БОЛЬ АРМЯНСКОГО НАРОДА

День 24 апреля совпал в этом году с началом Пасхальной недели. Светлое воскресение Христово… И мало, кто вспомнил (да и мало, наверное, кто знает), что именно на этот день приходится самая черная дата в истории братского и одного из самых исторически близких россиянам народов – народа Армении – День памяти жертв геноцида …

Из глубины веков…

Армяне – народ древний. Один из самых древних, дошедший до нас из дремучих глубин веков. И практически вся история этого народа является историей непрекращающейся борьбы за свою независимость и государственность. Армянский народ по праву может называть себя народом-воином, народом-строителем, собирателем, поскольку сотни раз на протяжении веков ему приходилось заново создавать свое государство, строить новые и возвращать к жизни старые города, восстанавливать связи и собирать воедино рассеянных по миру армян.

А началось все более 3000 лет назад. Армяне – самоназвание гай – являются одним из немногих на земле «первородных» народов. В основе их происхождения лежит красивая библейская легенда о чудесном спасении Ноя и его семьи на вершине горы Арарат. Книга Бытия называет потомство Ноя по именам и указывает первоначальное расселение этого потомства близ Арарата в Санаарской долине. Многое из этих сведений подтверждается древними халдейскими, сирийскими и греческими историками. По библейскому преданию один из правнуков Ноя, внук Иафета, сын Гомера Форгом еще при жизни разделил свои владения между сыновьями. Гайку досталась Армения, он и стал основателем династии первых армянских царей – Гайкидов – и родоначальником армян.

Исторический процесс формирования армянского народа был, конечно же, значительно сложнее. Большой народ, формируясь, вбирает в себя сотни малых народов, племен, родов. Набеги, завоевания, переселения, религиозные традиции также влияют на этот процесс. Армянский народ формировался

по всем этим законам. Древние историки свидетельствуют о многих мелких племенах (агуваны, албаны, утийцы, картманийцы, джанарийцы, дзотийцы, каркарийцы и др.), которые были расселены в разных частях Армении и полностью ассимилированы армянами. Также полностью ассимилировались и миллион семитов, плененных армянским царем Грачья. Именно из их среды вышел могущественный род Багратуни, давший князей, великих полководцев (Багратион) и царскую династию, правившую в Армении, а затем в Грузии. Полностью были ассимилированы и китайские переселенцы, получившие владения на границе с Грузией и титул князей Орбелианов и Мамиконянов, потомки которых верой и правдой служили Армении.

Процесс формирования армянского народа шел постепенно, но важнейшую роль сыграло то, что он закончился в древние времена. Самосознание армян, как единого народа, сформировалось, вероятно, еще в ранний период армянской государственности, и практически не претерпело каких-либо серьезных изменений до наших дней.

Об этом свидетельствует и армянский язык. Попытка отнести армянский язык к какой-либо языковой группе не привела ни к чему. Он составил отдельную группу индоевропейской языковой семьи.

Первое государство армян возникло на Армянском нагорье в междуречье Тигра, Евфрата и Куры, когда разрозненные племена объединились в могучее царство Урарту (Наири). Воинственное и агрессивное, оно в короткие сроки сумело подчинить и ассимилировать большое количество соседних племен и стать главным соперником Ассирии. Массовое строительство крепостей, применение системы орошения полей, передовая на то время металлургия, производящая железное оружие вместо бронзового и жесткая иерархия власти позволили в короткие сроки победить ассирийцев и стать самым большим государством Передней Азии. Непрекращающаяся веками война с Ассирией измотала оба государства и в 7 веке д.н.э. оба царства были разбиты Мидией.

Несколько сотен лет Армянское нагорье было театром военных действий разных племен, государств и народов, пока армянские княжества вновь не начали объединяться. Наибольшего расцвета Древняя Армения достигает при Тигране Великом, который расширил армянское царство до трех морей – Черного, Каспийского и Средиземного, занимая территории современного Ирана, Сирии, Турции, Ирака, Ливана, Грузии и Азербайджана. Небывалый расцвет науки, культуры, ремесел, военного искусства ставят древнюю Армению на одну ступень с Древним Римом, Персией и Византией.

