БОЛЬ АРМЯНСКОГО НАРОДА День 24 апреля совпал в этом году с началом Пасхальной недели. Светлое воскресение Христово… И мало, кто вспомнил (да и мало, наверное, кто знает), что именно на этот день приходится самая черная дата в истории братского и одного из самых исторически близких россиянам народов – народа Армении – День памяти жертв геноцида … Из глубины веков… Армяне – народ древний. Один из самых древних, дошедший до нас из дремучих глубин веков. И практически вся история этого народа является историей непрекращающейся борьбы за свою независимость и государственность. Армянский народ по праву может называть себя народом-воином, народом-строителем, собирателем, поскольку сотни раз на протяжении веков ему приходилось заново создавать свое государство, строить новые и возвращать к жизни старые города, восстанавливать связи и собирать воедино рассеянных по миру армян. А началось все более 3000 лет назад. Армяне – самоназвание гай – являются одним из немногих на земле «первородных» народов. В основе их происхождения лежит красивая библейская легенда о чудесном спасении Ноя и его семьи на вершине горы Арарат. Книга Бытия называет потомство Ноя по именам и указывает первоначальное расселение этого потомства близ Арарата в Санаарской долине. Многое из этих сведений подтверждается древними халдейскими, сирийскими и греческими историками. По библейскому преданию один из правнуков Ноя, внук Иафета, сын Гомера Форгом еще при жизни разделил свои владения между сыновьями. Гайку досталась Армения, он и стал основателем династии первых армянских царей – Гайкидов – и родоначальником армян. Исторический процесс формирования армянского народа был, конечно же, значительно сложнее. Большой народ, формируясь, вбирает в себя сотни малых народов, племен, родов. Набеги, завоевания, переселения, религиозные традиции также влияют на этот процесс. Армянский народ формировался по всем этим законам. Древние историки свидетельствуют о многих мелких племенах (агуваны, албаны, утийцы, картманийцы, джанарийцы, дзотийцы, каркарийцы и др.), которые были расселены в разных частях Армении и полностью ассимилированы армянами. Также полностью ассимилировались и миллион семитов, плененных армянским царем Грачья. Именно из их среды вышел могущественный род Багратуни, давший князей, великих полководцев (Багратион) и царскую династию, правившую в Армении, а затем в Грузии. Полностью были ассимилированы и китайские переселенцы, получившие владения на границе с Грузией и титул князей Орбелианов и Мамиконянов, потомки которых верой и правдой служили Армении. Процесс формирования армянского народа шел постепенно, но важнейшую роль сыграло то, что он закончился в древние времена. Самосознание армян, как единого народа, сформировалось, вероятно, еще в ранний период армянской государственности, и практически не претерпело каких-либо серьезных изменений до наших дней. Об этом свидетельствует и армянский язык. Попытка отнести армянский язык к какой-либо языковой группе не привела ни к чему. Он составил отдельную группу индоевропейской языковой семьи. Первое государство армян возникло на Армянском нагорье в междуречье Тигра, Евфрата и Куры, когда разрозненные племена объединились в могучее царство Урарту (Наири). Воинственное и агрессивное, оно в короткие сроки сумело подчинить и ассимилировать большое количество соседних племен и стать главным соперником Ассирии. Массовое строительство крепостей, применение системы орошения полей, передовая на то время металлургия, производящая железное оружие вместо бронзового и жесткая иерархия власти позволили в короткие сроки победить ассирийцев и стать самым большим государством Передней Азии. Непрекращающаяся веками война с Ассирией измотала оба государства и в 7 веке д.н.э. оба царства были разбиты Мидией. Несколько сотен лет Армянское нагорье было театром военных действий разных племен, государств и народов, пока армянские княжества вновь не начали объединяться. Наибольшего расцвета Древняя Армения достигает при Тигране Великом, который расширил армянское царство до трех морей – Черного, Каспийского и Средиземного, занимая территории современного Ирана, Сирии, Турции, Ирака, Ливана, Грузии и Азербайджана. Небывалый расцвет науки, культуры, ремесел, военного искусства ставят древнюю Армению на одну ступень с Древним Римом, Персией и Византией. У армян есть грустная шутка – «вся наша история – это война, с короткими перерывами на землетрясения». Принятие христианства в 301 году н.э. резко осложнило и без того критическое положение государства. Фактически став первым христианским государством в мире, Армения до сегодняшнего дня остается форпостом веры, окруженная радикальными исламскими странами. Миллионы армян воевали и умирали только по одной причине – святой крест на груди. В результате неравной многовековой борьбы Армения теряла государственную независимость, затем восстанавливалась в более малых границах, но в XIV столетии потеряла ее полностью. В итоге султанская Турция и шахский Иран окончательно разделили Армению между собой. Большая часть Армении (Западная) была захвачена Турцией, Восточная – Ираном. В XVII-XVIII ст. в условиях экономического и политического упадка Турции и Ирана усилились освободительные стремления армянского народа в этих больших деспотических государствах. Армянская элита и церковь, естественно, также стремились к независимости и возглавили в Армении народно-освободительное движение. В конце XVII – начале XVIII ст. армянский народ, ища военной поддержки, твердо избрал русскую ориентацию. Со времен Петра Великого и после, при русско-турецких и русско-персидских войнах XVIII-XIX ст., народ Армении по примеру греческого, сербского, болгарского, румынского и других народов неизменно становился на сторону России, надеясь на ее помощь в избавлении от варварского ига. Каждый армянин с колыбели знает и помнит вещие слова армянского просветителя XIX века Хачатура Абовяна – основателя нового армянского литературного языка – «Армянского Пушкина» из его классического произведения «Раны Армении», а именно – слова о русском освободителе: «Да будет благословенна нога русского, ступившего на нашу священную землю!» В 1828 году Восточная Армения при активном военном содействии ее населения была освобождена русскими войсками и присоединена к России. Иначе сложилась судьба Западной Армении, которая продолжала оставаться театром военных действий между Турцией и Россией. Армянское население, составлявшее здесь половину численности, подвергалось массовым убийствам за свою национально-освободительную борьбу и прорусскую ориентацию. Так, например, в 1895-1896 годах, по приказу султана Абдул-Гамида было убито 300 тысяч мирного армянского населения. Предпосылки Пришедшие к власти в Турции после свержения Абдул-Гамида в 1908 году младотурки под предводительством Энвера-паши, Талаат-паши и Джемаль-паши приняли на вооружение фашистскую доктрину пантюркизма – идею создания “Большого Турана” – завоевания Турцией всего Кавказа, Средней Азии, Казахстана вплоть до Крыма, Поволжья, Алтая, то есть «от прародины Алтая и Волги до Черного моря и Адриатики», порабощения многих народов, в том числе исповедующих ислам-. Внутри империи эта доктрина была направлена, прежде всего, против армян, поскольку превращение Турции в государство одной нации — турецкой — надо было начать с ликвидации проживающих в стране армян. Наряду с этим остальная часть российских армян — население Восточной Армении — лежала на пути осуществления этой цели. Острие шовинистической доктрины пантюркизма оказалось, таким образом, направленным против всей армянской нации. Ликвидация армянского населения Турции позволила бы правящим кругам империи решить задачу, которая заботила их с незапамятных времен. Антиармянская политика младотурок отвечала и интересам молодой турецкой национальной буржуазии, которая стремилась обеспечить себе место под солнцем, вытеснив нетурецкую (в первую очередь — армянскую) буржуазию из сфер экономики страны. Это вытеснение не могло быть осуществлено путем обычной конкуренции – турецкая буржуазия была еще очень слаба, а армяне в то время составляли цвет турецкого государства – ученые, композиторы, промышленники, врачи, учителя, архитекторы, юристы. Но в руках у турков находились рычаги власти — особенно после прихода к власти младотурок, — и борьба приобрела характер насильственного вытеснения. Еще один фактор питал антиармянскую политику правящих кругов Турции и нагнетал общую антиармянскую истерию — это любовь армян к России, вековому врагу Турции. Во время всех русско-турецких войн армяне не только не скрывали своей прорусской настроенности, но оказывали помощь русским войскам, создавая партизанские отряды, поднимая восстания, убивая турецких лидеров. Национально-освободительная борьба армян была направлена против турецкого деспотизма и являлась естественной реакцией жестоко угнетавшегося, подвергавшегося постоянной смертельной угрозе народа. На Россию ориентировались и народы Балкан, которые с помощью русского оружия освободились от турецкого ига. На Россию ориентировались и западные армяне, и очевидная их прорусская ориентация была сполна использована турецкими властями для нагнетания ненависти к ним и последующего осуществления геноцида. Многочисленные достоверные факты свидетельствуют, что планы уничтожения армян младотурки стали разрабатывать и частично осуществлять еще до начала Первой мировой войны. После резни в Адане в 1909 году, погромы и избиения армянского населения, носившие пока локальный характер, имели место в ряде местностей Западной Армении. В канун первой мировой войны, особенно в период Балканских войн 1912—1913 годов, в Турции нагнеталась атмосфера недоверия и ненависти к армянам, участились случаи погромов и резни. В канун войны руководство младотурецкой националистической партии «Единение и прогресс» неоднократно обсуждало вопрос о депортации и ликвидации армянского населения. Ставшие известными впоследствии подробности этих совещаний показывают, что на них речь шла не о депортации армянского населения прифронтовой полосы, а о поголовном уничтожении армян Турции в целом. Выступая на одном из заседаний руководства партии младотурок, один из ее лидеров – Назым – открыто призвал к поголовному истреблению армян, особо отметив, что начавшаяся война предоставляет лучшие возможности для полной ликвидации армян империи. В октябре 1914 года, на тайном совещании, которым руководил министр внутренних дел Турции Талаат, был образован специальный орган — Исполнительный комитет трех (секретарь ЦК партии младотурок Назым, министр просвещения Шюкри, и лидер партии младотурок Бехаэтдин Шакир), на который была возложена организация массовых погромов армян. Был установлен контакт с вождями курдских племен, которым отводилась важная роль в осуществлении резни армян. Многие курдские племена, живущие в Турции, оказались орудием в руках султанского правительства