Вадим Пономарев

Авиационная корпорация «Витязь» подтвердила намерения к 2013 году построить в Ульяновске завод по сборочному производству турбовинтовых 19-местных самолетов DHC-6 Twin Otter Series 400 канадской компании Viking Air, которые могут использоваться в региональных перевозках.

Об этом накануне открытия первого межрегионального авиатранспортного форума сообщил генеральный директор компании Сергей Анциферов. «С учетом замечаний наблюдательного совета портовой особой экономической зоны (завод будет располагаться в ПОЭЗ, создаваемой на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный» — «Эксперт online») дорабатывается бизнес-план. На этой неделе мы принимаем наших партнеров — делегацию канадской компании Viking, в Москве мы провели переговоры по нашему сотрудничеству и выразили общую заинтересованность в организации сборочного производства», — сказал он.

Объем инвестиций «Витязя» в этот проект оценивается в 450 млн рублей. На первом этапе в Ульяновске будут производить 5% сборки самолета, затем — 5050 и на третьем этапе на 95% сборка самолета будет осуществляться в России. Сборочное производство рассчитано на выпуск 24 машин в год. О какой-либо локализации производства DHC-6 Twin Otter Series 400 в России пока неизвестно, хотя, учитывая перспективы создания на родине Ильича на базе «Авиастара СП» авиастроительного кластера, это возможно.

В том, что самолет быстро займет свою нишу в России, участники этого проекта не сомневаются. «Особенностью наших самолетов является то, что они приспособлены для полетов в сложных климатических условиях. Вы можете встретить их в Гималаях, в Арктике, в Антарктике и других суровых климатах. Они могут приземляться в тундре, садиться на воду, на болото, на снег, могут перевозить груз до 2,5 тонн. Мы производили наши самолеты для суровых климатических условий Канады, а климат Канады схож с климатом России, и поэтому мы думаем, что наши самолеты будут иметь успех в России. Мы произвели маркетинговое исследование, и оно показало, что спрос в России около 400 самолетов», — передало мнение вице-президента компании Viking Air Limited, которой сейчас принадлежат права на производство DHC-6, Роберта Маракера РИА «Новости».

«Шестерка» — действительно легендарная машина, про которую специалисты говорят, что лучшего аппарата для работы в тяжелых климатических условиях до сих пор не изобретено. Twin Otter, например, использовался как самолет снабжения антарктических экспедиций и 24 апреля 2001 года эвакуировал персонал станции Амундсена-Скотта при температуре минус 75 градусов по Цельсию. Ей не требуются такие «паркетные условия», которые сейчас сдерживают развитие в России сегмента реактивной малой авиации. И рынок для машины в России огромен. В 1990 году малая авиация России (525 пассажирских самолетов Ан-2 и 450 самолетов Л-410 и Ан-28) выполнила около 1 млн рейсов в год и перевезла 9,8 млн пассажиров. Сейчас от этого парка осталось 23 годных к эксплуатации Л-410 и Ан-28 и несколько единиц Ан-2. «Если среднемагистральная авиация работает, то ниша малой авиации не занята. Может быть, в европейской части страны это меньше ощущается, так как там густая сеть автомобильных и железных дорог, но для Сибири, Дальнего Востока, Урала малая авиация жизненно необходима», — заявил по этому поводу генерал армии, бывший полпред президента по Сибирскому федеральному округу Анатолий Квашнин.

Единственное, что смущает в этом проекте (помимо отсутствия локализации производств, конечно), — цена машины. В России она будет стоить 4,5 млн долларов. «Мы полагаем, что несколько дороговато для России, но начиная проект, говорить о существенном снижении цены, пока, наверное, рано. Начнется серийное производство — снижение цены пойдет само собой. А то, что самолет сегодня востребован, — очевидно. Сама корпорация «Витязь» заказала компании Viking Air 10 самолетов. И уже декларируется порядка 20-30 заказов на будущее производство», — заметил по этому поводу вице-губернатор Ульяновской области Вильдан Зиннуров.

Впрочем, кому что нравится. В августе прошлого года намерение построить завод в Ульяновской области по производству турбовинтового самолета EV-55 Outback вместимостью до 14 пассажиров высказала чешская компания Evektor. Чешский самолет, конечно, предназначен для полетов в более теплых и комфортных условиях, чем канадская «шестерка». Но он и стоить будет более чем вдвое дешевле — 1,9 млн долларов.