Татьяна Альфонская

Ульяновский театр нашел нового художественного руководителя.

С 11 апреля приступил к работе новый художественный руководитель и главный режиссер Ульяновского драматического театра 48-летний Линас Мариюс Зайкаускас. Конкурс на должность шел почти год, в нем участвовало 14 претендентов из российских – столичных и провинциальных – театров. «После того, как Линас представил свою позицию и свое видение нашего общего дела, они показались нам очень интересными. Ни один из претендентов не представил такую обширную и яркую программу, которая сопрягалась бы с нашими амбициями. Выбор был сделан», – говорит директор театра Наталья Никонорова.

Сразу отметим, что в конце прошлого сезона после ухода из театра Юрия Копылова была ликвидирована должность художественного руководителя. По словам тогдашнего руководителя областного департамента культуры, это был вполне современный шаг, поскольку так – по принципу единоначалия, то есть когда во главе коллектива стоит только директор – работают большинство провинциальных театров. Однако с назначением Линаса Зайкаускаса все вернулось на круги своя. Более того, его позиция, как считает Наталья Никонорова, – это позиция именно художественного руководителя, человека, который думает не о том, какие проекты он сам хочет осуществлять на сцене, а о том, как театр будет жить, какие режиссеры к нам приедут, куда коллектив поедет на гастроли, в каких фестивалях примет участие, плюс формирование труппы , плюс стратегия репертуарной политики…

Новый худрук прояснил свою позицию и свой взгляд на будущее ульяновского театра на первой пресс-конференции для местных журналистов. Вот некоторые фрагменты из выступления Линаса Зайкаускаса:

КУРС – НА ЗАРУБЕЖЬЕ

Буду стараться, чтобы существующий до сих пор имидж ульяновского театра не опустился. А если будет возможность, постараюсь сделать так, чтобы этот театр стал еще более известным и в России, и за рубежом. Пусть это звучит банально, но нет пророка в своем Отечестве, и тяжело что-то сделать в России, пока не «засветился» за границей. И когда ты там имеешь какой-то бренд, будем откровенны – и в России на тебя смотрят другими глазами.

Ульяновск имеет амбициозные планы стать культурной столицей Европы. Поэтому мы, естественно, хотим идти нога в ногу с властями области и города. Подумали: хорошо, если бы ульяновский театр был открыт для различных зарубежных проектов. Хотим, чтобы здесь ставили свои спектакли не только хорошие российские режиссеры, но и хорошие зарубежные, чтобы ульяновский зритель мог познакомиться с разными театральными школами. Поэтому к нам приедут режиссеры из Польши, Грузии, Литвы. Вот сейчас мы ждем руководителя Краковского театра драмы Пиотра Секлуцкого, который поставит на малой сцене камерный спектакль «Мать уходит» Ружевича. В этом сезоне вновь приедет Аркадий Кац, хорошо известный ульяновским зрителям, и поставит «Горе от ума» Грибоедова. В новом сезоне Саулюс Вагнас, литовский режиссер, будет ставить пьесу Ионеско «Жажда и голод», причем, это будет английский

проект, в Ульяновск приедет знаменитый английский актер Питер Тейт из Лондона и сыграет главную роль. Потом Питер обещал нам устроить гастроли в Англии. А в конце Москвы всем известный Роман Виктюк поставит «Коварство и любовь» Шиллера. Хотел бы к нам приехать грузинский режиссер Андро Енукидзе. Скорее всего, в будущем знаменитый польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси поставит спектакль в Ульяновске.

У нас много разных предложений от международных фестивалей – из Болгарии, Израиля, Египта, Польши. Глупо было бы, имея столько заказов, не сделать фестивальный спектакль, где мало слов, много действия, музыки, скорее, такую вещичку, чем масштабное действо. Важно хорошо показаться за границей.

Есть планы о совместных проектах с зарубежными театрами. Недавно договорились с Ральфом Зибельтом, художественным руководителем театра немецкого города Тюбингена, будем придумывать что-нибудь.