в деле резни армян, после чего, как показала история, Турция подавила жестоким образом и курдское народно-освободительное движение. Геноцид С началом первой мировой войны антиармянская пропаганда в Турции резко усилилась. В печати, в выступлениях функционеров младотурецкой партии против армян выдвигались лживые обвинения: утверждалось, что армяне отказываются служить в турецкой армии, что они готовы сотрудничать с врагом. Оголтелая антиармянская пропаганда особенно усилилась после первых поражений турок на Кавказском фронте; теперь армяне обвинялись в организации восстания против турок в тылу. Все это преследовало цель подготовить собственный народ, внушить ему ненависть к армянам и тем самым облегчить осуществление задуманного злодеяния. Первым шагом геноцида стал призыв в турецкую армию около 60 тысяч армян в возрасте 18—45 лет. Но турецкое командование не доверило им оружия из-за страха восстания. В феврале 1915 года военный министр Турции Энвер отдал распоряжение об уничтожении всех армян, служивших в турецкой армии, включая офицеров. Особо предписывалось соблюдать строгую секретность при осуществлении этой акции. Приказ был выполнен, в результате чего армяне сразу лишились наиболее боеспособной части своего мужского населения. Следующий удар был нанесен по армянской интеллигенции. 24 апреля 1915 года и в течение нескольких последующих дней в Константинополе и в крупных городах Западной Армении были арестованы, а затем высланы вглубь Анатолии и убиты наиболее видные представители армянской интеллигенции — писатели, ученые, духовенство, журналисты, издатели, педагоги, деятели искусства — свыше 800 человек. Уничтожив цвет армянской интеллигенции, младотурки по существу обезглавили западноармянское население, лишили их лидеров. 24 апреля — день расправы над армянской интеллигенцией Константинополя — отмечается ежегодно как день памяти жертв геноцида армян. С мая 1915 года началась массовая депортация армянского населения вилайетов Западной Армении (Эрзрум, Ван, Битлис, Хар-берд, Диарбекир, Себастия), Киликии, Западной Анатолии и др. местностей. Депортация сопровождалась кровавой резней. Сохранившиеся свидетельства, исходящие как от уцелевших армян, так и от многих очевидцев, позволяют реконструировать схему преступления, одинаковую почти для всех регионов страны. Часть армян из городов и сел, главным образом мужчин, убивали еще до начала депортации; принадлежавшие армянам дома, лавки и прочее имущество подвергались ограблению; депортируемые армяне, сведенные в караваны, направлялись в пустыни Месопотамии и Сирии; по пути караваны неоднократно подвергались нападениям, армян продолжали убивать и грабить. Условия депортации — голод, жара, болезни — способствовали гибели тысяч несчастных. По мнению одного из иностранцев, бывшего очевидцем депортации армян, само передвижение караванов депортируемых было «наилучшим образом приспособлено для того, чтобы привести к невиданному даже в этой стране уничтожению армян». Не случайно караваны высланных армян назывались шествиями смерти. Все это неопровержимо свидетельствует, что депортация по существу являлась неприкрытой формой уничтожения армян. Резня и депортация армян осуществлялись с крайней жестокостью и беспощадностью, перед которой меркнут зверства немецких фашистов: беременным армянкам вспарывали животы и на их глазах саблями рубили нерожденных детей, грудных младенцев по несколько человек накалывали на копья, детей постарше обливали керосином и сжигали, девочек, женщин, старух насиловали, затем разрывали лошадями, мальчиков, мужчин и стариков связывали и устраивали между турками соревнования по отрубанию голов. Организаторы преступления требовали от местных властей неукоснительного выполнения данных им инструкций — без каких-либо послаблений. Султанское правительство учитывало, что депортация и резня мирного народа, особенно женщин и детей, встретит отрицательное отношение со стороны простого народа и прогрессивных элементов Турции. Поэтому оно принимало крутые меры. Были отданы жестокие приказы, как, например: «Любой мусульманин, который попытается защитить армянина, будет повешен, а дом его сожжен». Однако было немало случаев, когда простые турки, несмотря на эти угрозы, укрывали армян и даже с оружием в руках выступали в их защиту. Так было в Трапизоне, в долине Хнуса, городах Айнтапа, Килиса и др. Трапизонец Шевкет-бей, сына которого Шатырзаде жандармы убили за содействие армянам, сам спас многих армян. Армянская писательница Забела Есаян, сама скрывавшаяся у турок, приводит много таких примеров. Мученичество армян не завершалось депортацией, изгнанием с родины и беспощадной резней. Дошедшие до концентрационных лагерей в Месопотамии и Сирии также были обречены на гибель. Массы депортированных содержались под открытым небом, их лишали пищи. Голод и болезни косили людей. По свидетельству очевидцев, в некоторых лагерях из десятков тысяч депортированных уже к началу 1916 года оставались в живых несколько тысяч или сотен человек. В том же году была предпринята чудовищная операция по уничтожению оставшихся в живых в лагерях пустыни Дейр эз-Зора и вдоль Евфрата — около 200 тысяч человек. Их выводили из лагерей, угоняли в глубь пустыни и там убивали. К концу 1916 года лагеря вдоль Евфрата перестали существовать, а численность оставшихся в живых не превышала 20 тысяч человек. В результате осуществленного младотурками геноцида армянский народ понес невосполнимые потери. Хотя