30 августа 1914 года преосвященный Вениамин, отслужив молебен, освятил место будущего памятника «незабвенному Царю-Батюшке, Освободителю народов, Великому Императору Александру II». В торжествах участвовали первые лица губернии, высшие военные чины, представители общественности. Маршем прошли воспитанники Симбирского кадетского корпуса.
«Незабвенным» царя-реформатора симбиряне называли искренне: здесь его памяти отдавали должное всегда. Начало ХХ века было богато знаменательными датами: 1911 год – 50-летие отмены крепостного права и старта Великих Александровых реформ, 1912 год – 100-летие Бородинской битвы и 100-летний юбилей знаменитого симбирянина И.А. Гончарова, 1913 год – 300-летие царствующего Дома Романовых. Все эти события вызывали в российском обществе особый интерес к отечественной истории.
В сентябре 1910 года почетный гражданин города Симбирска, городской голова с 1899 по 1909 год Михаил Алексеевич Волков предложил в ознаменование 50-летия отмены крепостного права установить памятник царю-Освободителю. Возвести достойный монумент, как и в других городах России, симбиряне решили на народные деньги, собранные по всесословной подписке. Среди добровольных жертвователей были не только богатые купцы и владельцы крупных имений, но и крестьяне, солдаты, учащиеся, солдатские вдовы.
В Симбирске Александр II побывал дважды. В первый раз, еще будучи цесаревичем, 24 июня 1837 года. Останавливался наследник престола в том самом губернаторском доме на углу Стрелецкой и Дворянского переулка, где за четыре года до него побывал Пушкин. Встречали высокого гостя в храме Святой Троицы на Соборной площади. Важнейшим для симбирян событием стало «посещение выставки местных произведений», где было представлено все богатство разнообразие природы и хозяйственной деятельности губернии. Готовили ее самые образованные и влиятельные симбиряне. После отъезда цесаревича выставку открыли для посещения всем желающим. Так, благодаря визиту юного наследника престола симбиряне впервые увидели самих себя – впечатляющую панораму собственных достижений, возможностей и перспектив.
В тот же памятный день В.А. Жуковский с высоты Венца запечатлел вид Симбирска – волжский склон, разлив реки в сторону Тургеневских островов и имения Тургенево. Рисунок был сделан для друга-симбирянина Александра Ивановича Тургенева и вложен в письмо. Сегодня он знаком нашим современникам по многочисленным публикациям.
«Помолитесь за меня: на руках моих теперь важное и трудное дело, и ему посвящены все минуты и мысли», – писал Жуковский 19 декабря 1825 года. Он был назначен воспитателем к семилетнему наследнику. «План учения», представленный государю, достоин включения в золотой фонд российской педагогики. Полагая, что учение царевича продлится от восьми до 20 лет, Жуковский определил три возраста: «отрочества, от 8 до 13 лет – учение подготовительное; юности – от 13 до 18 лет – учение подробное; первых лет молодости от 18 до 20 лет – учение применительное». Он сравнивал первое время учения с приготовлениями к путешествию, когда надо дать ученику в руки компас, под которым подразумевал первоначальное развитие ума и сердца. Второй этап – знакомство с картою – сообщение тех знаний, которые будут нужны впоследствии. В 13-18 лет ученик принимает уже само путешествие: компас в руках, он умеет с ним обращаться, дороги на карте обозначены. Наконец, наступает время окончания путешествия, 18-20 лет, – сведения собраны, остается привести их в порядок и определить, какое должно из них сделать употребление.
Завершающим этапом образования будущего императора стало семимесячное путешествие по 30 губерниям России. Выехав из Петербурга 2 мая 1837 года, цесаревич и его спутники возвратились в столицу только 10 декабря. Эту поездку Жуковский назвал «всенародным обручением с Россией» и сравнивал с чтением книги: «Книга эта – Россия, но книга одушевленная, которая сама будет узнавать своего учителя. И это узнавание есть истинная цель путешествия… Мы, конечно, соберем много фактов отдельных, и это будет иметь свою пользу, но главная польза – нравственная, польза глубокого, неизгладимого впечатления». Среди неизгладимых впечатлений взаимного узнавания – симбирская страница Книги Россия, приоткрытая 24 июня 1837 года.
Вторую страницу «одушевленной Книги Россия» симбиряне открыли 140 лет назад вместе уже не с юным цесаревичем, а с вершителем судеб великой державы. Вместе с сыновьями Александром и Владимиром Император Освободитель посетил Симбирск 28 августа 1871 года проездом на Кавказ. Завершилось первое десятилетие коренных реформ, и симбиряне, чьими стараниями эти реформы осуществлялись, рассказали царю о новой жизни губернии, а также показали, как возрождается Симбирск после постигшего его бедствия – пожара 1864 года.
Двадцатилетнего итога своих реформ Александр II не увидел: 130 лет назад, 1 марта 1881 года в 2 часа 35 минут пополудни на Екатерининском канале в Петербурге он был смертельно ранен бомбой, брошенной террористом. «Заплатил жизнью за веру в человека», как писали потрясенные современники.