Конечно, планов много. Что из этого выйдет? Театр – искусство компромисса. Осуществление всех этих планов зависит от финансовых возможностей. Дай Бог, чтобы хоть часть проектов реализовалась

«НАТАШИНА МЕЧТА»

Со мной приехала очень хорошая молодая актриса Марина Карцева, у которой есть моно-спектакль «Наташина мечта», лауреат трех международных фестивалей. В мае этот спектакль поедет уже от ульяновского театра на международный фестиваль в Албанию. Его

также ждут в на Украине, Польше, Болгарии, Македонии и Ганновере. Надеюсь, «Наташину мечту» полюбят и ульяновские зрители, тем более, в нем поднимаются важные молодежные проблемы – таких постановок сегодня очень мало в провинциальных театрах.

О ГЕНЕРАЛЬНОЙ ТЕМЕ И РАЗНЫХ «ИЗМАХ»

Я не могу сказать, что работаю четко в одном направлении. Скорее всего, мой почерк можно узнать в спектаклях, которые имеют разные

художественные направления, разные «измы» – работаю иногда в импрессионизме, иногда в кубизме, иногда в реализме. Учился я в

Ленинграде, и главные мои студенческие впечатления – от Товстоногова, Эфроса, Любимова, от русской театральной школы. Но я из Литвы, и было бы странно, если бы на меня не влияла литовская театральная школа – Некрошюс, Вайткус.

Есть художники, имеющие конкретную тему, генеральное направление, как мною очень уважаемый Юрий Семенович Копылов, дружить с которым было бы для меня просто честью. Я одной творческой линии не имею. Я нормальный человек и меня волнует много разных тем, то, что волнует всех людей: война в Ливии, землетрясение в Японии, агрессия и хамство на наших улицах, чувства и любовь… Я из группы тех режиссеров, которые сами не знают, почему выбирают ту или иную пьесу. Читаю пьесу и сразу начинаю или видеть, или не видеть спектакль. И открываются какие-то шлюзы, через которые Господь Бог мне что-то спускает. И я влюбляюсь в эту пьесу.

АКТЕРСКИЕ ПРОБЕЛЫ

Ульяновских актеров на сцене я еще не видел, но про театр слышал давно и много. Посмотрел видеозаписи десяти ульяновских спектаклей. Хотя понимаю, что видеозапись всегда лжет и, увы, в худшую сторону. Но я научился понимать, что в видеозаписи скрывается хорошего. Посмотрю каждый спектакль из репертуара. С каждым актером труппы старше 40 лет встретился лично. Со всеми молодыми – знакомился на малой сцене, просил их что-то показать, и очень многими актерами остался не просто доволен – очень доволен, несколько из них – уровня первой лиги.

В то же время труппа нуждается в коррекции. Среднего поколения артистов практически нет, есть проблемы с молодыми мужчинами. Хотелось бы эти пробелы заполнить. Но и здесь все упирается в финансы, жилье. Я ставил спектакли в 15 театрах России, и многие хорошие актеры – только позови, точно бы пошли за мной.

Вообще, я сторонник не революции, я сторонник эволюции. Комплектация труппы – это как комплектации команды в спорте. Это дело живое. Нельзя зацикливаться на том, что пришла группа актеров , и они играю, играют, играют… Люди меняются. Люди элементарно стареют. Поживем – увидим. Никуда спешить не будем.

ПАТРОН ГОНЧАРОВ

Естественно, существует гончаровский фестиваль. Естественно, Гончаров на нем частый гость. У меня даже создается впечатление, что город не только насытился, но и перенасытился гончаровскими произведениями. Хотя он патрон этого театра, и время от времени мы просто обязаны возвращаться к его творчеству.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА

Думаю, современный театр делает современным не столько драматургия, сколько режиссер. Самую интересную драматургию может испохабить плохой режиссер. Поэтому главная моя задача – найти хороших режиссеров, а задача нашего директора Натальи Никоноровой – найти деньги и оплатить.

И НАКОНЕЦ…

Вместе с Линасом Зайкаускасом приехала его жена – Маргарита Мисюкова, будет главным художником и главным сценографом Ульяновского драмтеатра. У Линаса и Маргариты трое детей: студент Башкирского педуниверситета 21-летний Арсений, 15-летний Иван и 11- летняя Юргита – школьники. Первым спектаклем Линаса на нашей сцене станет комедия «Чувства» по мотивам рассказов Чехова