24 апреля православные отмечают важнейший христианский праздник – Пасху. Вообще, с Воскресением Христовым так или иначе связаны почти все значимые церковно-календарные даты. Однако далее, описывая ульяновскую пасхальную традицию, мы будем, в основном, учитывать обычаи и представления, приходящиеся на время от Вербного Воскресенья до Радуницы (вторника после пасхальной недели).
Бей до слез!
Итак, ровно за неделю до Пасхи празднуется Вербное Воскресенье. Например, в Инзенском районе в этот день срывали веточки вербы с уже набухшими почками, освящали их в церкви или в домашних условиях с помощью крещенской воды, а затем старались’ похлестать ими знакомых и близких.
– «Не хворай, не хворай!» – похлопаем друг дружку. И вот надо всех стукать, а потом вербушку кладешь на полочку с иконами, – рассказывает об этом обычае Евдокия Панкратьевна из села Большое Шуватово.
Этой же вербой в первый раз после зимы выгоняли скотину, что, по поверьям, предохраняло ее от хворей и дурного сглаза. В Майнском районе взрослые ранним утром слегка били веточками своих еще не проснувшихся детей со следующим приговором: «Верба хлест, бей до слез!». Сорванные ветки, как и крашеные пасхальные яйца, затем хранились круглый год и использовались с магическими целями: например, засохшими вербными почками лечились от разных болезней, а, к примеру, брошенная в огонь «крашенка» способна была предотвратить пожар.
Против грозы
После Вербного Воскресенья наступает Страстная предпасхальная неделя -особый период, который для многих ульяновцев ассоциируется, прежде всего, со строгим постом. Ключевыми на этой неделе считаются дни с четверга по воскресенье.
В Чистый четверг, помимо известной традиции убираться, мыться, тем самым как бы «очищаясь» от накопленных за год грехов, в том же Большом Шуватово (Инзенский район) знающие бабушки заготавливали на летний период так называемые «четверговые свечки». Делалось это следующим образом: в четвертый день на Страстной неделе шли на вечернюю службу и во время молитвы зажигали и немного погодя тушили свечки. Таких «начатых» свечей набирали обычно больше десятка и затем бережно приносили домой.
Четверговая свечка, как уверяют те, кто испытывал это сам, – эффективное средство против грома и грозы. Стоит только зажечь такую свечку – и стихия быстро утрачивает свою силу.
Христос воскрес!
После пятничного строжайшего поста наступала предпасхальная суббота – время активной подготовки к радостному празднику Воскресения Христова. Именно в субботу обычно пекли куличи и красили яйца. Нередко при подготовке теста для куличей хозяйки произносили короткую молитву: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя!» или просто: «Господи, благослови!» (так делали, например, в Сурском и Инзенском районах).
Раньше яйца чаще всего красили луковой шелухой; сейчас применяются красители самых различных оттенков – от зеленого до фиолетового. При этом используются и специальные наклейки с православной атрибутикой.
Раннее воскресное утро – настоящее раздолье для современной детворы, причем как городской, так и сельской. Группами по 5-6 человек ребятня бегает по-дворам и собирает угощенье. На селе до сих пор обязательным считается подать «крашенку»; в Ульяновске и других крупных поселениях могут ограничиться и конфетой-печеньем. Среди собирающих попадаются и совсем маленькие: как рассказывала, смеясь, одна из жительниц Новосурского, бывало, забежит малышня с утра, а некоторые из них еще и не могут выговорить полностью: «Христос воскрес!», а кричат только: «Христос! Христос!..».
Таракан – для удачи
После длительного поста наконец-то наступает время угощения и развлечений. Помимо вполне понятных походов по гостям – родственникам и знакомым, в Ульяновской области было принято играть в различные игры. Некоторые из них имели исключительно пасхальный характер.
Например, всего несколько десятилетий назад практически во всех районах нашего региона молодежь «катала яйца». И сейчас эту игру помнят достаточно детально.
Вот как об этом нам рассказывали в селе Полянки Сурского района:
– На Пасху и шесть недель после Пасхи катали яйца. Из тряпок шили мячик. И вот яйца парами ставили: я кладу одно и вы кладете. Вот и катали мячик. Катнешь – если попал в яйцо, то забираешь себе и еще катаешь…
Иногда играли и без тряпичного мячика: в этом случае одним вареным яйцом старались выбить другое. Порой некоторые особо удачливые игроки приносили домой по ведру «крашенок» – хороший «улов» для целой семьи!