У армян есть грустная шутка – «вся наша история – это война, с короткими перерывами на землетрясения». Принятие христианства в 301 году н.э. резко осложнило и без того критическое положение государства. Фактически став первым христианским государством в мире, Армения до сегодняшнего дня остается форпостом веры, окруженная радикальными исламскими странами. Миллионы армян воевали и умирали только по одной причине – святой крест на груди.

В результате неравной многовековой борьбы Армения теряла государственную независимость, затем восстанавливалась в более малых границах, но в XIV столетии потеряла ее полностью. В итоге султанская Турция и шахский Иран окончательно разделили Армению между собой. Большая часть Армении (Западная) была захвачена Турцией, Восточная – Ираном.

В XVII-XVIII ст. в условиях экономического и политического упадка Турции и Ирана усилились освободительные стремления армянского народа в этих больших деспотических государствах. Армянская элита и церковь, естественно, также стремились к независимости и возглавили в Армении народно-освободительное движение. В конце XVII – начале XVIII ст. армянский народ, ища военной поддержки, твердо избрал русскую ориентацию.

Со времен Петра Великого и после, при русско-турецких и русско-персидских войнах XVIII-XIX ст., народ Армении по примеру греческого, сербского, болгарского, румынского и других народов неизменно становился на сторону России, надеясь на ее помощь в избавлении от варварского ига. Каждый армянин с колыбели знает и помнит вещие слова армянского просветителя XIX века Хачатура Абовяна – основателя нового армянского литературного языка – «Армянского Пушкина» из его классического произведения «Раны Армении», а именно – слова о русском освободителе: «Да будет благословенна нога русского, ступившего на нашу священную землю!» В 1828 году Восточная Армения при активном военном содействии ее населения была освобождена русскими войсками и присоединена к России.

Иначе сложилась судьба Западной Армении, которая продолжала оставаться театром военных действий между Турцией и Россией. Армянское население, составлявшее здесь половину численности, подвергалось массовым убийствам за свою национально-освободительную борьбу и прорусскую ориентацию. Так, например, в 1895-1896 годах, по приказу султана Абдул-Гамида было убито 300 тысяч мирного армянского населения.

Предпосылки

Пришедшие к власти в Турции после свержения Абдул-Гамида в 1908 году младотурки под предводительством Энвера-паши, Талаат-паши и Джемаль-паши приняли на вооружение фашистскую доктрину пантюркизма – идею создания “Большого Турана” – завоевания Турцией всего Кавказа, Средней Азии, Казахстана вплоть до Крыма, Поволжья, Алтая, то есть «от прародины Алтая и Волги до Черного моря и Адриатики», порабощения многих народов, в том числе исповедующих ислам-. Внутри империи эта доктрина была направлена, прежде всего, против армян, поскольку превращение Турции в государство одной нации — турецкой — надо было начать с ликвидации проживающих в стране армян. Наряду с этим остальная часть российских армян — население Восточной Армении — лежала на пути осуществления этой цели. Острие шовинистической доктрины пантюркизма оказалось, таким образом, направленным против всей армянской нации.

Ликвидация армянского населения Турции позволила бы правящим кругам империи решить задачу, которая заботила их с незапамятных времен. Антиармянская политика младотурок отвечала и интересам молодой турецкой национальной буржуазии, которая стремилась обеспечить себе место под солнцем, вытеснив нетурецкую (в первую очередь — армянскую) буржуазию из сфер экономики страны. Это вытеснение не могло быть осуществлено путем обычной конкуренции – турецкая буржуазия была еще очень слаба, а армяне в то время составляли цвет турецкого государства – ученые, композиторы, промышленники, врачи, учителя, архитекторы, юристы. Но в руках у турков находились рычаги власти — особенно после прихода к власти младотурок, — и борьба приобрела характер насильственного вытеснения.

Еще один фактор питал антиармянскую политику правящих кругов Турции и нагнетал общую антиармянскую истерию — это любовь армян к России, вековому врагу Турции. Во время всех русско-турецких войн армяне не только не скрывали своей прорусской настроенности, но оказывали помощь русским войскам, создавая партизанские отряды, поднимая восстания, убивая турецких лидеров. Национально-освободительная борьба армян была направлена против турецкого деспотизма и являлась естественной реакцией жестоко угнетавшегося, подвергавшегося постоянной смертельной угрозе народа. На Россию ориентировались и народы Балкан, которые с помощью русского оружия освободились от турецкого ига. На Россию ориентировались и западные армяне, и очевидная их прорусская ориентация была сполна использована турецкими властями для нагнетания ненависти к ним и последующего осуществления геноцида.

