Или можно ли с одним крылом составить конкуренцию МАКСу.

Событие, которое анонсировалось чуть ли не за год, все-таки состоялось. Не все верили, что оно вообще возможно, но критики посрамлены – Международный авиатранспортный форум «Ульяновск-2011» состоялся. Другой вопрос, как он прошел, чего удалось достичь и какие ощущения остались от его работы. Корреспондент информационного портала «СтройПланерка» провел один день на форуме и своими глазами и ушами увидел и услышал то, что там происходило. Ему и слово.

Мало долететь, надо еще потом доехать…

Мероприятия двух дней было решено провести на территории аэропорта «Ульяновск-Восточный», что расположен прямо скажем не близко от города, особенно от его центральной части – на левобережье Волги, да еще в паре-тройке километров восточнее от Нового города. С одной стороны, месторасположение аэропорта понятно – он не должен быть в черте города, с другой стороны, до него и добраться должно быть легко.

Но, как позже оказалось, не так то тут все просто. Когда я захотел уехать, организаторы на мой вопрос «Как отсюда можно уехать?» лишь пожали плечами, посоветовав вызвать такси. Уехать, я, конечно же, уехал – те же организаторы подсуетились и нашли машину, но разве от самого аэропорта не должны ходить какие-то автобусы? Насколько я знал, «Ульяновск-Восточный» вполне действующий аэропорт и иногда здесь летают не только грузовые самолеты.

Позже, посмотрев в Интернете на сайте аэропорта, узнал, что есть некий мифический автобус № 330, ходящий от центра Ульяновска до аэропорта. Скачав расписание его движения я так понял, что если автобус и ходит, то далеко не каждый день. Значит, не так уж и часто здесь летают пассажирские самолеты?

Аэропорт «Ульяновск-Восточный»

Аэродром построен в 1983 году в качестве экспериментального аэродрома — испытательной базы для Ульяновского авиационного завода. Взлётно-посадочная полоса аэродрома Ульяновск-Восточный — одна из самых длинных в мире, её длина составляет 5100 метров (при ширине 106 метров).

В 1991 году получено разрешение на право выполнения международных полетов отечественных и зарубежных воздушных судов через аэродромный комплекс Ульяновск-Восточный.

С 1994 года аэродром отнесен к перечню аэродромов совместного базирования, зарегистрирован в реестре аэродромов гражданской авиации России и открыт для полетов всех типов отечественных воздушных судов, а также зарубежных типа Боинг-737,747, Аэробус А-310 всех модификаций. В 1999 году аэропорт Ульяновск-Восточный сертифицирован как международный.

С 28 марта 2010 года авиакомпания Авианова совершает регулярные пассажирские рейсы Москва — Ульяновск-Восточный — Москва; она же планирует открытие рейса Сочи — Ульяновск-Восточный — Сочи.

Впрочем, форум касался в первую очередь транспортных, грузовых самолетов, поэтому, видимо, о пассажирах (хоть даже и потенциальных) особо не задумывались. К тому же, что являлось главной причиной проведения мероприятия именно здесь – аэропорт со всеми его структурами находится на территории создаваемой Портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). Зона с экономическими послаблениями для привлечения инвесторов, компаний и организаций. Насколько она будет привлекательной должны показать уже ближайшие годы. По заявлению руководства области уже существуют несколько первых бизнес-планов потенциальных резидентов зоны – ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», ООО «Аэрокорпорация «Витязь» и ООО «Волга-Днепр Техникс Ульяновск».. Возможно, после форума к ним добавится еще несколько проектов. Но об этом и многом другом дальше.

«Однокрылый пароход»

Первое, что привлекло мое внимание в 29-м корпусе авиастроительного завода «Авиастар-СП» (где проходил форум) – огромная конструкция, подвешенная под потолок ангара. Почему-то она была с одним крылом. То ли не хватило материала для второго крыла, то ли такова мысль создателя сего шедевра, но мне лично на ум сразу пришла строчка из Песни Пугачевой: «Без меня тебе, любимый мой, лететь с одним крылом..» Не самая, надо сказать, лучшая ассоциация. Кстати, если посмотреть на конструкцию с другой стороны – она напомнила многопалубный теплоход в… разрезе.

Ладно, спишем эти наблюдения на мою нестандартную фантазию. Все же на форуме не это было главным. Открытие МАТФа (так аббревиатурно звучит мероприятие) прошло под грохот барабанщиков из группы «Пляска седьмого неба». В ритм подумалось, что предстоит осилить творческую часть шоу. Автоматически оглянулся в сторону небольшого кафетерия – стоит посмотреть два-три ульяновских мероприятия, чтобы знать все коллективы, участвующие в этих шоу в лицо – и ничего нового в их исполнении.

Но барабанная дробь закончилась так же быстро, как и кофе. На сцену вышли главные участники МАТФа: губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, заместитель министра транспорта Российской Федерации Валерий Окулов и президент ОАО «ОАК» Михаил Погосян. Надо ли говорить о том, что они сказали? Вот, если честно, кому из читателей интересно, что могут сказать первые лица на открытии того или иного мероприятия? Вряд ли что-нибудь негативное. Но, я все же наступлю разок на грабли и выдан стандартный для таких дел абзац.