По словам старожилов Сурского района, чтобы привлечь удачу в этой пасхальной игре, достаточно было припрятать у себя в кармане таракана или бабочку, помещенных в небольшую коробку. Тогда все «крашенки» – точно твои!
Играли и в другие традиционные игры, правила которых сейчас далеко не каждый уже вспомнит: к примеру, «в орлянку» (на деньги), лапту, в кости, «в городки» и т.п.
Общение с умершими
Особое значение во время Пасхи придается посещению кладбища. Согласно церковной традиции, «родителей» принято навещать на Радуницу. Однако далеко не всегда это предписание соблюдается: нередко ходят на кладбище и в пасхальное воскресенье, и в следующие Дни.
На могилах своих близких пришедшие обычно оставляют крашеные яйца и другую снедь; иногда (например, в селе Потьма Карсунского района) посыпают могилу зерном. Затем тут же устраивается небольшая трапеза, при этом с покойниками часто «общаются», сообщают им последние новости, поздравляют со светлым праздником.
Любопытно, что во время Пасхи на кладбище могли пойти и глубокой ночью: например, в свое время так поступали смельчаки из Майнского района (обычно – молодежь) для того, чтобы «послушать» умерших. Дело в том, что, согласно поверьям, покойники в этот день также празднуют и радуются (отсюда – «Радуница»): прислонив ухо к земле, можно услышать, как они «христосуются».
Кстати, услышать голоса умерших можно и не только на Пасху. Как рассказывала нам одна из жительниц села Тагай Майнского района, как-то зимой на местном кладбище несколько мужчин рыли могилу. Было холодно и ветрено, и один из них решил скоротать время на дне только что вырытой могилы. Однако как только гроб с покойником перенесли через дорогу, которая располагается в нескольких шагах от кладбища, случилось нечто удивительное.
– Когда стали покойника сюда вот через асфальт переносить – он (копавший могилу) вылетел пробкой из могилы! Такой сразу шум там поднялся! Говорят, что умершие встречают нового покойника: вот он и услышал, – заключает рассказчица.
Интересно и то, что в некоторых селах Сурского и Карсунского районов после посещения кладбища дверки в индивидуальных оградах стараются оставлять открытыми. Это объясняется поверьем, что оградки мешают душам умерших «гулять», «ходить». Нередко при этом рассказываются и истории о том, что покойники жаловались в сновидениях на само наличие ограждений на могилах, которые, кстати, начали массово устанавливать только спустя почти десятилетие после окончания Великой Отечественной войны.
– Я видала сон: хожу, хожу как по кладбищам, а оне будто вот таке-еи большие кладбища! И везде все загорожено, и сидят мертвецы, все сидят в этих своих загородках. И будто я подошла к одному знакомому (умершему), а он говорит: «Нагородили еще клетков здеся, зачем, грит, этих вот клетков нагородили!». Здесь же ограды делают сейчас все, а бывало, не было никаких оград! -пересказывает свое сновидение одна из жительниц Потьмы.
До сих пор в этом селе бытует и другой любопытный обычай: во время пасхального богослужения – когда возглашают: «Христос воскресе!» – потьминс-кие мужчины несколько раз стреляют из охотничьих ружей. Конечно, этого своеобразного «салюта» здесь ждут все -от мала до велика!
Вообще, Пасха многими (даже неверующими) ульяновцами расценивается как очень светлый праздник, который знаменует собой победу над смертью и предвещает солнечные дни приближающегося лета.
Поздравляем читателей «УС» и всех горожан со Светлым Воскресением Христовым!
Евгений Сафронов
При подготовке статьи были использованы материалы из фольклорного архива УлГПУ и тексты из личной коллекции автора.
Пасхальные приметы
В других регионах нашей страны также существовали свои обычаи и приметы, связанные с праздником Воскресения Христова.
Например, было поверье о том, что на Пасху можно увидеть, как солнце «играет» (переливается различными цветами, как бы «танцует от радости»). Также в пасхальное воскресенье с утра хозяева следили за скотиной: если лежит смирно – то придется ко двору, будет жить долго, а если животное ворочается – не место ей в хозяйстве.
Утром же в этот праздник сельчане сгоняли кур с насеста – для того, чтобы те вставали пораньше и побольше несли яиц.
Старые люди желали умереть именно на пасхальной неделе, так как считалось, что именно в это время ворота в рай открыты для всех.
Бытовали и другие пасхальные приметы – уже «девичьего» характера: если на пасхальной неделе ушибешь локоть – милый вспомнил; ежели в щи упала муха – жди свидания; если губы чешутся – не миновать поцелуя; если же брови начнут чесаться, то увидишься с любимым.