Вчера на заседании облправительства в очередной раз была поднята проблема ужасного состояния ульяновских дорог. Помимо общих слов прозвучала и конкретика. Что удивительно – из уст Сергея Морозова, который обычно на совещаниях про дороги до прямых советов не доходит. Но в этот раз дошёл и предложил вполне резонную идею. Кто-то подсказал? Так и есть, подсказчиком стал Сергей Рябухин, аудитор счётной палаты, бывший председатель ЗСО Ульяновской области.

Рябухин, проверяя в рамках своих обязанностей ремонт дорог в Москве, сделал настоящие «открытие» для Ульяновской области, которое и донес до собравшихся на совещании губернатор. Суть «открытия» крайне проста – необходимо объединять конкурсы на ремонт и содержание дорог. Таким образом, одна фирма будет и ремонт делать и дорогу затем содержать. Понятно, что такой подход позволит значительно снизить процент подрядчиков-бракоделов, которые действуют по простому принципу «после нас хоть потоп» – получают деньги и ликвидируются. И всё – взятки, как говорится, гладки. Если же на этих ремонтников будет возложено и содержание сроком на несколько лет, то волей-неволей качество работ подтянется, сработает обычный рыночный механизм. Его суть проста – делать плохо, чтобы затем по условиям контракта за собой переделывать, крайне невыгодно.

Конечно, в той же Москве находились эксперты, особенно из оппозиции, которые утверждали, что такой подход к ремонту и содержанию дорог – фикция, и что никаких «рыночных механизмов» в области дорожного строительства нет. Но они ошибались – механизм заработал даже в условиях классической для России высокой закоррумпированности всего, что связано с дураками и дорогами. Понятно, что даже при завышенной в два раза смете, делать плохо в таком случае – значит делать себе в убыток.

Впрочем, то, что у нас в области механизм ремонта и содержания дорог работает иначе, легендарный «простой народ», ругая власть и дороги, просто не знает. Очевидно, что разделение ремонта и содержания – это совершенно искусственный подход. Более того, нормальному человеку, незнакомому с нюансами госзакупок, вообще непонятно, как такое может быть в принципе. Если уж ты ремонтируешь, будь добр – отвечай за свою работу. Но у нас всё иначе – строят дороги одни, ремонтируют вторые, а содержат – третьи. Полнейшая неразбериха.

Казалось бы, очевидное «открытие» Морозова и Рябухина пора широко применять, тем самым хоть как-то повлияв на недобросовестных подрядчиков-бракоделов. Но… Но заказы не ремонт и содержание торговались отдельно и на ближайшие три года содержание уже разыграно. Содержанием будет заниматься МУП «Ульяновскдорремсервис», а ремонтом – всё та же колода подрядчиков. То есть инновационное «открытие» внедрить быстро не получится.

Возникает вопрос – кто мешал использовать «передовой опыт» раньше, заранее продумав структуру тендеров? Вопрос, по-видимому, риторический. Ответом может быть что угодно – начиная от простой безалаберности и недодуманности, заканчивая коррупционной конспирологией.

Но факт остаётся фактом – в ближайшие годы ничего не изменится. Всё также будут выделяться деньги, их будут осваивать «строители», затем сразу же подключатся ремонтники, которые будут заниматься карточным ремонтом после пропавших «строителей», а за пропавшими после ремонта ремонтниками будет гоняться мэрия и «Ульяновскдорремсервис», который наверняка вполне резонно будет рапортовать о полнейшем провале ремонта дорог. Из-за этого провала выделенных денег на содержание хватать не будет, мэрия примет очередное «силовое решение», Пинков выступит с пламенной речью и вся канитель начнётся заново – при такой схеме мэрия попросту окажется в очередной раз бессильна. Дороги можно даже покрыть золотом, но ничего не изменится из-за всё того же практического рыночного механизма. Строить и ремонтировать плохо недобросовестным дельцам попросту выгодно и ничего с этим не поделать.

Стоит отметить, что на «открытии», сделанном губернатором, возможности использования чужого опыта далеко не заканчиваются. Взять хотя бы нормативную базу по ремонту, строительству и обслуживанию дорог. Любая тендерная документация сопровождается огромным списком ГОСТов, СнИПов и ТУ. Этот список вполне правилен, но совершенно не описывает механизм применения нормативов на практике. Получается так – сделать надо так, чтобы было в полном соответствии с нормативами. Как это делать – вопрос второй, читайте нормативку.

Мы не сомневаемся, что бОльшая часть подрядчиков вполне компетентна и нормативные требования читать умеет. Но даже специалисты признают, что сделать одно и то же в полном соответствии с требованиями можно по-разному. В той же Москве этот момент учитывают, более жестко ограничивая подрядчиков путём специально разработанных ведомственных инструкций. Эти инструкции, по сути, являются надстройкой над нормативной базой, регламентируя её применение. Подрядчики не жалуются – такие инструкции, наоборот, упрощают работу. Более прозрачным становится и контроль над качеством работ. Почему бы набор таких инструкций не разработать и у нас в области и в Ульяновске, включив их в список обязательных к выполнению в конкурсную документацию? Вопрос столь же риторичен как и предыдущий.

Естественно, на этом список возможных заимствований опыта далеко не исчерпывается. Для того, чтобы осознать этот факт, даже не надо быть специалистом – достаточно сравнить наши дороги с, например, дорогами Самарской области. Живём в одном государстве, средства на дороги распределяются по одним механизмам, воруют так же. Но разница в качестве есть. Значит, есть и опыт его достижения. Боимся лишь, что этот опыт столь же очевиден, как и «открытие» губернатора…

От редактора

Эту статью, конечно же, вряд ли прочтет кто-то из власти. И это хорошо – ведь то самое «перенятие опыта» может легко свестись не к работе, а к разъездам бесчисленных делегаций по городам и весям, а то и к внедрению какой-нибудь «инновационной информационной системы» по учету дорожных работ. О первом шаге (видеокамерах) на этом тернистом пути мы уже писали. Что ж, тоже опыт, но, боимся, перенимать его будет некому – делегации из других городов, желающие приобщиться к высоким технологиям в дорожном ремонте, до нас рискуют попросту не доехать, оставив подвеску своих лимузинов на первых же километрах ульяновских трасс. Конечно, в этом случае можно применить дирижабли или летающие тарелки…