Виктория Чернышева

На авиашоу в Ульяновске пилоты выполняли неуправляемые фигуры.

Мастера высшего пилотажа, принимавшие участие в международном авиатранспортном форуме, который прошел в Ульяновске, рассказали корреспонденту «РГ» о проблемах в малой авиации и о том, почему они любят отечественные машины.

Виктор Чмаль, абсолютный чемпион мира, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России, Москва. Стаж пилота — 33 года.

Российская Газета: На чем вы выступали в Ульяновске?

Виктор Чмаль: Это Pitts Special — самый популярный пилотажный американский самолет. В России он единственный, ну может быть, есть еще один. Я выполнял на нем фигуры высшего и обратного пилотажа, по программе «фристайл» чемпионата мира. Это свободная программа, где пилот и самолет могут продемонстрировать все свои возможности.

Почему Pitts Special так мало в России? Он сложноватый в обучении, в посадке. К тому же,недешево стоит — от 200 до 400 тысяч евро, есть проблемы с его обслуживанием. Но мы потихоньку начали исправлять ситуацию — прошли подготовку по обслуживанию этого самолета, дальше будем передавать опыт.

Еще один самолет, на котором я летаю — немецкий «Экстра-330», мы его делим с «коллегой» Светланой Капаниной. Ну и Су-26 и Су-3 производства 1985 года. К сожалению, наша промышленность остановила производство этих самолетов, и мы вынуждены летать на иностранной технике.

РГ: Как добрались до Ульяновска?

Чмаль: Из Москвы, с двумя дозаправками, в Тамбове и Пензе. Садились на досаафовских аэродромах, где нас приняли очень хорошо. Путь занял четыре с половиной часа. Накануне авиашоу пошел дождь, и мы уже расстроились: столько сил было потрачено местными властями на организацию этого мероприятия — перелет в Ульяновск и обратно, тренировки — все это очень затратно. Если бы погода испортилась, то праздник был бы не таким ярким. Но погода наладилась. Как сказал заместитель ульяновского губернатора, «видно, Бог есть».

РГ: Часто ли принимаете участие в авиашоу?

Чмаль: Мы любим участвовать в таких праздниках. Были почти на всех МАКСах, только последний пропустили — он совпал с чемпионатом мира. Но, к сожалению, в России проводится мало таких мероприятий. В Америке бывает до 400 авиашоу в год. У нас — меньше десятка. А нам очень хочется показать все, чему мы научились. Россияне очень любят авиацию, гордятся техникой, пилотами. Надеюсь, что ульяновский форум — это только начало. И малая авиация в России вновь начнет развиваться.

Светлана Капанина, самая титулованная летчица за всю историю мировой авиации: шестикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу, двукратная абсолютная чемпионка всемирных воздушных игр, двукратная абсолютная чемпионка Европы, обладательница 38 золотых медалей чемпионатов мира в отдельных упражнениях. Стаж пилота — 23 года.

РГ: Как вы пришли в авиаспорт?

Светлана Капанина: Случайно! В 1987 году пришла в авиаклуб, хотела прыгнуть с парашютом. Но в коридоре меня перехватили инструкторы. Предложили: давай учись на самолете, это интереснее. Я согласилась.

РГ: Считается, что это неженский вид спорта…

Капанина: Согласна — он физически сложный. Вдобавок, я всегда говорю, что нельзя объединять в этом виде спорта мужчин и женщин. Мы же соревнуемся на равных. На мой взгляд, зачет не может быть единым: женщина Богом создана слабее и нежнее, ей сложно тягаться с мужчиной. Да, я победила многих мужчин, но это не значит, что такие победы — закономерность.

РГ: Какие у вас впечатления от ульяновского авиафорума?

Капанина: Я рада тому, что Россия начинает поднимать авиацию. А Ульяновску отдельное спасибо: вы «переплюнули» Москву, Питер и другие города. Так держать! Возможно, приедем к вам на День воздушного флота, чтобы снова принять участие в авиашоу. Уже получили приглашение.