Сергей Морозов объявил, что международный авиафорум – это первое мероприятие такого масштаба в сфере авиационных перевозок, проводимое на территории Ульяновска. Валерий Окулов отметил, что проекты, разрабатываемые на «Авиастаре», являются чрезвычайно важными. Также он сказал, что Правительством России сегодня уделяется серьезное внимание профессиональной подготовке кадров для авиации, и у Ульяновска есть все основания добиться успехов в данной сфере. Погосян был более конкретным: «Мы рассматриваем «Авиастар» как важнейшее предприятие, на базе которого планируется развивать основные сегменты продуктовой линейки «Объединенной авиастроительной корпорации». В настоящее время «Авиастар» и другие предприятия Ульяновской области являются одними из ключевых участников программы развития семейства самолетов ТУ-204».

Как я и сказал – все очень оптимистично и приятно уху. Будем верить, что все так и будет в реальности. Ведь всегда хочется верить в лучшее. Вообще, слушая выступающих, я думал о том, в чем на самом деле смысл таких вот форумов? Собраться и обсудить какие-то проблемы? А то они и так их не знали. Заключить новые договора? Согласен, только не стоит думать, что они договорились именно в рамках форума – наверняка все уже было подготовлено заранее, только подписи поставить осталось. Остается один вариант – все это сделать красиво, с помпой, с шоу, с прессой, так чтобы все узнали как все замечательно. Короче, явная пиар-акция области для всей России (вокруг было предостаточно иногородних журналистов). А что, тоже вариант – под лежащий камень вода не течет.

Немного официальной информации

Дабы не перегружать вас рассказами о докладах и круглых столах, прошедших в рамках МАТФа, доложу лишь об их некоторых итогах, что, согласитесь, важнее. Так сказать, де факто:

– В рамках проводимого форума произошла встреча между главами двух авиационных столиц: мэра Ульяновска Александра Пинкова и главы городского округа Жуковский Александра Бобовникова В ходе встречи стороны обсудили возможность дальнейших партнерских отношений в сфере авиастроения и ряде других областей в рамках заключенного в 2009 году соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве. Александр Бобовников сообщил, что в 2011 году в городе Жуковский пройдет 10-ый Международный аэрокосмический салон. В связи с этим с Александром Пинковым будет обсуждена возможность организации совместной экспозиционной площадки на данном мероприятии.

– Губернатор Сергей Морозов провел встречу с представителями литовской компании Avia Solutions Group. Председатель Совета директоров Avia Solutions Group Зиемелис Гедиминас рассказал Губернатору об основных направлениях деятельности компании. По его словам, она является ведущим поставщиком комплексных решений для авиатранспортной отрасли на рынках Европы и СНГ. Глава региона выразил заинтересованность в развитии партнерских отношений и попросил литовскую делегацию подготовить конкретные предложения для дальнейшего сотрудничества.

– Также Сергей Морозов провёл переговоры с представителем Британской авиационной академии в России, СНГ и странах Балтии Олегом Шугалеем. Стороны обсудили вопросы развития долгосрочных партнёрских отношений Оксфордской Академии Авиации (ОАА) с Ульяновским высшим авиационным училищем гражданской авиации (УВАУГА). Был подписан протокол о намерениях, который предусматривает создание учебного заведения по подготовке пилотов международного класса на территории региона и установку полнопилотажного тренажёра Boeing-737 уровня D на базе ульяновского училища. Планируется, что оборудование будет установлено в учебном заведении к началу сентября 2011 года.

– В рамках Международного авиатранспортного форума подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством промышленности и транспорта Ульяновской области и ОАО «Авиасалон» (МАКС). Достигнута договоренность о том, что два крупных форума МАКС и МАТФ будут проходить поочередно. Следующий форум в Ульяновске, второй по счету, состоится в 2012 году, МАКС – в 2013 и далее эти два крупных деловых события будут чередовать друг друга.

– ЗАО «Авиастар-СП» и авиакомпания «Трансаэро» подписали меморандум о сотрудничестве. Согласно документу, единственная в России и СНГ компания-эксплуатант самолетов Boeing-777 и Boeing-747 будет пользоваться базой Авиастара для ремонта своих воздушных судов.

Встреча Сергея Морозов и Михаила Погосяна

В ходе личной встречи губернатор области и глава ОАО “ОАК” обсудили реализацию проекта по производству модернизированного Ту-204 СМ, формирование портфеля заказов на этот самолёт и планируемый объём инвестиций на реализацию данного проекта в 2011-2012 годах. Также стороны обсудили программу по производству Ил-76 и возможность увеличения производства данного типа самолётов.

Кроме того, в ходе встречи Сергей Морозов предложил руководству ОАК ускорить проект по возобновлению на ЗАО «Авиастар-СП» производства самолётов Ан-124 «Руслан» в рамках государственной программы вооружения до 2020 года.