Многочисленные достоверные факты свидетельствуют, что планы уничтожения армян младотурки стали разрабатывать и частично осуществлять еще до начала Первой мировой войны. После резни в Адане в 1909 году, погромы и избиения армянского населения, носившие пока локальный характер, имели место в ряде местностей Западной Армении. В канун первой мировой войны, особенно в период Балканских войн 1912—1913 годов, в Турции нагнеталась атмосфера недоверия и ненависти к армянам, участились случаи погромов и резни.

В канун войны руководство младотурецкой националистической партии «Единение и прогресс» неоднократно обсуждало вопрос о депортации и ликвидации армянского населения. Ставшие известными впоследствии подробности этих совещаний показывают, что на них речь шла не о депортации армянского населения прифронтовой полосы, а о поголовном уничтожении армян Турции в целом. Выступая на одном из заседаний руководства партии младотурок, один из ее лидеров – Назым – открыто призвал к поголовному истреблению армян, особо отметив, что начавшаяся война предоставляет лучшие возможности для полной ликвидации армян империи. В октябре 1914 года, на тайном совещании, которым руководил министр внутренних дел Турции Талаат, был образован специальный орган — Исполнительный комитет трех (секретарь ЦК партии младотурок Назым, министр просвещения Шюкри, и лидер партии младотурок Бехаэтдин Шакир), на который была возложена организация массовых погромов армян. Был установлен контакт с вождями курдских племен, которым отводилась важная роль в осуществлении резни армян. Многие курдские племена, живущие в Турции, оказались орудием в руках султанского правительства в деле резни армян, после чего, как показала история, Турция подавила жестоким образом и курдское народно-освободительное движение.

Геноцид

С началом первой мировой войны антиармянская пропаганда в Турции резко усилилась. В печати, в выступлениях функционеров младотурецкой партии против армян выдвигались лживые обвинения: утверждалось, что армяне отказываются служить в турецкой армии, что они готовы сотрудничать с врагом. Оголтелая антиармянская пропаганда особенно усилилась после первых поражений турок на Кавказском фронте; теперь армяне обвинялись в организации восстания против турок в тылу. Все это преследовало цель подготовить собственный народ, внушить ему ненависть к армянам и тем самым облегчить осуществление задуманного злодеяния.

Первым шагом геноцида стал призыв в турецкую армию около 60 тысяч армян в возрасте 18—45 лет. Но турецкое командование не доверило им оружия из-за страха восстания. В феврале 1915 года военный министр Турции Энвер отдал распоряжение об уничтожении всех армян, служивших в турецкой армии, включая офицеров. Особо предписывалось соблюдать строгую секретность при осуществлении этой акции. Приказ был выполнен, в результате чего армяне сразу лишились наиболее боеспособной части своего мужского населения.

Следующий удар был нанесен по армянской интеллигенции. 24 апреля 1915 года и в течение нескольких последующих дней в Константинополе и в крупных городах Западной Армении были арестованы, а затем высланы вглубь Анатолии и убиты наиболее видные представители армянской интеллигенции — писатели, ученые, духовенство, журналисты, издатели, педагоги, деятели искусства — свыше 800 человек. Уничтожив цвет армянской интеллигенции, младотурки по существу обезглавили западноармянское население, лишили их лидеров. 24 апреля — день расправы над армянской интеллигенцией Константинополя — отмечается ежегодно как день памяти жертв геноцида армян.

С мая 1915 года началась массовая депортация армянского населения вилайетов Западной Армении (Эрзрум, Ван, Битлис, Хар-берд, Диарбекир, Себастия), Киликии, Западной Анатолии и др. местностей. Депортация сопровождалась кровавой резней. Сохранившиеся свидетельства, исходящие как от уцелевших армян, так и от многих очевидцев, позволяют реконструировать схему преступления, одинаковую почти для всех регионов страны. Часть армян из городов и сел, главным образом мужчин, убивали еще до начала депортации; принадлежавшие армянам дома, лавки и прочее имущество подвергались ограблению; депортируемые армяне, сведенные в караваны, направлялись в пустыни Месопотамии и Сирии; по пути караваны неоднократно подвергались нападениям, армян продолжали убивать и грабить. Условия депортации — голод, жара, болезни — способствовали гибели тысяч несчастных.