точную цифру погибших восстановить невозможно, однако сопоставление различных данных — сведения Армянского патриаршества Турции о численности армянской паствы до первой мировой войны, подсчеты по отдельным вилайетам, выполненные современниками событий, статистические выкладки, используемые исследователями, — позволяет утверждать, что общая численность погибших составляет не менее 1,5 миллиона человек. Около 800 тысяч армян стали беженцами, рассеялись по многим странам. Не поддаются учету армяне, в частности дети, которые, будучи вырванными из своих семей, были отуречены, обращены в магометанство и, таким образом, навсегда потеряны для армянской нации. В самой Турции, преимущественно в ее европейской части, осталось несколько более 200 тысяч армян (накануне мировой войны их было 2,5—3 миллиона). Геноцид армян в Турции имел необратимые демографические последствия для армянской нации. Геноцид армян был осуществлен правящими кругами Турции, заправилами находившейся у власти партии младотурок. Именно они являются главными виновниками чудовищного преступления — первого геноцида XX века. Определенную ответственность несет и кайзеровская Германия — союзница Турции. Правительственные и военные круги Германии не только были в курсе готовящегося преступления, но и способствовали его осуществлению. Уже в конце августа 1915 года Талаат заявил, что Армянского вопроса больше не существует, что возглавлявшееся младотурками правительство сумело «разрешить» этот вопрос за три месяца, чего не смог сделать султан Абдул Гамид за тридцать лет. Другой палач армянского народа — Энвер – считал, что необходимо завершить столь удачно начатое дело, рассеяв оставшихся в живых армян по разным частям империи и полностью ассимилировав их. Истребление армян продолжалось и в последующие годы, вплоть до начала 1920-х годов: этому курсу были верны как младотурки, так и сменившие их кемалисты. Позже Адольф Гитлер брал пример с султанской Турции. Начиная Вторую мировую войну и стремясь к мировому господству, фашистская Германия преследовала сумасбродные, человеконенавистнические планы депортации и истребления еврейского, русского, украинского, белорусского, польского, чешского, словацкого, сербского и других «неарийских» народов. Она душила в газовых камерах и сжигала их. И не случайно, что Гитлер в своей речи 22 августа 1939 года в Оберзальцбурге перед командующими армиями Вермахта в связи с наступлением на Польшу призвал: «Наша сила должна заключаться в нашей стремительности и нашей жестокости. Я приказал специальным соединениям эсэсовцев отправиться на польский фронт и безжалостно убивать там мужчин, женщин и детей. Кто же сегодня вспоминает об уничтожении армян?». Осуждение и кара Несмотря на тяжелые условия и неравенство сил, армяне не раз с оружием в руках выступали против младотурецких палачей, сражаясь за свою честь, национальное достоинство, физическое существование. Однако нужно учесть то обстоятельство, что армянское население находилось в самых неблагоприятных и тяжелых условиях: не было оружия, армянские провинции были отрезаны друг от друга, а значительная часть боеспособного мужского населения, как уже было сказано выше, была призвана в турецкую армию и тайно истреблена. Против геноцида армянского народа выступила передовая общественность того времени – Максим Горький, Валерий Брюсов, Анатоль Франс, Ромен Роллан, Фритьоф Нансен и другие. Чудовищными действиями султанского правительства возмущались и представители мусульманского духовенства, местной администрации, командного состава армии. Так, например, по армянским источникам, в городе Алеппо некий ходжа, обращаясь к толпе, воскликнул: «Мусульмане! Разве это призывает делать ислам, разве это призывает делать нам Коран?». 26 января 1916 года три шейха и помощник командира полка турецкой армии выразили письменный протест султанскому правительству против политики уничтожения армян. Некоторые турецкие должностные лица отказывались участвовать в резне армян. За это три каймакама (уездных начальника), в том числе и каймакам Юсуф Зия-бей, который отказался умертвить скопившихся в Рес-эль Айни 50 тысяч армян, были расстреляны, а два каймакама – тайно умерщвлены. Вали Алеппо Джелал-бей телеграфировал в Стамбул Талаату паше: «Я губернатор этого вилайета, и не желаю быть убийцей армянского народа». Ответ не запоздал. «Значит, смещены. Талаат». Начальник полиции Алепского вилайета Фикри-бей был смещен за свое противодействие стамбульским властям. Али Сауд-бей – губернатор Дейр-эль Зора – также был смещен и т.д. Турецкий высокопоставленный чиновник Наим-бей в своих мемуарах, разоблачающих зверские методы избиения армян в Турции, обнародовал 54 подлинных документа (из них 31 за подписью Талаата и Энвера пашей) об истреблении армян. Наим-бей, как честный турок, писал: «Выселение и резня армян, которые беспримерны, удостоили вечному проклятию всего человечества имя турка. В черные дни резни на обширной территории Турции, куда бы ни смотрели, нашли бы скелеты тысяч и тысяч армян, которые были умерщвлены самым безжалостным образом». Армянский народ отомстил. В рамках операции возмездия «Немезис» армянские бойцы убили более 70 организаторов и исполнителей геноцида, в том числе Энвера, Талаата и Джамаля. Однако турки не оставили попыток уничтожить армянский народ и в 1918 году вторглись на территорию российской Восточной Армении. Собрав последние силы в кулак, армянское ополчение в Сардарапатском сражении