«ЗАО «Авиастар-СП» является одним из ключевых предприятий ОАК. Мы рассматриваем ульяновский завод как центр по производству транспортных самолетов и гражданской авиационной техники. С учетом того, что объемы в этих сегментах планируется увеличить в разы, то я считаю, что «Авиастар» будет быстро развиваться и объединит вокруг себя и другие предприятия, которые находятся в Воронеже, Казани. Это будет единый комплекс с центром в Ульяновске», – заявил Михаил Погосян.

Также Президент ОАО «ОАК» сообщил, что успешные испытания самолёта Ту-204 СМ с новым комплексом бортового оборудования, с двумя членами экипажа на борту, позволит расширить позиции семейства Ту-204 на рынке авиаперевозок.

Проходили на форуме и другие переговоры. В частности, с чешской компанией Evektor. Но это уже далеко не новый проект и разговор шел о нюансах продолжения сотрудничества. О чем мы, конечно же, обязательно расскажем, как и о других важных событиях, прошедших в рамках МАТФ.

День второй, развлекательный

Для участия в авиасалоне в Ульяновск приехали всемирно известные чемпионы по самолетному и вертолётному спорту. Шестикратная абсолютная чемпионка мира Светлана Капанина продемонстрировала фигуры высшего пилотажа на самолёте EXTRA-330. Абсолютный чемпион мира, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России Виктор Чмаль выступил на популярном американском пилотажном самолёте “Pitts”, продемонстрировав фигуры высшего пилотажа согласно программы Чемпионата мира freestyle (свободной программы). Высший пилотаж на легендарном самолёте ПО-2 продемонстрировал чемпион мира по самолётному спорту Александр Курылёв, на самолёте Як-2 – заслуженный мастер спорта, чемпион мира Олег Шполянский.

Программу авиашоу также украсили выступление пилотажной группы “Первый полёт” на самолётах Як-52 и Як-54, демонстрационные полеты вертолёта Robinson R-44, самолётов малой (DA-42, Як-18Т, Л -13ВВМ, Ла-8, Цесна-401, Элитар-Сигма, Pitts и др.) и большой авиации (Ту-204, Ил-76 и Ан-124 «Руслан»), показательные выступления авиамоделистов, парапланеристов и спортсменов-парашютистов.

Известные спортсмены высоко оценили уровень организации авиасалона в Ульяновске. “Очень приятно удивлена и рада тому, что Россия начинает поднимать нашу авиацию, у нас начинают организовывать авиасалоны, ну а городу Ульяновску отдельное спасибо за то, что вы переплюнули всех, и Москву, Питер, все российские города, потому что у вас авиасалон два раза в этом году планируется . Это круто! Молодцы! Я вас поздравляю с этим! Так держать!”, – поделилась впечатлениями 6-кратная абсолютная чемпионка мира Светлана Капанина.

Известный воздухоплаватель, путешественник и пилот воздушного шара «Святая Русь» Валентин Ефремов также принял участие в авиашоу в Ульяновске: “В своих путешествиях я очень часто проезжаю мимо Ульяновска. Ульяновск – это самый красивый город в Поволжье, потому что на такой большой реке стоит. На этот раз по приглашению администрации меня попросили участвовать в этом прекраснейшем шоу, я вообще всегда восхищаюсь людьми, которые летают на самолётах. Но на шаре летать мне нравится больше, потому что он неуправляем и летит только по воле ветра. И ветрами сегодня меня занесло на это шоу”.

“В России очень мало проводится авиашоу. Я участвовал практически во всех МАКСах, кроме прошлого, когда Чемпионат мира совпал по срокам с этим мероприятием. Мы очень любим участвовать в таких праздниках в России, потому что за рубежом это зрелищное мероприятие проводится довольно часто, например, в Америке – 400 авиашоу в год. У нас – менее 10. К сожалению, пока у нас это направление не очень развито, но ульяновский Форум, авиационное шоу – положит начало развитию малой авиации”, – рассказал абсолютный чемпион мира, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России Виктор Чмаль.

Следующее авиационное шоу в Ульяновске состоится в День гражданской авиации в августе 2011 года.

На этом пока все. Хотя рассказ мой еще не закончен. Ждите продолжения.

Для справки:

Отметим, что в рамках форума работал небольшая выставка, на который были представлены: ООО ТД «Халтэк»; Ульяновский научно-технологический центр ФГУП Всероссийского научно-исследовательного института авиационных материалов; ОАО «Гипроавиапром»; Группа компаний «Крепость»; ОАО «Ульяновский НИАТ»; Транспортно-логистическая компания «ОСНОВА»; ГОУ ВПО «Ульяновский Государственный технический университет»; Институт авиационных технологий и управления Ульяновского государственного технического университета; ГОУ ВПО УВАУ ГА; ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения»; ОГУ «Развитие авиационного кластера Ульяновской области»; ООО «Руста-брокер»; ОАО «Туполев»; CTI Systems S.A.; ООО «Авиакомпания Волга-Днепр»; ЗАО «Авиастар-СП»; ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»; Филиал ОАО «Особые экономические зоны» в Ульяновской области; ОАО ФПГ «Росавиаконсорцум».