Уважаемые руководители областных министерств! Уважаемый Губернатор Ульяновской области!

Не знаю как вы, а я вот уже очень устал от того, что меня постоянно водят за нос и пытаются убедить, что Правительство Ульяновской области заинтересовано в открытости, общественной поддержке инициатив, рождаемых вами с неимоверной частотой.

Сформулирую суть претензии:

До настоящего времени самыми лучшими умами регионального правительства не сформирован механизм открытого обсуждения подготавливаемых и принимаемых решений. Существующие квазимеханизмы (Общественная палата, всевозможные советы, уполномоченные, блоги министров и т.п.) – не выполняют роль «обратной связи». Отдельные примеры удачного исхода есть. Но они случайны, так как не зиждутся на системном подходе, а иногда и здравом смысле.

Удобна ли сложившаяся ситуация вам, как управленцам зацикленным на текучке и оперативном реагировании на те или иные вызовы. Да, безусловно!

Вы быстро принимаете решения, находите быстрые схемы финансирования из бюджета, легко отчитываетесь ворохами официальных бумаг и дежурных пресс-релизов, лицезретее себя на проплаченных эфирах телевидения и т.п.

Есть ли эффект от подобного? Нет. Подавляющее большинство инициируемых вами проектов – отторгаются не только рядовыми жителями, но и большинством рядовых сотрудников тех сфер, где они реализуются. Вы, как мазутная котельная, построенная во времена индустриализации – максимальное потребление ресурса при колоссальных потерях и обогреве окружающего зимнего пейзажа. Вы не достигаете никакой значимой цели, находящейся за пределами входной двери большого белого дома на площади Ленина.

Есть ли выход? Никакой одной единственной пилюли, которая все вылечит – нет, но есть внятные и простые алгоритмы, которые могут направить русло вашей энергии в действительно благодатное поле, где что-то может вырасти.

Назовем это просто – участие сторонних (для вас) людей в обсуждении, критике, и доработке ваших же решений.

Президент Медведев в своем послании Федеральному Собранию четко сказал – все значимые законопроекты выносятся на обсуждение в Интернет. И первые, пускай и неуклюжие, шаги были сделаны – Закон о полиции и Закон об образовании были выложена на очень удобном, продуманном по интерфейсу сайте. Ради интереса – зайдите и посмотрите.

Сравните что у вас. Вот ссылка. Зайдите – посмотрите и попробуйте с позиции стороннего человека понять что это за законопроект, что он меняет, какова его философия, почему он вообще появился и как его можно улучшить? Самим не смешно? Пустая работа. Для галочки, для отчета. Для дутых рейтингов сайтов областных администраций. Долго наверное делали, рожали идею? И все в пустоту!

Ладно, Медведев вам вроде не смог объяснить, что нужно на выходе.

Читайте отчет В.В. Путина перед Государственной Думой. Хотя лучше приведу цитату прямую:

Уже в ближайшее время Правительство как автор большинства законодательных инициатив намерено предложить новый формат разработки правовых актов. Мы хотим, чтобы граждане страны стали непосредственными участниками процесса, – и хочу с вами об этом посоветоваться, уважаемые коллеги, – для этого считаем важным предусмотреть механизмы публичного обсуждения всех социально значимых правительственных законопроектов. Процедура публичного обсуждения должна привлекать широкий круг экспертов и граждан. Сделать это можно с использованием современных информационных технологий.

Я сейчас говорил о планах в области здравоохранения. Мне казалось, что мы столько много говорим-говорим. С общественностью медицинской встречался – люди не знают. Не знают и часто ставят проблемы, которые в проекте закона уже отрегулированы. Поэтому мы предлагаем не только выкладывать в сеть Интернет текст будущих законов, но и предусмотреть возможность отбора наиболее содержательных, здравых предложений через механизмы электронного голосования. Пусть участники обсуждения сами решают, какие предложения наиболее ценными являются.

Кстати, во всех развитых странах все шире применяется концепция «открытое правительство», которая основана на вовлечении граждан в текущую работу институтов власти. И нам тоже нужно идти по этому пути – поощрять активную гражданскую работу, учитывая предложения, советы, рекомендации так называемых независимых народных экспертов. Конечно, в таких условиях будет работать сложнее, иногда даже темп будем терять, но зато качество не пострадает.

Согласитесь, раз уж Путин заговорил в таком ключе, то пора задуматься.

Я только очень вас прошу. Не поступайте сейчас так, как вы привыкли и умеете, не заводите лишнюю убогую подстраницу третьего подраздела своего правительственного сайта, где будет намертво запрятана очередная простыня текста очередного законопроекта.

Давайте по другому, вот вам четкий алгоритм действий.

1. Создайте проектную группу специалистов и экспертов. Нормальных только, неигрушечных. Поставьте им задачу, четкую – отобрать все (в том числе и зарубежные) примеры специальных сайтов, где выкладываются проекты решений, их обоснований, аккумулируются открытые данные по их финансовому сопровождению. Такие успешно реализованные примеры есть, есть и решения, и их можно копировать. Изыщите немного денег – пригласите экспертов федерального уровня, по типу Ивана Бегтина.

2. Попросите группу после отбора лучших практик сформулировать грамотное техническое задание для разработчиков сайта. Вынесите это техническое задание на публичное обсуждение.

3. Раскидайте техническое задание во все программистские сообщества в стране, используйте сайт типа фриланс.ру что бы понять, а сколько на самом деле, при здоровой конкуренции заказчиков это может стоить. Обобщите предложения и сделайте шорт лист исполнителей и бюджетов – и опять таки обнародуйте.

4. Сделав удобный, открытый сайт – найдите средства и отдайте его ведение на аутсорсинг. Вы, из своих кабинетов, с вашими подходами и традициями не сможете не в жизнь нормально сопровождать и наполнять сайт.

5. Разработайте и примите полноценный областной регламент такой государственной услуги как «организация публичного обсуждения проектов решений и инициатив региональной власти» (если юристы ваши скажут, что такой услуги не существует – пошлите их лесом и перечитайте Путина и Медведева). В регламенте четко пропишите сроки, конкретных исполнителей передачи материалов на сайт, ответственность за то, что то или иное решение было «протащено» мимо обсуждения, введите процедуру обязательного внутреннего обсуждения поступивших вам комментариев, замечаний и предложений. Введите для себя моду отвечать и мотивировать, почему отвергается то или иное замечание или предложение.

6. Возьмите за практику выкладывать не только текст нормативного акта, но и его обоснование, пояснительную записку, статистические выкладки, обосновывающие его целесообразность в принципе. Хватит ума – готовьте и выкладывайте концепцию.

7. Из наиболее активных комментаторов и народных советников сформируйте пул адекватных экспертов, введите их обязательное участие в стадиях подготовки решений (что бы на обсуждение не выносить то, что заранее воспринимается как бред).

В принципе для начала все, может попробуем? Или будем продолжать ерундой заниматься и отписываться в блогах по шаблону: “вот у нас какой проект хороший, что посоветуете?”