По мнению одного из иностранцев, бывшего очевидцем депортации армян, само передвижение караванов депортируемых было «наилучшим образом приспособлено для того, чтобы привести к невиданному даже в этой стране уничтожению армян». Не случайно караваны высланных армян назывались шествиями смерти. Все это неопровержимо свидетельствует, что депортация по существу являлась неприкрытой формой уничтожения армян.

Резня и депортация армян осуществлялись с крайней жестокостью и беспощадностью, перед которой меркнут зверства немецких фашистов: беременным армянкам вспарывали животы и на их глазах саблями рубили нерожденных детей, грудных младенцев по несколько человек накалывали на копья, детей постарше обливали керосином и сжигали, девочек, женщин, старух насиловали, затем разрывали лошадями, мальчиков, мужчин и стариков связывали и устраивали между турками соревнования по отрубанию голов. Организаторы преступления требовали от местных властей неукоснительного выполнения данных им инструкций — без каких-либо послаблений. Султанское правительство учитывало, что депортация и резня мирного народа, особенно женщин и детей, встретит отрицательное отношение со стороны простого народа и прогрессивных элементов Турции. Поэтому оно принимало крутые меры. Были отданы жестокие приказы, как, например: «Любой мусульманин, который попытается защитить армянина, будет повешен, а дом его сожжен». Однако было немало случаев, когда простые турки, несмотря на эти угрозы, укрывали армян и даже с оружием в руках выступали в их защиту. Так было в Трапизоне, в долине Хнуса, городах Айнтапа, Килиса и др. Трапизонец Шевкет-бей, сына которого Шатырзаде жандармы убили за содействие армянам, сам спас многих армян. Армянская писательница Забела Есаян, сама скрывавшаяся у турок, приводит много таких примеров.

Мученичество армян не завершалось депортацией, изгнанием с родины и беспощадной резней. Дошедшие до концентрационных лагерей в Месопотамии и Сирии также были обречены на гибель. Массы депортированных содержались под открытым небом, их лишали пищи. Голод и болезни косили людей. По свидетельству очевидцев, в некоторых лагерях из десятков тысяч депортированных уже к началу 1916 года оставались в живых несколько тысяч или сотен человек. В том же году была предпринята чудовищная операция по уничтожению оставшихся в живых в лагерях пустыни Дейр эз-Зора и вдоль Евфрата — около 200 тысяч человек. Их выводили из лагерей, угоняли в глубь пустыни и там убивали. К концу 1916 года лагеря вдоль Евфрата перестали существовать, а численность оставшихся в живых не превышала 20 тысяч человек.

В результате осуществленного младотурками геноцида армянский народ понес невосполнимые потери. Хотя точную цифру погибших восстановить невозможно, однако сопоставление различных данных — сведения Армянского патриаршества Турции о численности армянской паствы до первой мировой войны, подсчеты по отдельным вилайетам, выполненные современниками событий, статистические выкладки, используемые исследователями, — позволяет утверждать, что общая численность погибших составляет не менее 1,5 миллиона человек. Около 800 тысяч армян стали беженцами, рассеялись по многим странам. Не поддаются учету армяне, в частности дети, которые, будучи вырванными из своих семей, были отуречены, обращены в магометанство и, таким образом, навсегда потеряны для армянской нации. В самой Турции, преимущественно в ее европейской части, осталось несколько более 200 тысяч армян (накануне мировой войны их было 2,5—3 миллиона). Геноцид армян в Турции имел необратимые демографические последствия для армянской нации.

Геноцид армян был осуществлен правящими кругами Турции, заправилами находившейся у власти партии младотурок. Именно они являются главными виновниками чудовищного преступления — первого геноцида XX века. Определенную ответственность несет и кайзеровская Германия — союзница Турции. Правительственные и военные круги Германии не только были в курсе готовящегося преступления, но и способствовали его осуществлению. Уже в конце августа 1915 года Талаат заявил, что Армянского вопроса больше не существует, что возглавлявшееся младотурками правительство сумело «разрешить» этот вопрос за три месяца, чего не смог сделать султан Абдул Гамид за тридцать лет. Другой палач армянского народа — Энвер – считал, что необходимо завершить столь удачно начатое дело, рассеяв оставшихся в живых армян по разным частям империи и полностью ассимилировав их.