РГ: Было ли что-то особенное, что вы показали ульяновскому зрителю?

Капанина: Почти все фигуры были непростые — это когда, положим, идет вращение в трех плоскостях. Оно неуправляемое. После этого самолет зависает, возрастает скорость — после этого его подлавливаешь и делаешь машину управляемой. Такие вращения мы называем «абракадаброй». Кстати, у нас есть свои названия — например, фигура «привет с Одессы» — видимо, ее придумал одессит. «Эдельвейс» — правый и левый — вращение «цветочком». Любимых фигур нет: если одну не будешь любить, она завтра просто не получится.

РГ: А самолеты любимые есть?

Капанина: Говорить об этом мне грустно — я бы хотела всегда летать на наших самолетах. Я работник «Сухого» и люблю Су-26, Су-31. У нас просто замечательные машины. Но, к сожалению, производство их закрыто. Эту проблему я поднимала в обращениях к президенту. Но до сих пор все тихо. Производство спортивных самолетов так и не возобновилось, летать нам не на чем, финансирования нет…

Я не скажу, что «Экстра-330» — плохой самолет. Но я предпочитаю наши машины. У них более продумана кабина, лучше аэродинамика, они кажутся более надежными. Я патриот, но не знаю, до какого времени продлится этот патриотизм. Как бы я ни сопротивлялась, все равно пришлось пересесть на иностранные самолеты. А что будет дальше — неизвестно. Увы, сегодня наша мужская команда, защищающая честь России на соревнованиях, еле набирается — нужно минимум пять человек. А женской команды так и нет — у нас летают всего две женщины — одной за 40, другой — за 50… Молодежи нет, финансирование отсутствует, готовить в пилоты не на чем и некого.

РГ: Какой чемпионат вам запомнился больше всего?

Капанина: От чемпионата к чемпионату становится все сложнее и интереснее… Самым сложным, наверное, был первый. Победить очень сложно, но еще сложнее эту победу удержать. Были и курьезные моменты. На чемпионате в ЮАР, который проходил в начале 90-х годов, было 44 мужчины и я одна. Нелетный день, низкая облачность — нас отправили покататься на яхте под парусами. Меня поставили за штурвал. Ребята кричат: давай «бочку»! Я по привычке выкручиваю штурвал до упора, а яхта стоит — никакой реакции! И потом резко как накренится, зачерпнет бортом воду. Все мужчины в крик, пытаются выровнять судно — перебежали на другой борт. Я кручу штурвал в обратную сторону. Яхта опять резко переваливается на другой бок. Вот так на море я крутила «бочку».

РГ: Мужчины, наверное, вам постоянно говорят комплименты: женщина — редкое явление в небе, да еще и красивая блондинка…

Капанина: За рубежом мужчины очень хорошо относятся. У нас — посложнее… Есть какая-то зависть. Наверное, так всегда в большом спорте. Но это неправильно. Я с первого класса в спорте, мне привили любовь к сопернику, к товарищам по команде. И когда все иначе, я этого просто не понимаю. У нас одна команда, одна страна, и мы должны защищать ее честь, а не подсиживать друг друга.

Кстати

На форуме побывал и необычный гость — иеромонах Феоктист, который является президентом Всероссийской школы православной культуры из духовно-культурного кремля «Богатырская слобода», расположенного на территории Самарской луки.

— Мы готовим для детей путешествие на трех ладьях из Кижей в Сербию. Представители малой авиации согласились нам помочь. Они будут сопровождать нас, снимать с воздуха фильм о путешествии. Для того, чтобы показать красоту нашей страны, нужен как раз маленький летательный аппарат, — рассказал иеромонах. — Кроме того, на острове Буян (Банные острова в Ульяновской области) мы хотим построить заставу нашего кремля. Отсюда хотим пустить самолетный тур для гостей региона — они смогут летать от острова к нам, в Жигулевские горы. Пригласили в гости Светлану Капанину с сыном Пересветом. Надеемся, что над нашей «Богатырской слободой» тоже пройдет небольшое авиашоу.