наголову разбивает превосходящую в разы турецкую регулярную армию. В ноябре 1920 года Россия очередной раз спасает Армению, провозгласив создание Армянской ССР. Это все, что осталось от Великой Армении, одна десятая часть территории, клочок земли, зажатый строгими грядами гор. Но народ выжил, и природные таланты армян помогли очередной раз отстроить новое государство. Можно без преувеличения сказать, что наивысшего расцвета армянская цивилизация достигла при советской власти – сотни крупных промышленных предприятий, каскады ГЭС, атомная станция, обсерватория с мировым именем, культура, искусство – дерево жизни армян вновь цветет. Геноцид нанес гигантский, невосполнимый урон нации, армяне оказались рассеяны по всему миру, образуя крупные и влиятельные диаспоры во многих странах, обогащая своей древней культурой народы мира. И среди знаменитых армян мы видим и французских, и американских, и итальянских, и индийских подданных. Среди них и знаменитый теннисист Андре Агасси (США), и 3-хкратный чемпион Формулы-1 Алан Прост (Франция), художник Айвазовский, генконструктор истребителей МИГ Микоян, дирижер Герберт фон Караян, шахматист Гарри Каспаров, композитор Мишель Легран, военачальник Гай, певец Шарль Азнавур, полярник Чилингаров и многие тысячи армян, навеки прославивших свой народ. Неоценимый вклад внес армянский народ в борьбу с немецким фашизмом. Из полутора миллионов жителей Армянской СССР около 600 000 человек ушли на фронт, из них 300 000 погибли. Армяне дали стране четырёх маршалов СССР – Ивана Баграмяна, Амазаспа Бабаджаняна, Сергея Худякова (настоящее имя Арменак Ханферянц, русское имя принял в честь погибшего друга) и Ивана Исакова, – более 60 генералов, 106 Героев СССР, 70000 воинов, награжденных орденами и медалями, 6 армянских национальных дивизий, включая легендарную 89-ю Армянскую Таманскую дивизию. Фашистов били и армяне Диаспоры. Более 20 000 армян воевали в армии США ( в т.ч. 38 генералов), 30000 в армиях Франции и Великобритании. Одним из организаторов французского Сопротивления был поэт Мисак Манушян, там же сражался отряд полковника Казаряна, а в национальным героем Италии стал Мкртыч Даштоян. Преступление против человечества Геноцид – это преступление против человечества. Оно не имеет сроков давности. Мировому сообществу крайне важно осудить и наказать страны, осуществившие геноцид. Ради будущих поколений. Германия признала свою вину за Холокост евреев, покаялась, прошла мучительный путь примирения, возместила ущерб жертвам концлагерей. Логично было бы предположить, что Турция обязана сделать то же самое. Но нет, бациллы пантюркизма продолжают жить в турецком обществе. Страх перед необходимостью вернуть отнятые у армян территории (в т.ч. легендарную гору Арарат – символ армян всего мира), выплатить миллиардные компенсации жертвам подстегивает крайне агрессивную турецкую риторику отрицания геноцида. Несмотря на официальное признание геноцида армян Францией, Германией, Италией, Канадой, Швецией, Швейцарией, Бельгией, Голландией, Грецией, Аргентиной, Россией и многими другими странами, Турция, пользуясь членством в НАТО, откровенно шантажирует США тем, что в случае выполнения требований мирового сообщества признать геноцид, выйдет из альянса и не будет больше обеспечивать безопасность Израиля и интересы США на Ближнем Востоке. Поэтому Америка всеми силами тормозит этот процесс. И вновь, как и тысячи лет назад, Армения в полной блокаде вновь воюет с протурецким Азербайджаном, вновь является форпостом России на остром и взрывоопасном участке – Армянском нагорье, древней земле своих предков. Это касается всех Нет в мире армянской семьи, нет ни одного представителя этой национальности на планете, по кому не прокатился бы кровавый жернов геноцида. И в сердце каждого армянина, когда бы и где бы ни родился он, живет память о том страшном времени, живет боль. Армянская община Ульяновской области насчитывает более 12-и тысяч человек. И армяне-ульяновцы не остались в стороне от скорбной даты – в этот день они возложили цветы к памятному кресту в парке Дружбы народов, почтили память безвинно убиенных соплеменников своих. Да будет вечной память о них! Да будет не забытым всеми живущими на земле страшный урок религиозной нетерпимости – подобного не повторится только если мы все этого не забудем… Подготовил к печати Александр СЕМЕНОВ Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
дед
простому российскому народу понятно ваша боль мы скорбим вместе с вами.
Старожил
Вот сразу видно, что товарищ Семёнов большевик-ленинец, ни слова ведь не написал, как Ленин по Брестскому миру отдал Турции всю Западную Армению и часть Восточной Армении, турки тут же вошли на эти территории и устроили вселенскую резню. Советская власть продала армян с потрохами, во всём потакала Турции и спровоцировала этим очередную волну геноцида…
Старожилу
Читайте внимательно, Старожил. Резня (самая массовая) была в 1015-м. До Брестского мира было еще палкой не докинуть.
Едкий
Глубокое уважение свободному и великому народу.
Ежов
Пару лет назад в Ульяновске в Мемцентре проходил концерт звезды этнической музыки мирового масштаба Дживана Гаспаряна. К слову это он написал саундтрек к Гладиатору (например). Я тогда удивился – сколько в Ульяновске армян. Зал был заполнен в основном ими.
В Турции до сих пор уголовное наказание за слово геноцид по отношению к этому факту. Признавать не хотят.
Соболезнуем: один из самых масштабных фактов геноцида в истории.
