На прошедшей не так давно встрече с деятелями культуры Ульяновска губернатор Сергей Морозов обратился, по сути, за помощью: «Одной работой человек жив не будет. Сделайте что-нибудь! Обеспечьте людям хорошее настроение. Помогите, Христа ради, спасти регион!» Важность текущего момента, когда мы уже стали «Культурной столицей Содружества – 2011», требует какого-то конкретного предложения, по существу дела. Очевидно, искать его следует в сфере культуры, которая действительно может ведь поднять настроение людей.

Что ж, «их есть у нас», говорят о таких сложных в своей простоте вопросах в Одессе. Можно быстро поднять культурный уровень и улучшить самочувствие жителей города без существенных финансовых затрат и заумных PR-акций. Для этого надо задать самим себе «правильный вопрос»: с чего начинается культура? Ибо важно «найти звено, за которую можно вытащить всю цепь», говорил наш земляк Ульянов-Ленин.

Это звено – бытовая культура. Губернатор С.Морозов, собственно, сам указал на него, сказав, что наша городская среда «некомфортная и некультурная». А в такой среде как-то трудно воспарить к небу: ноги в грязи вязнут.

Отсюда предложение о первом шаге к культуре: перестать экономить на дворниках и, по возможности, на работниках коммунальных служб. Сделать эти профессии престижными и высокооплачиваемыми, хотя бы за счет сокращения работников Министерства культуры по части организации зрелищных мероприятий. Основными источниками развлечений давно уже стали телевизор и Internet, и никакие заемные арт-зрелища (за приличные деньги!) не смогут с ними конкурировать в глазах населения. Пора понять: когда человек идет на работу по грязи, и возвращается домой по грязи, рискуя сломать себе ноги, это совершенно не поднимает настроение, а безвозвратно снижает его буквально до плинтуса. Городским службам надо как-то внушить, что тротуары не заканчиваются у правительственных зданий, музеев и универсамов, а только начинаются. Возлагать уборку улиц и дворов всецело на жителей города, закрепляя их за ними как за крепостными, – это культурное головотяпство со взломом.

Во-вторых, надо перестать строить из себя Иванов, не помнящих родства. Одно дело, если мы наследники Карамзина, Гончарова, Языкова и других великих наших имен, и всегда помним об этом, и совершенно другое, если нам нет до них дела, если мы их плохо помним. А мы их плохо помним, вспоминаем только к годовщинам, в узком кругу работников культуры, страшно далеком от народа. И народ забывает об этих своих истоках, и ему поэтому все равно, где жить, лишь бы как можно лучше жить.

Вообще, как-то не чувствуется хозяйского глаза в городе, все делается как-то не по уму. Не будем брать злополучные дороги, там и так все ясно, но ведь и в малом то же самое. Вот поставили на улицах довольно много ящиков для мусора и скамейки. Хорошее дело, но, видимо, спешили и экономили, и город украсили маленькие, ядовито-желтого цвета ящики-уродины, на которые и смотреть больно. А сегодня, когда убрали зимние сугробы, они все покорежены, переломаны. Неужели трудно было предвидеть? Или это у нас все одноразовые мероприятия?

Можно понять, когда живут бедно – бывают такие обстоятельства – но трудно понять, когда живут грязно. Можно экономить на чем угодно, включая культуру, особенно современную и актуальную, только надо вычистить грязь с улиц и дворов города. Дворники всегда были на Руси в почете, главной городской приметой, и пока мы не вернем их на наши улицы, и зимой и летом, у нас будет плохое настроение.

Виктор Каменев