В последние годы в Ульяновске заметно активизировалась фотожизнь и все, что с ней связано: организуются фотовыставки, мастер-классы, фотоохота, население постепенно переходит с мыльниц на профессиональную технику. Но рождает ли все это качественный продукт и можно ли говорить о фотобуме в Ульяновске? Своими мыслями о фотографии и особенностях ульяновской фотожизни с нами поделились активисты заволжского фотоклуба, выставка которого проходит на новой арт-площадке в новом городе.

Об Ульяновске

Молодежная арт-площадка «Крылья» (в залах библиотеки №22, Авиастроителей,17) работает в новом городе уже полгода. Здесь выставляются творения фотографов, художников и дизайнеров, а в апреле организована выставка заволжского фотоклуба, участники которого не только фотографируют для себя, но и делятся секретами мастерства с молодежью. В ходе экскурсии по выставке ее авторы, фотографы Сергей Тютнев, Александр Щелоков и Валерий Шевалдов, порассуждали об особенностях местной фотожизни.

– Можно ли говорить о том, что в Ульяновске бурлит фотожизнь и что город переживает фотобум?

– Скорее стоит сказать о том, что фотографическая жизнь у нас в Ульяновске протекает достаточно вяло. Хотя она есть, особенно, по сравнению с тем, что было лет 5-10 назад, она стала более активной. Но если сравнивать с другими городами, с той же Самарой… Конечно, это, миллионный город – там и фотографов больше, и возможностей, и техники. Тем не менее, сейчас перспективы лучше, чем раньше. Пришли новые люди, потенциал вырос. Сдерживает развитие низкий уровень культуры в обществе. Когда человек звонит и спрашивает, какой у вас фотоаппарат и сколько у вашей камеры пикселей, то о каком уровне его культуры можно говорить? Это чистый обыватель.

– А грамотно как?

– Покажите ваши работы: если понравится, я у вас закажу. Это правильный подход. Ну, причем тут мегапиксели? Людям почему-то кажется, что если у тебя дорогой фотоаппарат, то ты классный фотограф. Рихтер, например, сыграл бы не только на своем рояле. А это все равно, что у Рихтера спросить, какой у вас рояль. Это, конечно, убивает – полное непонимание.

– В чем еще проявляется низкая культура?

– Например, в свадебных фотографиях. Невеста у дерева, у стены – это уже креатив. Уж не говоря о заборе из родственников. Сами свадебные фотографы нам рассказывают, как показывают классные карточки со свадьбы, а клиенты их не берут, им это не нужно, им вот забор подай 20 человек. Это опять же культура. Это бывает настолько поразительно – от высококачественной художественной карточки они отказываются.

О фотоклубе

– Мы уже 8 лет собираемся практически регулярно. В основе была идея показывать друг другу фотографии, обсуждать их. Теперь мы решили показывать работы участников клуба и жителям города. Это наша первая выставка и далеко не последняя. Конечно, мы участвуем и в других выставках, сейчас, например, проходит областная экологическая выставка в Краеведческом музее. Постоянного состава у клуба нет. Мы обмениваемся мнениями, разговариваем на фотографические и около фотографические темы с теми, кто заинтересован в повышении своего мастерства. Приезжают к нам даже из Самары: заходят, интересуются. Кстати, к нам приходит молодежь, чему мы очень рады.

– Зачем приходит молодежь?

– За критикой. Потому что без критики никому это неинтересно. То есть молодые люди, занимающиеся фотографией, понимают, что что-то у них не так, а что именно – не знают. Они приходят и говорят – критикуйте. Критика очень полезна тем, что человек начинает понимать, куда ему стремиться, что исправить. Но тут главное не переборщить.

– И какие же ошибки наиболее распространены в фотографиях начинающих? Горизонт завален?

– Есть явные ошибки. Кстати, заваленного горизонта мы не допускаем. Хотя, с другой стороны, иногда такие фотографии и выигрывают в конкурсах. Но это исключение, которое подтверждает правило. Иногда смотришь, горизонт завален – и это лучше выглядит, чем, если его выправишь. Это добавляет какую-то динамику. Но тут конкретные работы надо смотреть, потому что многие этим злоупотребляют и считают, что это круто, находя в этом фишку. Но это неправильно.