Русская
С большой симпитией отношусь к армянскому народу. Мне кажется, что это очень порядочные и трудолюбивые люди. И история у них яркая и очень нелегкая.
samwel pogosyan
spasibo wsem.za ponimanie i dobroe otnoshenie k moemu narodu.letom soberajus posetit wash gorod.dumaju,eto xoroshee wremja poznakomitsja s dostoprimechatelnostjami uljanowska i poobshatsja s kollegami-kosmologami.priglashaju na moj sajt-www.armonpogosyan.com .s uwagheniem,samwel pogosyan.
Старожил
Вот только один эпизод той резни, которая последовала после того, как Ленин отдал часть Армении туркам по Брестскому миру…
Из доклада начальника Армянского информационного бюро о насилиях, учиненных турецкими войсками над мирным армянским населением и военнопленными
<Июль 1918 г.>
Для ознакомления с событиями, последовавшими вслед за Караклисским боем, были допрошены очевидцы этих событий, возвратившиеся с фронта, и бежавшие из турецкого плена воины. Были командированы также особые уполномоченные для сбора сведений по тем районам, по которым отступали отклонившиеся от своих частей воины, застигнутые отрядами турецкой конницы.
Показания означенных лиц и обзор доставленных сведений раскрывают картину бесшабашного глумления, насилий, зверств, учиненных турками над армянскими воинами и армянским населением.
В Караклисе, спустя два дня по взятии села, т. е. 30 мая, очевидно по отданному секретному приказу, началось поголовное избиение военнопленных армян и мирных жителей. Началось избиение в 4 часа дня. Сигналом к нему явилась усиленная стрельба и залпы: пленных армян, связанных друг с другом веревками, уводили партиями в ближайший лес. Десятками и сотнями расстреливали офицеров и солдат. Одновременно и в самом селе шла поголовная резня местных жителей армян. Многие семьи вырезаны, совершенно. Мужчин в селе почти не осталось. Женщины подвергались изнасилованию ежедневно; изнасилования эти продолжаются по показаниям и по сие время. За два-три дня все село вымерло. Так длилось 4 дня, т. е. по 2-ое июня включительно, когда был отдан приказ турецким властям прекратить резню; и это было очевидной насмешкой, ибо убивать было некого, разве лишь уцелевших женщин и детей. Уцелели лишь те, кои лежали в лечебных заведениях, и врачебный персонал этих заве-
[ стр. 520 ]
дений. Но и они влачили полуголодное существование, ибо продукты отпускались в очень ограниченном количестве. Оставшиеся в живых дети и женщины были обречены на голодную смерть, ибо скотина была отобрана и посевы потравлены, имущество же все разграблено. Такова картина кровавой расправы с армянами в Караклисе.
После отступления отряд воинов-армян в количестве около 2 тысяч чел., среди коих были полковники— Осипянц, Владимиров, Корганов, полковник Кобылевский и др., прибыл на станцию Санаин. Ввиду того, что дороги к Тифлису и Эривани были закрыты турками, командиры решают распустить отряд, предоставив каждому самостоятельно решать свою судьбу. Отряд разбивается на группы: одна группа во главе с полковником Коргановым направляется на Дилижан по горам; другая во главе с полковником Осипянцем и подполковником Кобылевским держит путь по направлению к селу Шулаверы; третья группа во главе с полковником Владимировым направляется в село Алаверди.
Судьба первой группы в точности неизвестна; вторая группа была вся перебита турецким отрядом конницы в селе Чанахчи при следующих обстоятельствах. Отряд под командой полковника Кобылевского, командира Отдельной конно-горной батареи, в количестве 150 чел. прибыл в ненастную погоду в село Чанахчи. Село в ожидании турок было эвакуировано и оставались только старики. Пока местные жители-армяне убеждали воинов уйти в лес, т. к. ожидались турки, со стороны Ахкерпы (село) появился отряд турецких оувари в количестве 105 человек. Отряд вел с собой человек 30 армян-воинов, плененных в Ахкерпы.
Кобылевский устроил совещание для разрешения вопроса о сдаче или сопротивлении…
Отряд сдался, и по обезоружении все пленные были загнаны в конюшню…
Поздно ночью в конюшню явились турки и частью выводя, частью же на месте начали холодным оружием истреблять пленников. Таким образом все пленные были перебиты. У некоторых турки сняли новое обмундирование и оделись сами, уходя в два часа ночи, они подожгли конюшню. После их ухода жители села Чанахчи потушили огонь и открыли двери. В живых остались два раненых солдата, переживших эти ужасы…
[ стр. 521 ]
Третья группа с полковником Владимировым скрывалась в селе Алаверди, не решаясь куда-либо двинуться. На пятый день пребывания их там в Алаверди прибыл турецкий паша с офицерами и аскерами. Паша обещал никого не трогать и всех отрезанных от Тифлиса беспрепятственно пропустить туда. Полковник Владимиров обратился от имени солдат, офицеров, женщин и детей содействовать беспрепятственному проезду их в Тифлис.
Паша предварительно произвел у всех обыск, отобрав деньги, золотые и серебряные вещи и пр. На следующий день, собрав 32 офицера, много солдат, 18 барышень и около 600 детей, отправился на ст. Манес, где посадил всех в вагоны и отправил в сопровождении турецких аскеров по направлению ст. Садахло, где все поголовно были перебиты.