Истребление армян продолжалось и в последующие годы, вплоть до начала 1920-х годов: этому курсу были верны как младотурки, так и сменившие их кемалисты.

Позже Адольф Гитлер брал пример с султанской Турции. Начиная Вторую мировую войну и стремясь к мировому господству, фашистская Германия преследовала сумасбродные, человеконенавистнические планы депортации и истребления еврейского, русского, украинского, белорусского, польского, чешского, словацкого, сербского и других «неарийских» народов. Она душила в газовых камерах и сжигала их. И не случайно, что Гитлер в своей речи 22 августа 1939 года в Оберзальцбурге перед командующими армиями Вермахта в связи с наступлением на Польшу призвал: «Наша сила должна заключаться в нашей стремительности и нашей жестокости. Я приказал специальным соединениям эсэсовцев отправиться на польский фронт и безжалостно убивать там мужчин, женщин и детей. Кто же сегодня вспоминает об уничтожении армян?».

Осуждение и кара

Несмотря на тяжелые условия и неравенство сил, армяне не раз с оружием в руках выступали против младотурецких палачей, сражаясь за свою честь, национальное достоинство, физическое существование. Однако нужно учесть то обстоятельство, что армянское население находилось в самых неблагоприятных и тяжелых условиях: не было оружия, армянские провинции были отрезаны друг от друга, а значительная часть боеспособного мужского населения, как уже было сказано выше, была призвана в турецкую армию и тайно истреблена.

Против геноцида армянского народа выступила передовая общественность того времени – Максим Горький, Валерий Брюсов, Анатоль Франс, Ромен Роллан, Фритьоф Нансен и другие.

Чудовищными действиями султанского правительства возмущались и представители мусульманского духовенства, местной администрации, командного состава армии. Так, например, по армянским источникам, в городе Алеппо некий ходжа, обращаясь к толпе, воскликнул: «Мусульмане! Разве это призывает делать ислам, разве это призывает делать нам Коран?». 26 января 1916 года три шейха и помощник командира полка турецкой армии выразили письменный протест султанскому правительству против политики уничтожения армян. Некоторые турецкие должностные лица отказывались участвовать в резне армян. За это три каймакама (уездных начальника), в том числе и каймакам Юсуф Зия-бей, который отказался умертвить скопившихся в Рес-эль Айни 50 тысяч армян, были расстреляны, а два каймакама – тайно умерщвлены. Вали Алеппо Джелал-бей телеграфировал в Стамбул Талаату паше: «Я губернатор этого вилайета, и не желаю быть убийцей армянского народа». Ответ не запоздал. «Значит, смещены. Талаат». Начальник полиции Алепского вилайета Фикри-бей был смещен за свое противодействие стамбульским властям. Али Сауд-бей – губернатор Дейр-эль Зора – также был смещен и т.д.

Турецкий высокопоставленный чиновник Наим-бей в своих мемуарах, разоблачающих зверские методы избиения армян в Турции, обнародовал 54 подлинных документа (из них 31 за подписью Талаата и Энвера пашей) об истреблении армян. Наим-бей, как честный турок, писал: «Выселение и резня армян, которые беспримерны, удостоили вечному проклятию всего человечества имя турка. В черные дни резни на обширной территории Турции, куда бы ни смотрели, нашли бы скелеты тысяч и тысяч армян, которые были умерщвлены самым безжалостным образом».

Армянский народ отомстил. В рамках операции возмездия «Немезис» армянские бойцы убили более 70 организаторов и исполнителей геноцида, в том числе Энвера, Талаата и Джамаля.

Однако турки не оставили попыток уничтожить армянский народ и в 1918 году вторглись на территорию российской Восточной Армении. Собрав последние силы в кулак, армянское ополчение в Сардарапатском сражении наголову разбивает превосходящую в разы турецкую регулярную армию.

В ноябре 1920 года Россия очередной раз спасает Армению, провозгласив создание Армянской ССР. Это все, что осталось от Великой Армении, одна десятая часть территории, клочок земли, зажатый строгими грядами гор. Но народ выжил, и природные таланты армян помогли очередной раз отстроить новое государство. Можно без преувеличения сказать, что наивысшего расцвета армянская цивилизация достигла при советской власти – сотни крупных промышленных предприятий, каскады ГЭС, атомная станция, обсерватория с мировым именем, культура, искусство – дерево жизни армян вновь цветет.

Геноцид нанес гигантский, невосполнимый урон нации, армяне оказались рассеяны по всему миру, образуя крупные и влиятельные диаспоры во многих странах, обогащая своей древней культурой народы мира. И среди знаменитых армян мы видим и французских, и американских, и итальянских, и индийских подданных. Среди них и знаменитый теннисист Андре Агасси (США), и 3-хкратный чемпион Формулы-1 Алан Прост (Франция), художник Айвазовский, генконструктор истребителей МИГ Микоян, дирижер Герберт фон Караян, шахматист Гарри Каспаров, композитор Мишель Легран, военачальник Гай, певец Шарль Азнавур, полярник Чилингаров и многие тысячи армян, навеки прославивших свой народ.

Неоценимый вклад внес армянский народ в борьбу с немецким фашизмом. Из полутора миллионов жителей Армянской СССР около 600 000 человек ушли на фронт, из них 300 000 погибли. Армяне дали стране четырёх маршалов СССР – Ивана Баграмяна, Амазаспа Бабаджаняна, Сергея Худякова (настоящее имя Арменак Ханферянц, русское имя принял в честь погибшего друга) и Ивана Исакова, – более 60 генералов, 106 Героев СССР, 70000 воинов, награжденных орденами и медалями, 6 армянских национальных дивизий, включая легендарную 89-ю Армянскую Таманскую дивизию. Фашистов били и армяне Диаспоры. Более 20 000 армян воевали в армии США ( в т.ч. 38 генералов), 30000 в армиях Франции и Великобритании. Одним из организаторов французского Сопротивления был поэт Мисак Манушян, там же сражался отряд полковника Казаряна, а в национальным героем Италии стал Мкртыч Даштоян.

Преступление против человечества

Геноцид – это преступление против человечества. Оно не имеет сроков давности. Мировому сообществу крайне важно осудить и наказать страны, осуществившие геноцид. Ради будущих поколений. Германия признала свою вину за Холокост евреев, покаялась, прошла мучительный путь примирения, возместила ущерб жертвам концлагерей. Логично было бы предположить, что Турция обязана сделать то же самое. Но нет, бациллы пантюркизма продолжают жить в турецком обществе. Страх перед необходимостью вернуть отнятые у армян территории (в т.ч. легендарную гору Арарат – символ армян всего мира), выплатить миллиардные компенсации жертвам подстегивает крайне агрессивную турецкую риторику отрицания геноцида. Несмотря на официальное признание геноцида армян Францией, Германией, Италией, Канадой, Швецией, Швейцарией, Бельгией, Голландией, Грецией, Аргентиной, Россией и многими другими странами, Турция, пользуясь членством в НАТО, откровенно шантажирует США тем, что в случае выполнения требований мирового сообщества признать геноцид, выйдет из альянса и не будет больше обеспечивать безопасность Израиля и интересы США на Ближнем Востоке. Поэтому Америка всеми силами тормозит этот процесс. И вновь, как и тысячи лет назад, Армения в полной блокаде вновь воюет с протурецким Азербайджаном, вновь является форпостом России на остром и взрывоопасном участке – Армянском нагорье, древней земле своих предков.

Это касается всех

Нет в мире армянской семьи, нет ни одного представителя этой национальности на планете, по кому не прокатился бы кровавый жернов геноцида. И в сердце каждого армянина, когда бы и где бы ни родился он, живет память о том страшном времени, живет боль.

Армянская община Ульяновской области насчитывает более 12-и тысяч человек. И армяне-ульяновцы не остались в стороне от скорбной даты – в этот день они возложили цветы к памятному кресту в парке Дружбы народов, почтили память безвинно убиенных соплеменников своих. Да будет вечной память о них! Да будет не забытым всеми живущими на земле страшный урок религиозной нетерпимости – подобного не повторится только если мы все этого не забудем…

Подготовил к печати Александр СЕМЕНОВ