Владимир Миронов

Очередная маловразумительная инициатива городских властей по поводу трамвая вызвала очередной же всплеск негодования в Интернете. При полном отсутствии сколько-нибудь внятных объяснений со стороны мэрии о преимуществах принятого решения для рядовых горожан, версии выдвигались самые разные. Одни утверждают, будто идею пролоббировали владельцы маршруток, чтобы избавиться от муниципального конкурента, другие уверены в том, что мэр и его команда сыграли в интересах застройщика, построившего элитный дом на ул. Радищева – из-за грохота трамваев, элитные квартиры плохо продаются. А третьи предполагают, что мэру просто надоел постоянный шум под окнами его коттеджа в пер. Гоголя и он надумал решить проблему самым радикальным способом.

Пожалуй, единственное, в чем не подозревают городскую власть, так это в том, что она действует в интересах большинства рядовых горожан. И это, кстати, не только по поводу трамвая. Вспомните Интернет-недоумение в связи с переименованием городских улиц, попыткой продать по-тихому пять мунципальных предприятий и многое, многое другое. То есть практически все властные начинания общество встречает в штыки.

Исходя из сказанного, можно было бы сделать неутешительный вывод – пропасть между мэром и его окружением с одной стороны и горожанами с другой, день ото дня только растет. Но сделать это вывод нельзя.

– Воду в Интернете мутит узкая группа неврастеников, которые вечно всем недовольны. Бузят исключительно в силу склочности характеров, тогда как основная масса ульяновцев в Пинкове души не чает и все его идеи принимает исключительно на «ура», с чувством глубокого удовлетворения, – ответят сторонники городского головы.

И опровергнуть данное утверждение будет невозможно. Невозможно потому, что в городе отсутствует инструмент для объективного замера общественного мнения по тому или иному вопросу.

Возьмем, хотя бы прошлогоднюю эпопею с выкорчевыванием бордюров и заменой асфальта на тротуарную плитку, влетевшая городскому бюджету в немалую копеечку. Полагаю, если бы вопрос расходования этих денег вынесли на общественное обсуждение, предложив несколько вариантов того, как лучше их потратить, думаю, удалось бы найти более оптимальный, и общественно полезный вариант. Теперь же, увы, огромные миллиарды, вылетели в трубу, точнее, ушли в песок. Причем в самом буквальном смысле. В чем легко убедиться, просто прогулявшись по улице Гончарова.

Теоретически инструментом общественной финансовой экспертизы мэрских инициатив должна быть городская Дума, куда ульяновцы вроде бы делегировали своих представителей. Однако на практике она таковым не является в силу целого ряда причин (их анализ – отдельная тема). Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить с какой готовностью и практически моментально Дума «проштамповала» решение по тому же трамваю.

Как создать такой инструмент? Честно скажу: не знаю. Наверное, это вопрос к профессиональным и независимым (хотелось бы надеяться) социологам. Но то, что он необходим – очевидно. Необходим не только обществу, но и власти, если, конечно, она действительно работает в интересах горожан.

Но он для нее вреден и даже опасен, если свою главную задачу власть видит в том, чтобы в отведенное время решить максимально возможное число личных проблем, например, избавиться от грохочущих под окнами трамваев.