О технике

– Сейчас достаточно купить навороченный большой фотоаппарат, и ты уже фотограф? Можно давать объявления и штамповать фотографии. Такая картинка наблюдается и в нашем городе.

– Действительно, явление «купил дорогой фотоаппарат и ты – фотограф» имеет место быть, но одного фотоаппарата недостаточно. Случайные люди есть в любой профессии – попробовал, не смог денег заработать и все, пошел другую работу искать. Но иногда удается быстро начинать зарабатывать. Например, в социальных сетях много объявлений о студийной фотографии, студии сейчас делают даже на квартирах. Что касается техники, то у всех к ней разные требования. Это, например, оптический видоискатель, руки не устают, когда так снимаешь. Опять же поворотный дисплей – можно снимать с нижней точки. Но на самом деле тут масса более тонких моментов. Для профессионала фотоаппарат – инструмент, который дает фотографу то, что ему нужно. То есть то, что он большой и черный – это не главное: не суть чем, суть – как. Просто с хорошим фотоаппаратом легче работать. Но если человек может фотографировать, он даже на мыльнице снимает шедевры.

– Можно ли научить фотографировать?

– Любого научить можно, было бы желание. Так же как на пианино можно научить играть любого. Но если человек не хочет учиться, его ничему не научишь. Кстати, многие состоявшиеся фотографы нигде не учились, потому что раньше было очень ограниченное количество мест подготовки – было мало учебных заведений. В основном это были дома быта, где, готовили фотографов, соответственно, для службы быта, в основном черно-белые фотографии были. В начале1980-х начали учить цветников. Получаешь разряд – и зарплата получается выше. Шестой разряд – высший. И причем наблюдается такая тенденция – из тех, кто в свое время учился фотографии, сейчас мало ей занимаются, а из тех, кто не учился – значительно больше. Многие оставляют это как хобби, они не зарабатывают на фотографии деньги, а скорее тратят. Но у них получается очень хорошо, не каждый профессионал так сможет.

– На чем все-таки лучше «набивать руку»?

– Можно начинать с относительно дешевого аппарата, а постепенно обрастешь объективами и другими принадлежностями. И если скакать с модели на модель, то это будет очень дорого. Поэтому надо сначала определиться с системой, а фотоаппарат даже б/ушный купить.

О фотографии

– А есть ли в фотоклубе любители снимать на пленку?

– Нет, этим мы не занимаемся. Цифра в большинстве случаев более качественная и удобная. Цифровые технологии превзошли пленочные. Хотя пленка нужна, но в редких случаях – если поедешь в Антарктиду, где цифра не будет работать, или там, где нет питания – опять же пленка нужна. Или в рамках каких-то спецпроектов – на средний или большой формат.

– То есть пленочный проект в ближайшее время Ульяновск не увидит? А какие выставки ожидаются?

– Пленочный проект – нет. Но о других выставках думаем. Например, персональные выставки или тематические. Думаем сделать выставку ко Дню города. У нас есть архивные фотографии Ульяновска с пленки, на которых видно, как строился город. Этот большой фотоархив еще не экспонировался.

– Насколько сегодня можно говорить о новых веяниях в фотографии по отношению к так называемой старой школе? Есть ли они?

– Во-первых, сейчас другие возможности. Но, говоря глобально, новая школа отличается от старой простым невежеством. А что касается новых веяний – их не может быть: солнышко встает и садится, отсюда вывод – ничего нового не будет. Светопись останется светописью. А если кто-то там начинает выпендриваться – фотографировать унитазы, это не веяние, это извращение.

– Но, тем не менее, у людей это вызывает интерес.

– А люди разные, у всех разное видение. И, как говорится, кто на чем делает свой пиар.

Вот мы с коллегами, например, идем все вместе на природу – у нас бывают вылазки, пленэры. Оттуда приходим – у всех разные фотографии. Были в одном и том же месте 10 фотографов, все фотографируют фактически одно и то же, но у всех совершенно разные фотографии. Мы все по-разному смотрим. Иногда коллега так снимет, что думаешь, а что же я этого не видел. Так что у каждого свой взгляд на фотографию и на объект. А в современной фотографии вообще канонов не осталось.

Юлия Узрютова.

Еще в течение нескольких дней работы фотографов заволжского фотоклуба можно будет увидеть по адресу Авиастроителей, 17. Фото Сергея Тютнева, заволжский фотоклуб: