О формах государственно-частного партнерства в сфере образования “Вестник” беседует с доктором юридических наук, заведующим кафедрой теории и истории государства и права УлГУ, профессором Николаем Арзамаскиным.

– Николай Николаевич, российское образование находится в непростой ситуации. Какие проблемы, на ваш взгляд, сдерживают эффективное развитие системы?

– Конечно, свою роль играют социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств, несовершенство нормативной правовой базы сферы образования. Необходимо обратить внимание на отсутствие преемственности между уровнями образования, в том числе между общим и высшим профессиональным. На протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в высшие учебные заведения без дополнительной подготовки. Страдает кадровое обеспечение образовательных учреждений, растет угроза нарушения единства образовательного пространства, наблюдаются разночтения федеральных и национально-региональных компонентов стандартов гуманитарных дисциплин. Мы видим, как растет количество негосударственных образовательных учреждений всех уровней образования, и это создает проблему усиления государственного и общественного контроля за их деятельностью.

– Какой выход из создавшегося положения вы видите?

– Вышеуказанные проблемы образовательной сферы не могут быть разрешены единовременно даже при самой сильной экономической и политической поддержке государства. В то же время использование некоторых форм государственно-частного партнерства, в первую очередь целевых программ, а также организация совместно финансируемых фондов, могут способствовать урегулированию вопросов материального обеспечения образовательного процесса, своевременности подготовки высококвалифицированных специалистов.

Целевые программы – это эффективный способ адресного, в первую очередь экономического, воздейс- твия государства на первостепенные общеполезные процессы при поддержке и участии негосударственных инвесторов.

– Давайте назовем самые значимые целевые программы в области образования, которые реализуются в России.

– Федеральная целевая программа “Развитие единой образовательной информационной среды” направлена на создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей повышение качества образования во всех регионах России, эффективное использование научно-педагогического потенциала страны, создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий, для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.

Федеральная целевая программа развития образования – один из наиболее важных нормативных правовых документов в области реформирования образовательной сферы. Основной целью разработки и реализации программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан в качественном образовании путем создания новых механизмов регулирования, обновления структуры и содержания, формирование системы непрерывного образования.

Имеются и другие программы – ФЦП “Русский язык”, “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации”, “Дети России”.

Особо следует выделить федеральную программу “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России”, рассчитанную до 2013 года. В последнее десятилетие сокращение кадров в науке происходит за счет перехода специалистов в другие отрасли экономики, эмиграции исследователей за рубеж и естественной убыли ученых старших поколений. Программа предусматривает создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда, стимулирование притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий.

– Николай Николаевич, к формам государственно – частного партнерства в сфере образования относятся и фонды – благотворительные и научные, а также совместно финансируемые образовательные проекты…

– Механизм взаимодействия заинтересованных лиц в рамках некоммерческих партнерств можно представить как процесс совместного финансирования отдельных образовательных направлений государством, частными компаниями, а также некоммерческими организациями. Фонд – это некоммерческая организация, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Он может заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан. Цели деятельности фонда определяются в его уставе, как основном нормативном документе, регламентирующем деятельность данной организации.

Хотя Гражданский кодекс Российской Федерации не дает классификацию фондов, их можно различать в зависимости от целей, ради которых фонд создан, и учредителя. Существуют государственные, частные, общественные, посреднические, независимые, ассоциированные и иные фонды. От цели, вида деятельности различают финансовые (инвестиционные, накопительные), благотворительные, образовательные, научные фонды. Деятельность некоторых регламентируется специальными нормативными правовыми актами.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития государственно-частного партнерства в сфере образования?

– Мне кажется, в этой связи назрела необходимость реформирования существующей законодательной базы, а именно норм Гражданского и Налогового кодексов. Это даст возможность предоставить больше свобод в порядке финансирования деятельности фондов, расширить льготы по налоговым отчислениям в бюджет государства, а значит, увеличит эффективность работы этих организаций.

Петр ИВАНОВ