Александр Савельев

В круговерти всеобщей неразберихи, озлобления, повального пьянства и наркомании, деградации нравов самой беззащитной стороной остаются дети. Жизненный путь их, «спасибо родному государству», начинается с огромных очередей в детские сады, продолжается в школах с их поборами, проходит мимо вузов с платным обучением и выводит, в лучшем случае, к бирже труда. Мрачно? В жизни ещё страшнее. Давайте оглянемся вокруг себя, чтобы убедиться в этом.

Судьба детей пьяных мамаш

В середине июня прошлого года в реанимации Сурской ЦРБ вследствие тяжёлого токсикоза скончался четырёхмесячный мальчик из посёлка Элита.

Районная прокуратура провела расследование. Вскрытые факты заставляют содрогнуться. Родители младенца пьянствовали. В доме царила страшная антисанитария. 24-летняя Наталья Сизова, язык не поворачивается назвать её мамой, при кормлении ребёнка использовала грязную посуду и предметы быта, давала мальчику несвежие продукты, в частности, прокисшее коровье молоко.

Дальше произошло и вовсе страшное. У ребёнка начали проявляться признаки острого гастроэнтероколита, у него пропал сон. В таких случаях немедленно вызывают врача. Вместо этого «заботливая» мамаша стала добавлять в молочную смесь … водку, фактически обрекая дитя на медленную мучительную смерть.

Суд признал Сизову виновной в причинении смерти по неосторожности и неисполнении обязанностей по воспитанию ребёнка, соединённых с жестоким обращением с новорожденным. На процессе она уронила слезу и выдавила из себя: «Я больше так не буду». Ей дали полтора года колонии-поселения. Дело, наверное, не в приговоре суда. Гореть этой женщине в огне собственной совести до конца своих дней. Если, конечно, совесть проснётся. Другое теперь более важно. На воле у неё остался трёхгодовалый сын. Что с ним будет?

Вечером 15 марта в реанимацию Инзенской ЦРБ доставили девятимесячную девочку с тяжёлой травмой головы. Спустя сутки, не приходя в сознание, малютка скончалась.

История повторяется. Прокуратура установила, что пьяная мамаша, переходя железнодорожное полотно, уронила девочку на рельсы и та получила тяжелейшую травму головы. Иного ждать и не стоило. Родители погибшего младенца ранее судимы, не работают, пьянствуют. Мать девочки уже лишали родительских прав в отношении семилетнего сына, рожденного вне брака. Теперь, по факту причинения смерти по неосторожности, ей грозит до двух лет лишения свободы.

Нельзя умолчать и о другом. Прокуратура выяснила, что с момента рождения ребёнка и до дня его гибели явно неблагополучная семья оставалась вне поля зрения органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, милиции и прочих учреждений системы профилактики. Никого не озаботило, на какие средства живут, содержат ребёнка, да ещё и пьянствуют непутёвые родители. Куда там! В районе, как выясняется, напрочь отсутствует взаимодействие между органами профилактики. О системном обмене информацией между ними не идёт и речи. О контроле можно и не вспоминать. Прокуратура внесла главе администрации Инзенского района Александру Макарову представление. Теперь, хочет он того или нет, ему надо будет делать выводы и принимать меры.

И всё равно прискорбно. Ребёнка к жизни не вернуть. Ещё один, тот, что постарше, обречён мыкаться по казённым учреждениям. Будет ли наведён порядок в районе, это ещё большой вопрос. Но, самое страшное, приведённые нами примеры даже не верхушка айсберга, а всего лишь маленькие точки на ней. Истинные масштабы трагедии в пределах не России даже, а только одного региона, мы, видимо, никогда не узнаем.

Участь «развеселых» педагогов

К сожалению, дети не застрахованы от беды нигде, даже за прочными тюремными стенами.

Прокуратура в ходе проверки исполнения законодательства об образовании выявила, что в Димитровградской воспитательной колонии оргтехника, мягко говоря, не всегда используется по назначению. Она, вообще-то, предназначена здесь для освоения школьных наук. Но при анализе содержимого жёстких дисков на них были выявлены музыкальные клипы и компьютерные игры сомнительного свойства. Проверяющие так и пишут: «Часть из них содержит нецензурные выражения, а также информацию, позитивно представляющую преступный образ жизни, популяризующую криминальные нормы, обычаи и традиции». Кроме того, обнаружен видеофайл с изображением наркотиков и фотографии эротического содержания. Появляются сомнения, что после такой «учёбы» детишки выйдут на волю с чистой совестью.

Но и это не всё. Администрация колонии, в лице своих педагогов, вместо того, чтобы сеять разумное, доброе, вечное, сократила изучение предмета «Профессионально-трудовое обучение» с 14 часов до 4. А зачем, когда можно «изучать» «чернуху», «порнуху» и слушать откровенный «блатняк». Для руководителя колонии всё происходящее обернулось неприятностями: прокуратура внесла ему представление. Не исключено, что и непосредственно в УФСИНе сделают далеко идущие выводы в отношении «развесёлых» педагогов.

Если такое позволительно в закрытых учреждениях, то на воле детям и вовсе приходится несладко. Недаром второклассник ульяновской средней школы №22 совсем недавно попал в нейрохирургию детской горбольницы №1 с диагнозом «сотрясение головного мозга». Как установила прокуратура Заволжского района, учительница младших классов Лилия Халилова почему-то решила, что самый действенный способ привить мальчику знания, это несколько раз ударить его учебником по голове. Что она и сделала. Но, судя по всему, не рассчитала собственные силы, второклассник, как уже сказано, получил сотрясение головного мозга.