Но трагическая страница не стала последней. Россия продолжала читать книгу его царствования. На следующий день сын и наследник Александр III принял решение о возведении на месте гибели отца храма Воскресения Христа. Средства собирали по всесословной подписке. Ныне это всемирно известный шедевр архитектуры Храм Спаса-на-Крови. Памятники Освободителю устанавливали по всей России. В символах, окружающих монументы, лучшие скульпторы воздавали должное главным деяниям. Один из первых и лучших в стране памятников установили в 1887 году благодарные самарцы. Именно в ходе Александровских реформ Самара, которая до 1851 года была маленьким уездным городком Симбирской губернии, поднялась до уровня столицы хлебной житницы России с развитой рыночной экономикой. Автор монумента академик В. Шервуд поместил статую царя на пьедестал красного гранита. А постамент украшали фигуры из чеканной бронзы: крестьянин, осеняющий себя крестным знамением, черкес, болгарка и туркменка, откидывающая чадру. Эти скульптуры олицетворяли отмену крепостного права, покорение Кавказа и Средней Азии, освобождение Болгарии от турецкого ига.
В программе подготовки к празднованию 300-летия Дома Романовых главным событием симбиряне назвали сооружение памятника царю-Освободителю. 26 ноября 1914 года в губернаторском доме решали, кому поручить изготовление статуи. Среди тех, кто принимал решение, были самые авторитетные художники и архитекторы: Ф. Ливчак, Ф. Вольсов, А. Шодэ, Д. Архангельский, П. Пузыревский. Выбор остановили на академике Александре Опекушине, знаменитом авторе памятника А.С. Пушкину в Москве. А разработку мемориального комплекса поручили симбирскому архитектору-строителю Августу Шодэ. В июне 1915 года приступили к закладке фундамента, а 5 октября 1916 года был отслужен торжественный молебен в честь освящения статуи Александра II. Но зимние работы по декоративному обустройству площадки вести было невозможно, поэтому памятник закрыли деревянными щитами, наметили его открытие на весну 1917 года, приурочив ко дню рождения Александра II – 17 апреля.
Но грянули события Февральской революции, площадь на Гончаровской стала ареной сборищ и митингов. А после октябрьского переворота большевики на правительственном уровне начали войну с отечественной историей. Видный юрист генерал А. Жиркевич 18 октября 1918 года описал акт типичного для тех лет вандализма: «Вчера в Симбирске большевики одержали огромную, а главное, безопасную победу над монархией: сволокли с пьедестала статую императора Александра II… Какой-то дикарь, забравшись на статую, держал голову императора между ногами, вероятно, для глумления. Бедный Освободитель миллионов от рабства! Вот и покончили с ним навсегда!».
Ирония судьбы: в 1925 году на царский пьедестал взгромоздили гипсовую статую Владимира Ленина. Сына того самого инспектора-директора народных училищ, само появление и успехи которого – прямой результат Александровских реформ, Высочайше утвержденного «Положения о народных училищах от 14 июля 1864 года». «Севший не в свои сани» гипсовый монумент вождя мирового пролетариата за два года раскис, и его пришлось снять «за антихудожественность».
Эхо многолетней злобной войны с отечественной историей и сегодня звучит на улицах российских городов в навязанных идеологами чужеземных именах всевозможных бебелей-лассалей. У нас по сей день есть «спуск Халтурина», увековечивающий «подвиг» террориста, устроившего взрыв адской машины в Зимнем дворце, когда погибли более двадцати ни в чем не повинных солдат охраны. Судьба академика с европейским именем А.М. Опекушина была не лучше участи уничтоженных его шедевров. Известнейший скульптор, кстати, сам из крепостных – получил вольную только в 1859 году – при большевиках оказался в опале и умер в крайней бедности и тяжкой болезни. В 1923 году его тихо похоронили на сельском кладбище.
И все-таки очевидец страшных событий генерал Жиркевич ошибся: покончить с Освободителем навсегда не удалось! В Манифесте 19 февраля 1861 года Александр II записал: «Полагаемся на здравый смысл Нашего народа». Здравый смысл победил навязанные догмы: современная Россия вновь открывает приговоренные к забвению недочитанные страницы Книги жизни и деяний одного из самых выдающихся деятелей своей великой истории. Он сумел отменить крепостное право, не допустив развязывания гражданской войны. Создал обновленную экономику, не разорив деревню и сохранив престижность труда на земле. Вернул Российской Империи статус великой державы, пресек междоусобные распри на Кавказе и в Средней Азии, где были созданы условия для развития экономики и культуры. И сегодня, в поисках личностей и событий, объединяющих нацию, все больше самых разных россиян – от главы государства до школьника – проявляют к Освободителю все больший интерес.
На месте памятника Александру II на улице Гончарова к 2000-летию от Рождества Христова по инициативе Симбирской Мелекесской епархии был установлен Поклонный крест. Пять лет назад его заменили на часовню-памятник варварски разрушенным симбирским соборам.
Наталья Гауз