Недалеко от ст. Ашага-Сараль уполномоченный информационного бюро Дарбинян обнаружил старый засохший колодец глубиной около 5 саж., где было найдено 36—40 трупов. Служащие на ст. грузины рассказывали, с какой жестокостью перебивали турки в особенности офицеров, без различия национальности. Предварительно обобрав и сняв одежду, турки изрубили трупы на куски и бросили всю массу человеческих тел в колодец.
Таковы картины безнаказанных насилий и зверств турецких войск над беззащитным населением и военнопленными воинами, в большинстве случаев добровольно и с доверием предававших свою жизнь на попечение турецких военных властей, а последние вместо охраны предавали огню и мечу жизнь и имущество ни в чем неповинных и беззащитных военнопленных армян и мирных жителей.
Начальник информационного бюро Штабс-капитан (подпись)
ЦГИА Арм. ССР, ф, 68(200), д. 609, л. 20—21.
Старожил
Вот ещё один документ 1918 года. Если в 1915-1917 годах Турция уничтожала армян на своей территории, то есть собственных граждан армянского происхождения, то в 1918 году Ленин одним росчерком пера отдал Турции территорию Армении, которая находилась в составе Российской империи, турки за несколько дней оккупировали эту территорию и устроили на ней резню… И всё это большевики во главе с Лениным сделали лишь для того, чтобы удержаться у власти, путём продажи собственной страны и населяющих её народов (всего по Брестскому миру было отдано 1 млн.кв. километров Российской империи). А теперь документ…
Генерал Фон-Кресс канцлеру Германии Гертлишу
Тифлис, 5 августа 1918 г.
Выдержки из доклада
Здесь я даю описание настоящего положения Армении, каково оно есть на основании собственных наблюдений и бесед с авторитетными людьми. В настоящее время Армения окружена турками, кроме Эривани и предместий, и ограничена маленькой высокогорной местностью, совершенно не пригодной к жизни.
Турки не сдержали по отношению армян составленных ими самими условий мира. Они оккупировали ряд областей по ту сторону границы, потери которых очень болезненны для Армении, так как этим они отняли у нее последние пригодные плодородные области.
В настоящее время Турция хочет начать наступление из Азербайджана на населенный армянами Карабах, разорить тамошнее население под предлогом, что тамошние армяне агрессивно настроены против мусульман. Турецкая политика ясна. У турков есть намерение уничтожить армян. Армян преследуют где только возможно, их провоцируют и получают поводы к новым нападениям. Если же это не удается, то их заставляют голодать и нищенствовать. С этой целью они грабят оккупированные области, увозят все вопреки договору. Добыча, захваченная турками в Александрополе, очень велика. О том, что они увезли весь хлопок, я уже докладывал Вам.
Сопротивление, которое оказывают турки в деле очищения оккупированных областей, сводится к тому, что им еще не удалось вывезти всю добычу. Армения находится в очень тяжелом положении. Правительство твердо решило избежать всего, что могло бы дать новые поводы нападения, но у него нет возможности препятствовать образованию новых банд. Это происходит менее всего из-за политических мотивов. А скорее от голода, который заставляет людей прибегать к грабежу.
Армянское правительство сознает опасность, в которой находится страна уже продолжительное время. Оно решило избежать борьбы и препятствовать ей. Оно твердо решило и согласно со всем армянским народом защищать до последней капли крови, если турки снова нападут на страну. Турки в этом случае будут втянуты в горные бои, которые на долгое время свяжут их силы, если, конечно, армяне не будут побеждены голодом.
Утверждения Энвера, что Турция должна захватить области Александрополь, Караклис и другие, чтобы препятствовать стычкам между грузинами и армянами, рассчитаны на то, чтобы выиграть столько времени, чтобы вывезти урожай из этих областей и смочь полностью ограбить их.
Что касается внутреннего положения Армении, то оно чрезвычайно тяжело благодаря огромному количеству беженцев, которые в настоящее время собраны на небольшой территории, а именно в окрестностях Эривани. Оседлое население республики составляет 750 тысяч человек. В области, которая не сможет прокормить этих людей, находятся еще 500 тысяч беженцев. Эти люди бежали от турок сломя голову и бросили все свое имущество. Небольшие запасы, которые у них были, давно кончились. Они постепенно резали свой скот, и этим лишили себя последней возможности существования.
Оседлое население теряет часть своего урожая. С завязанными руками армяне должны смотреть, как турки увозят урожай из оккупированных областей…
Deutschland und Armenien…, док. № 426.
Старожил
А это уже сентябрь 1918-го, турки дошли до Баку…
Врач-очевидец о турецких зверствах в Баку
30 сентября 1918 г.
Выдержки из письма
В 9 час. утра в воскресенье, 15 сентября, турки с нагорной части ворвались к нам.
Начиная с Шамахинки по Воронцовской и другим главным артериям города, Торговой, Телефонной— массовый грабеж всего до нитки, варварское уничтожение имущества, лабораторий, врачебных кабинетов, аптек, магазинов, квартир…
Уносилось все белье, одежда, мебель, деньги, разбивалось все громоздкое и устойчивое, насиловались женщины и дети, без различия национальности. Но убивали почти только армян. Случалось, что головы армян показывались в толпе громил, и это еще больше усиливало погром. Всего армян погибло до 30 тысяч человек!
