Михаил Кукушкин
А пока будет ремонтировать «Боинги».
Ульяновские власти обещают за пять лет превратить город в «авиационную столицу России». Чтобы не зависеть полностью от буксующих отечественных авиастроительных проектов, местный авиазавод займется ремонтом и конвертацией иностранных самолетов.
Ульяновские власти имеют большие планы в авиационной отрасли. На прошедшем здесь в минувшие выходные Международном авиатранспортном форуме губернатор Сергей Морозов заявил, что буквально через пять лет Ульяновск станет «авиационной столицей России». Для достижения этой цели власти открывают в расположенном неподалеку от авиазавода «Авиастар» аэропорту Восточный портовую особую экономическую зону (ПОЭЗ). В ближайшие два года Морозов пообещал вложить в нее 250 млн евро из областного бюджета. Соглашение между правительством России и областью о создании зоны было подписано 30 января 2010 года. Ав марте этого года правительство Ульяновской области одобрило изменения в региональное законодательство, предусматривающие налоговые льготы для будущих резидентов ПОЭЗ.
Сам авиатранспортный форум планируется сделать регулярным, альтернативой московскому международному авиасалону МАКС. Чтобы не мешать друг другу, министерство промышленности и транспорта Ульяновской области подписало с ОАО «Авиасалон»— организатором МАКС— соглашение. Согласно ему МАКС будет проходить по нечетным годам, а ульяновский форум— по четным начиная со следующего.
В рамках форума было заключено первое соглашение о ремонте самолетов импортного производства на мощностях «Авиастар-СП». Заказчиком стала «Трансаэро»— единственная в России и СНГ авиакомпания, эксплуатирующая самые большие типы самолетов в производственной линейке Boeing— 777 и 747.
«Авиастар-СП»— авиазавод с самыми большими производственными площадями в Европе, обязан своим появлением масштабному проекту, предпринятому незадолго до смены экономической модели в стране. В1975 году ЦК КПСС и Совет министров СССР постановили возвести в Ульяновске комплекс по выпуску крупнофюзеляжных самолетов из трех заводов: самолетостроительного, агрегатного и приборостроительного. Первые два успели построить до перестройки, теперь они составляют ЗАО «Авиастар-СП». Загрузить или хотя бы просто содержать такие огромные мощности при нынешнем незначительном объеме выпуска самолетов не получается. В первом полугодии 2009 года при обороте 1,53 млрд руб. завод имел чистый убыток 642,1 млн руб. Стех пор руководство «Авиастара» заявляет, что ему удалось значительно сократить убыточность, но абсолютных цифр не называет.
В ходе форума Михаил Погосян,президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в состав которой входит «Авиастар-СП», связал будущее завода с производством самолетов Ту-204СМ и Ил-476. Однако твердые заказы на эти модели пока отсутствуют. Военно-транспортный Ил-476 еще находится в процессе проектирования. Первый пробный полет ожидается в конце 2012 года, в дальнейшем его может заказать Минобороны.
Гражданский Ту-204СМ взлетел в конце прошлого года. Однако единственный крупный заказ на него, обсуждавшийся в последнее время (44 машины для авиакомпании Red Wings), под большим вопросом. Покупатель и продавец сильно расходятся в мнении о цене самолета. Погосян выразил оптимизм по поводу перспектив Ту-204СМ, но ничего конкретного не сообщил. «Мы работаем с Red Wings и другими авиакомпаниями. Думаю, что мы найдем решение по продвижению этого продукта на рынок»,— заявил президент ОАК.
Большим подспорьем для завода при таких нечетких перспективах отечественных авиастроительных начинаний могла бы стать работа с иностранными самолетами. Сейчас в Ульяновске в процессе подготовки находятся два таких проекта. Помимо уже упомянутого ремонта и техобслуживания самолетов завод готов стать площадкой для конвертации европейских самолетов А320: не новые пассажирские машины этой модели будут переформатированы в грузовые. Проект практически переведен в «режим ожидания»: основные партнеры— европейский холдинг EADS и российская корпорация «Иркут»— пока не решили, когда будет целесообразно начать сотрудничество.