В эти дни в Ульяновске проходит Международный авиатранспортный форум, участником которого является генеральный директор ОАО “Аэропорт Толмачево” Александр Бородин.
В двухдневной программе форума – обсуждение проблем связанных с грузовыми и пассажирскими авиаперевозками, подготовкой летного состава, обеспечением транспортной доступности удаленных регионов страны. С докладом на тему развития и стимулирования региональных и местных авиаперевозок выступил генеральный директор ОАО “Аэропорт Толмачево” Александр Бородин.
Вопрос о необходимости развития региональных авиаперевозок стоит на повестке дня уже не один год и поднимается на разных уровнях. Наряду с автомобильным и железнодорожным транспортом, авиаперевозки являются важнейшим экономическим и социальным фактором развития. В настоящее время существующая потребность населения в авиаперевозках между городами регионов не удовлетворяется в полном объеме из-за отсутствия эффективного и надежного авиасообщения. Решение этого вопроса Александр Бородин предложил рассмотреть на примере аэропорта Новосибирск (Толмачёво).
Согласно принятому курсу, расширение региональной и местной маршрутной сети является одним из ключевых векторов развития аэропорта Толмачёво. Принимая во внимание специфику рынка региональных авиаперевозок, сложившуюся в настоящее время в России (отсутствие эффективного парка ВС, высокая конкуренция со стороны наземного транспорта, низкая платежеспособность населения), аэропорт разработал программу поддержки авиаперевозчиков, открывающих новые направления внутри сибирского региона.
— Понимая, что на начальном этапе выполнения рейса, авиаперевозчики несут значительные убытки, наш аэропорт принимает участие в разделении расходов по продвижению рейса в течение всего периода от подготовительного этапа до запуска авиарейса,- рассказал участникам форума Александр Бородин. – Применение на практике указанного подхода позволило в 2010 году обеспечить развитие региональной маршрутной сети аэропорта за счет открытия новых рейсов в Томск, Омск и Горно-Алтайск.
Но как отметил генеральный директор Толмачёво, даже данный подход не в полной мере способен обеспечить оптимальную конкуренцию с наземным видом транспорта. Цены на авиабилеты остаются значительно выше цен наземного транспорта по аналогичным направлениям: значительную долю стоимости авиабилетов занимают расходы, связанные с топливом, поддержанием летной годности и прочие расходы авиакомпании, включенные в стоимость летного часа.
Примером негативного влияния ценового фактора на рынок региональной авиации в данном случае может служить временная приостановка с 1 апреля 2011 года рейса, введенного с 1 сентября 2010 года, по маршруту Томск-Новосибирск-Омск и обратно на самолете АН-24 авиакомпании “Томск-Авиа”. Несмотря на преференции трех аэропортов рейс так и остался убыточным, что привело руководство авиакомпании к принятию непопулярного решения.
— Роль аэропорта Толмачево в развитии и стимулировании региональных и местных авиаперевозок очевидна, но региональные авиационные перевозки должны также поддерживаться и субсидироваться за счет выделения дополнительных средств со стороны государства в виде дотаций и субвенций из региональных бюджетов субъектов федерации, – подвел итог Александр Бородин.
Стоит отметить, что первые шаги Правительства Российской Федерации и субъектов Сибирского федерального округа в решение данного вопроса очевидны, поэтому авиакомпании и аэропорты Сибирского федерального округа готовы далее расширять географию авиамаршрутов.