Такие картины, как ребенок, сосущий в течение двух дней грудь убитой матери, или играющий в крови родителей— были обыкновенными явлениями.
В нашем лазарете при первом своем появлении турки отобрали у больных всю обувь и сапоги, изнасиловали 6 сиделок, чуть не убили смотрителя за то, что он не сразу отдал им кассу и т. д.
Привозя в лазарет на грузовиках изувеченных армян, они сбрасывали их на тротуары и плетьми загоняли их к нам. У нас в лазарете имеется старуха лет 70, которой рассекли мягкие седалищные части; дети 5—8 лет, у одного из них вывихнута рука, ободраны покровы, мышцы все обнажены, зияет грудь; у другого— то же с ногой, у третьего рана и пуля в голове,— масса мужчин с обрубленными руками, ногами, повреждениями в черепе, тяжелыми ранами и увечиями.
А город весь усеян трупами армян, которые разлагались несколько дней, пока их убрали. Михайловская больница переполнена изнасилованными девушками ч женщинами. Все лазареты переполнены ранеными армянами…
Три дня продолжалось хозяйничание дикарей, миссия коих была: армян ограбить и убивать, а остальных грабить и насилевать. Пять дней мы не выходили из нашего дома. Дежурили, не раздеваясь денно и нощно. Из 11 семейств бежало накануне 5 семейств на пароходе. Сидели мы в темноте (наружные комнаты не освещены), в страхе и голоде. Пережить подобное вторично—совершенно невозможно.
Затем наступило относительное успокоение, жизнь стала медленно входить в колею. Но какая жизнь? Магазины закрыты, ибо нечего их и открывать. Публика подавлена, кругом шныряют аскеры. После 7 час. веч. выходить на улицу воспрещено. Кругом темнота. Женщин на улицах не видно…
«Кавказское слово» № 918, 8 октября № 215
Старожил
Наконец и большевики опомнились, чего натворили, подписав Брестский договор…
1918 г. октября 12. — Из телеграммы С. Орджоникидзе Г. В. Чичерину
12 октября 1918 г.
Положение Армении трагическое. На небольшом клочке двух уездов Эриванской губернии сконцентрировано более 600000 беженцев, которые гибнут массами от голода и холеры. В завоеванных уездах турки вырезали половину населения. В Карабахе Шушинский и Зангезурский уезды завоеваны турками, население оказывает упорное сопротивление.
Орджоникидзе
МИД, фонд Чичерина, д. 56822, л. 14.
гость
Хороший заказной материал! Когда было введено понятие геноцид?! а когда случилось вышеизложенная трагедия?!
Материал с какого армянского сайта скачал Ежов?! Сколько денег слупил с них, Дмитрий?!
Семенов
И что, Старожил, тебе легче стало? Утер большевикам? Или мне? Или кому? Зачем эту хрень здесь выносить, против кого и для кого? Сказано же, что и кемалисткий режим армян резал до 1923 года. Или ты клонишь к тому, что я намеренно отмазываю советы?
Уймись уже. Я армян не предавал, в компартии не состою.
Семенов
Гостю. Ты …, гость. Это я тебе со всей ответственностью заявляю. Ничего святого…
Семенову
Сам ты …! историю изучай, а потом рассуждай!
для любителей армян
http://azerbaijanfoundation.az/rus/2010/02…-iz-samykh.html
http://traditio.ru/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%B4…%B7%D0%BD%D1%8F
можете ознакомится! надо будет еще выставлю! чтобы лучше ознакомились историей региона!
Майор запаса
О вековой "любви" армянского народа к россии и русским, как впрочем и ко всем остальным народам, где угнездилась т.н. армянская диаспора, лучше один раз увидеть, чем читать заказную ежовскую хрень:
http://youtu.be/VqxCQkpgIo0
http://youtu.be/33Bq0exhuw8
Сания
Если бы на протяжении нескольких лет не изучала этот вопрос, и неоднократно не натыкалась на грубо перетусованные факты, на выдачу своих поступков за чужие ( чему много свидетельств) прочитав статью, посыпалабы голову пеплом и проклялабы свой народ. Честно говоря именно эти чувства, заставили меня углубится в этот вопрос. Будучи потомком турков, на себе испытавшем зверства армян, я долгое время, пологала, что их действия были вызваны жестоким, бесчеловечным отношением к ним Османской империи. Но оказалось, османы долго, терпеливо терпели выходки этих людей и предприняли эту акцию переселения, дамы в трудные военые годы, хоть как-то обезопасить местное население того региона, которое они практически уничтожили. Советую всем, прочесть не одну статью на эту тему и желательно не турецких и не армянских авторов, дабы составить правдивое независимое мнение. И маленькое послесловие: моя бабушка пережила страшный армянский плен ей было 20-ть лет, ее мать живой закопали в навоз, ее дяде на ее глазах вспороли живот и вынули внутренности. Беременым вспарывали животы, прикладами разбивали головы детям и подросткам…. все перечислять тяжело. Все это произходило не раз, на территории современной Грузии в селах Ахалкалакского района, в период с1914-го по 1919 г. Получще узнать характер армян и турков, можно читая свидетельства европейских купцов с 16 по 19 в. Сразу станет ясно, кто на что горазд!