет не выгодно делать брак.
P.S Если какой то закон мешает решить проблему, значит его надо менять. ЗАКОН НЕ ДОГМА, А РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ !!!
дед
редактору ждем когда во рту вода закипит
ulgrad.ru-у
Не вводите в заблуждение. Вы прежде написали, что освоены деньги по строительству, а по содержанию – расписаны на 3 года вперед, и проблема теперь в том, чтобы эти деньги пристегнуть к тем, кто проводил строительство и делает ремонт. Оптимизируйте эти ремонтнщ-содержательные деньги, то есть отмените роспись денег на 3 года и пристегните их к строителям, уже освоившим деньги, привяжите строителей опять к ими построенным дорогам. В конце концов, сделайте, как предлагает "Есть мнение".
дед
тогда иссякнет источник
ulgrad.ru
Критический коммент в наш адрес неконструктивен никак. Перечитайте текст
дед
бессилие
ulgrad.ru
А насчёт – "отмените роспись денег" – прямо сейчас это и сделаем – быстренько через гОсдуму за часок закон проведем, позвоним Медведеву и скажем – привед, мы Даша и Маша из заштатного издания, давайте-те ка побыстрому действовать – поменяем условия гос. закупок и дороги сделаем за ночь. Смешно.
ulgrad.ru
И ещё раз – дороги это такая тема, где горлодерством ничего не добиться, нужен конструктив, а чтобы он был надо разбираться и предлагаеть конкретику в рамках существующего законодательства, которое нормально может работать только если его использовать с подвывертом.
дед
однако надо обратится к приставам они быстро делают.не помогут электрикам
приставы
Что они делаюбт то?
дед
шабашка есть
дед
вот и предлагай
дед
тема о золотой жиле закончилась. вот вам и независимые журналисты
ulgrad.ru-у
Ну так нельзя пропросту что ли написать в самом начале – речь идет и распиле федеральных денег, выделенных региону на строительство, ремонт и содержание дорог (федерального значения, региональных, всех подряд)? И тут все уже потеряно, шеф. Или речь идет о неком местном способе дележа местных денег и местных правилах содержания дорог? Тогда ничего потерянного нет, все поправимо местными властями на региональном уровне. Либо вообще речь идет о возрождение дорожного фонда и способе распределения денег на ремонт и содержание дорог неспредственно из дорожного фонда? Вы ж написали голую схему соединения строителей с ремонтниками, а под какие кокретно деньги не указали.
Вот основной кусок проблемы "Но заказы не ремонт и содержание торговались отдельно и на ближайшие три года содержание уже разыграно. Содержанием будет заниматься МУП «Ульяновскдорремсервис», а ремонтом – всё та же колода подрядчиков". Где торговались заказы и почему нельзя отменить их, если сейчас уже понятна неэффективность схемы распределения денег? Вы это объяснить по-человечески можете или только фыркать горазды и отсылать к собственному бестолковому тексту?
Ulgrad.ru
Вы сами отлично понимаете, что это отдельная и большая тема, которую тереть в комментах бессмысленно. Отдельно будем писать материал. А материал выше – немного про другое, про опыт по сути, так что про фырканье вы зря, речи о механизме отмены конкурсов и т д в тексте не было.
все это…
бла-бла-бла..
"законы плохие, поэтому и дороги никудышные.. "
Но… на ремонт дорог стоимость занижают, на закупку продуктов ДС цены завышают..
так что ни в законе дело, а в исполнителях… здесь и надо искать корень зла и выкарчевывать его…
ничего не мешало составить нормально условия торгов (ТУ и прочее), ничего ни мешает (законодательно) требовать сейчас с подрядчиков переделать халтуру..
только некому это это сделать так, как надо.. Одни не могут, другим не выгодно, третьим пофиг..
Ваши статьи, ulgrad
Такие же бессмысленные, если хотите.
Пишите новый свой материал и не читайте комментарии. И тем более не передергивайте их содержание. Они не для вас. Люди здесь мнениями делятся, а не на вашем сайте. У всех по разному получается.
Мы все прекрасно понимаем, что писать тут бессмысленно.
Ну и вы, тоже прекрасно понимаете, что ничего не сдвините с места. Пытаетесь разобраться во всем сразу. Так не бывает
Ulgrad.ru
Как раз таки разобраться во всём сразу никто и не пытается, а то что нашу статью тут вы обсуждаете – это, заметим, не наша вина никак. Но вы безусловно правы – мы отлично понимаем, что ничего с места не сдвинем, в чем в самом тексте и сказано в примечании. Более того, настроены мы скептически крайне вообще в возможностям что-то сдвинуть и к возможностям конструктивного обсуждения, поэтому признаю, что вы безусловно правы.
Неугомонный Дед Соколов
Для
СВой| 15 апреля 2011 08:57
Телепортации и антигравитации никогда не будет – разработчиков этих направлений пачками убивают… сами догадайтесь, кто их отправляет на небеса?
Деду Соколову
неужели нефте-бензиновая мафия так безобразничает?
дед
однако пора приглашать китайцев.кстати на это намекал и президент
слуште
а што если медведа подарить китайцам, безвозмездно, возьмут к пандам?
дед
глупо
слуште
и правда глупо. пандам он тоже не помощник.
Неугомонный Дед Соколов
Энергетика, ж/д транспорт, ЖКХ, самолётостроение и автомобилестроение – много больших разниц между вышеизложенным и обозначенной проблемой. Мы уже столько экспериментировали с собственной страной и собственным народом, что объединение функций строительства и эксплуатации – просто невинные детские шутки.