На ульяновском аэродроме “Восточный” 22-23 апреля состоится первый Международный авиатранспортный форум. Столь статусное мероприятие впервые пройдет так далеко от столицы. Но это неспроста – именно в этом городе находится крупнейшее в России производство самолетов. У местного автопрома в этом году – тоже праздник: легендарному УАЗу исполняется 70.

Заснеженный Ульяновск – все равно что Симбирск из советской песни про тихую родину Ильича: спустя сто лет здесь так же спокойно и почти безлюдно. И на каждом шагу – ностальгия по названию: газета “Симбирский курьер”, Симбирская мебельная фабрика, универмаг “Симбирский пассаж”, да и в разговорах чаще всего город обозначают именно так. Тишина в нем, правда, только внешняя. На самом деле просто гулять особенно некогда – Ульяновск работает и поражает креативом.

Это здесь не так давно установили памятник опальной букве “ё” и возвели огромный двухъярусный мост через Волгу. В городе есть своя кондитерская и текстильная фабрики и даже собственная пивоварня. Варит целых пять сортов добротного пива. Технологии немецкие. Хмель тоже оттуда возят. Свой, говорят, есть – хранить не научились. Таинство пивоварения вовсе не засекречено – любой желающий может зайти и посмотреть.

Один из главных работодателей и вдохновителей в Ульяновске – однозначно, автозавод. Это настоящая легенда отечественного автопрома. В начале Великой Отечественной прямо под открытым небом здесь выпускали снаряды и грузовики для фронта. В 1959 году первые машины ушли на экспорт. В 74-м они покорили Эльбрус, в 75-м – пустыню Сахара, в 76-м – Каракумы. В 2009-м поехали на “Дакар”. За эти годы – Орден Трудового Красного знамени и Знак качества, международные награды “Золотой глобус” и “Золотой Меркурий”. В 2011-м – УАЗу – 70.

Гастарбайтеров тут нет – своим рабочих мест не хватает. Все потому, что интересно и выгодно. Зарплата уазовских рабочих выше средней по городу. К тому же четвертый год здесь осваивают диковинные производственные подходы концерна Toyota. Ключевые моменты даже называются по-японски: “дзиока” (“встроенное качество”) или “покайоке” (“защита от ошибок”), “кайдзен” (“постоянное улучшение”). Последнее слово прижилось особенно, более того – вовсю функционирует система кайдзен-предложений, проще говоря, рацпредложений.

Чтобы внедрить свою “кайдзен-идею” в действие, достаточно сформулировать ее суть на бумаге и опустить в специальный “ящик доверия”. Так, к примеру, была оптимизирована операция крепежа руля. Благодаря находке кого-то из рабочих демонтаж сигнальной накладки теперь не требуется – гайку можно закручивать с помощью магнитного держателя. Полет народной фантазии никто не ограничивает. Напротив, ее стимулируют материально. Оплачивается находчивость хоть и скромно (300 рублей за штуку), но, если генерировать предложения пачками (что не редкость) , прибавка к окладу выходит заметная.

Следующий принципиальный момент – сервисные компании. Для российского автопрома шаг очень смелый. На Ульяновском автозаводе теперь почти как на любом иностранном: при вскрытии серьезных повторяющихся дефектов машины, уже ушедшие в оборот, отзываются. Целыми партиями. С декабря 2010-го подобных отзывов на УАЗе – уже три: из-за брака масляного фильтра двигателя, из-за возможного повреждения топливного бака о кузов и из-за дефекта тормозного шланга.

Причины несовершенств руководство завода, как правило, списывает на халатность поставщиков и недостаток опыта рабочих. Поскольку устранить и то, и другое до конца практически невозможно, решили начать с себя и отслеживать проколы хотя бы на уровне сборки. Запустили глобальную 13-ступенчатую систему контроля качества. Тотальную и беспощадную. Ловушки расставили на всех ключевых участках конвейера, начиная от линии сварки и окраски кузова, заканчивая отсеком проверки трансмиссии. На все 10 900 технологических операции – карты нормативов. Любое несоответствие фиксируется и поступает в электронную базу. Но главное – при обнаружении дефекта контролер обязан остановить конвейер.

Как результат – цифра уже шестизначная: 105 981 голос за UAZ Patriot как лучший отечественный автомобиль и вторая подряд Премия Рунета. Внедорожник получился действительно впечатляющий, доступный, с мощным двигателем и кондиционером. К тому же машина соответствует экостандарту “Евро-4”. Сюрприз этого года – 3 года гарантии – еще одна серьезная заявка для родного автопроизводства. Однако завод пошел дальше и презентовал модернизированный конвейер журналистам – не просто операции сборки и железяки, а как раз процесс пошагового тестирования трех новеньких “Патриотов”. Получилось убедительно.

Только за прошлый год Ульяновский автозавод выпустил 11 500 UAZ Patriot. Один из них благополучно уехал не куда-нибудь, а в Италию, прямо к Сильвио Берлускони.

При этом антураж уазовских владений, кажется, замер где-то в 60-х. Делаешь шаг за ворота и забываешь, в каком веке находишься: корпуса-близнецы в стиле классических “почтовых ящиков”, расставленные квадратно-гнездовым методом, рабочие в синих халатах, голова Ленина где-то посредине и обязательная доска почета. Про юбилей напоминает лишь цифра 70, ловко вписанная в логотип.

Но это опять же только с виду. Про солидную дату на УАЗе, конечно, не забыли. Среди верных поклонников своей продукции завод объявил конкурс на самую яркую автоисторию – смешную, поучительную или жизнеутверждающую. Подумали даже про самых ленивых – для их историй запустили “горячую линию”. Делиться опытом можно до середины августа. В краеведческом музее, тем временем, открыли выставку-биографию под названием “УАЗ – визитная карточка города”.

Между тем, утверждение про визитную карточку спорное. Ульяновский аэропорт “Восточный” зазывает гостей вовсе не в автомобильную, а в авиационную столицу России. Это никакая не конкуренция и не битва титанов. Просто в этом городе умеют и то, и другое. Причем авиационные заслуги весят не меньше автомобильных. Во-первых, в городе с населением чуть больше 700 000 человек – целых два аэропорта. Причем здесь не только принимают и отправляют самолеты – есть все условия для их надежного хранения. Но и это не все. Завод “Авиастар-СП” – крупнейший в стране производитель самолетов. Его продукция в рекламе особенно не нуждаются. Знаменитые “Русланы” и “Тушки”, “Илы” и “Аны” сами – сплошная реклама ульяновского авиапрома.

В дни Международного авиатранспортного форума в Ульяновске высший пилотаж покажут лучшие авиаторы. В небо поднимутся Су-30, пилотажная группа Як-52, Ту-204 и самолет-ветеран ПО-2 (больше известный как У-2). Отдельных небесных фокусов ждут от парашютистов. Они, к примеру, обещают поразить зрителей точностью. Задача максимум – приземлиться в точку размером всего два сантиметра. Впрочем, оценить мощь и разнообразие наших крылатых машин в Ульяновске можно и вне праздника – здесь работает шикарный Музей гражданской авиации – целое поле, уставленное самолетами. Полетать на них, конечно, не дадут, но вот разглядеть экспонаты изнутри при желании можно запросто.