В течение 10-15 лет последних все крупные мировые автопроизводители сбрасывали устаревшие разработки в Индию, Китай, Юго-Восточную Азию и Южную Америку. «Теперь в «помойку» для устаревших технологий стремительно превращается и Россия», – констатирует сегодня, 29 апреля, журналист проекта Autoban.ru Александр Плеханов.

С 2015 года УАЗ начнёт выпуск своих внедорожников на платформе SsangYong. Речь идёт не о новейших разработках Сан Йонга, а о достаточно «пожилых». Владелец УАЗа Соллерс готов заплатить за платформу ок. ?100 млн. Даже не эксперту понятно, что на такую сумму можно купить лишь платформу «второй свежести». Это означает, что еще один российский автозавод будет выпускать морально устаревшие автомобили. «Такая практика, увы, становится уже чем-то само собой разумеющимся», – отмечает Александр Плеханов.

В этой связи он вспоминает более ранние проекты российского автопрома. Четыре года назад ГАЗ купил лицензию и линию по выпуску седана Chrysler Sebring. Американское оборудование перевезли в Нижний Новгород, отладили, и в 2008 году начался выпуск Волги Сайбер. «Судьба этого автомобиля оказалась такой же нелепой, как и его имя, – считает журналист. – Спрос на «волго-сайбер» оказался исчезающе мал, газовцы не смогли реализовать даже 10 тысяч автомобилей и остается только подивиться вопиющей профнепригодности организаторов этого провального проекта».

Затем АвтоВАЗ за ?220 млн купил лицензию на платформу В0 (Renault Logan/Sandero), на которой в будущем собирается построить целое семейство автомобилей. «И всё бы ничего, но дело в том, что этой платформе уже без малого 10 лет, – напоминает Александр Плеханов. – Пока АвтоВАЗ, как обычно, неспешно, приступит к выпуску машин на платформе В0, Renault Logan снимут с производства даже в Румынии и Иране. Но в России все только начнётся».

Теперь донашивать чужие автомобильные обноски решился УАЗ, считает журналист. «Видимо, собственные разработки ульяновцам показались неперспективными, поэтому и было решено обратиться за помощью к партнерам из SsangYong, – предполагает он. – А ведь не стоит ещё забывать о других российских автопроизволдителях. Например, о ТаГАЗе, который вообще перешёл на выпуск китайских машин. Причем таганрожцы не побрезговали дать российскую прописку такому старью, как Chery Amulet, который родом вообще из девяностых годов прошлого века. По аналогичному пути пошел и завод Derways, начавший выпуск моделей Lifan».

И теперь сложно даже поверить, что когда-то российские машины выпускались по лицензии за границей и завоёвывали призы на международных конкурсах. Теперь Россия, мало того, что превращена в сборочную площадку иномарок, не сегодня-завтра может остаться вообще без собственного автопрома. Единственной национальной «гордостью» следующие несколько лет, похоже, будет Лада Гранта.

«А ведь прав был профессор Преображенский, говоря о разрухе в головах. Наглядным свидетельством чего служат такие фантастические по своей глупости проекты как, например, Volga Siber. И ведь история на этом не заканчивается. Российские автозаводы теперь полностью ориентированы на зарубежных партнеров и о собственных разработках, увы, даже не помышляют», – подытоживает журналист.