Надзорному органу района не оставалось ничего иного, как возбудить уголовное дело по факту ненадлежащего исполнения педагогом обязанностей по воспитанию детей, сопряжённое с жестоким обращением.

Помимо этого прокуратура опротестовала Устав школы, Положение о прибытии и выбытии учащихся, Акт о постановке на профессиональный учёт учащихся школы, Положение о порядке приёма детей в первые классы.

Итог печален. Халилова уволена. Мальчик, насколько известно, переводится в другую школу. Директору учебного заведения внесено представление. Впереди судебный процесс.

А вот для 46-летнего Василия Трескинского, тренера-преподавателя ДЮСШ №2, теперь уже бывшего, он остался позади. Впереди у него 18 лет колонии строгого режима с лишением на 17 лет права заниматься педагогической деятельностью.

Прокуратура Заволжского района доказала, что весь минувший год этот мерзопакостник в спортзале для занятий лёгкой атлетикой насиловал мальчиков-воспитанников в возрасте 10-12 лет. А в своей квартире по улице Тельмана совершал то же самое с мальчиками постарше.

Суд признал его виновным в мужеложстве с применением насилия и использованием беспомощного состояния потерпевших, не достигших 14- летнего возраста. А также в развратных действиях в отношении подростков 12, 14 и 16 лет. Теперь ему предстоит самолично пережить кошмар в местах лишения свободы, где, как известно, к насильникам и развратникам собратья поневоле проявляют повышенный интерес. Срок у него долгий, и он много раз пожалеет, что его сразу же не поставили к стенке. Что ж, за всё надо платить.

Беспредел за стенами сиротских учреждений

При всех нынешних тяготах самыми, пожалуй, обездоленными остаются сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. На протяжении многих лет прокуратура пытается пробить брешь в стене чиновничьего непонимания, равнодушия и формализма. Но ситуация если и меняется, то, похоже, лишь в худшую сторону. Последняя проверка тому прямое подтверждение.

Прокурорами Сенгилеевского, Новоспасского, Ульяновского, Чердаклинского районов установлено, что в социальных приютах, Новоульяновской, Крестовогородищенской и Карсунской кадетской школах-интернатах, в социально-реабилитационных центрах (СРЦ) «Открытый дом», «Алые паруса», «Планета детства», «Восхождение» нарушались правила хранения пищевых продуктов.

В Барановской школе-интернате 11 детей на момент проверки не прошли диспансеризацию, а шестилетняя воспитанница-инвалид не была обеспечена лекарствами.

В Ульяновском детдоме «Гнёздышко», в Базарносызганском детдоме «Росток», СРЦ «Открытый дом» и «Восхождение», в детдоме-интернате «Родник» не выполнялись индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов. Здесь же выявлены нарушения условий и сроков хранения лекарственных препаратов, использования медтехники и оборудования, не соответствующих установленным требованиям.

Крайне слабо, как считает прокуратура, защищаются жилищные

и имущественные права сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Длительное время, например, не проверялась сохранность жилья, закреплённого за воспитанниками, руководством «Гнёздышка», Новоульяновского интерната «Парус», «Родника», «Алого паруса», Майнского детдома «Орбита». Многие из таких помещений пришли в ветхое состояние. Но вопрос о пригодности их к проживанию чиновниками так и не ставился. Более того, до прокурорской проверки не были поставлены на учёт как нуждающиеся в жилье девять воспитанников «Паруса», «Ростка», «Родника».

Выявлены нарушения прав детей, оставшихся без попечения родителей, на причитающиеся им алименты. В ряде случаев такие средства от родителей не поступали вообще. Но руководителей детдомов это, похоже, не беспокоило. Сведения о результатах розыска должников они не запрашивали. При утрате исполнительных листов с заявлениями о выдаче дубликатов не обращались. В «Орбите», «Роднике», «Парусе», в Павловском детском доме, в Барановском интернате сведения в сберкнижки воспитанников о поступлении денег вносились от случая к случаю.

В «Восхождении» выявлены нарушения прав детей с ограниченными возможностями на получение образования. На момент проверки четыре воспитанника учреждения так и не приступали к индивидуальному обучению.

Из года в год растёт число детей, самовольно покидающих интернаты и детдома. Но профилактическая работа с самовольщиками до сих пор не проводится. Более того, о побегах даже не сообщается в правоохранительные органы.

Пущена на самотёк профилактическая работа с детьми в Белоозерском детдоме «Надежда». Как результат, вспышки преступлений и правонарушений, в том числе по отношению к своим сверстникам.

Только после вмешательства прокуратуры Майнского района администрация детдома «Орбита» расторгла трудовой договор с помощницей воспитателя, которая в конце прошлого года была осуждена за сбыт продукции, не отвечающей требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.

Остаётся добавить к сказанному: перечень нарушений оказался столь велик, что прокуратура региона вынуждена была внести более двух десятков представлений, одно из них – в правительство области. Будет ли результат? Сказать сложно. Если судить по нынешнему беспределу вокруг судеб сотен детей-сирот, в обозримом будущем ничего хорошего ждать не приходится.