Михаил Белый

Власти Ульяновска заявили о намерении убрать из города трамвай как вид общественного транспорта, заменив его китайскими автобусами Baw Street, производство которых недавно было налажено в городе. Это решение вызвало серьезный протест со стороны населения. Эксперты подозревают мэра Ульяновска Александра Пинкова в лоббировании интересов автозавода, созданного коммерческой структурой, совладельцем которой еще недавно являлся первый заместитель главы города.

Громкий скандал, который не стихает в городе вот уже несколько дней, разразился после того, как официальные представители городских властей публично заявили о намерении убрать трамвайное движение из центральной части города. В Ульяновске трамвай является фактически единственным видом общественного транспорта, помимо маршрутных такси. По мнению экспертов, ликвидация трамвайного движения — ощутимый удар по населению, прежде всего пенсионерам и молодежи. Первый пикет, организованный на главной площади областного центра в минувшую среду, собрал, по разным оценкам, от 500 до 700 человек. Люди требовали встречи с мэром, губернатором, либо с кем-то из их официальных представителей. Однако никто из чиновников на встречу с протестующими не вышел. После этого разгневанная толпа попыталась прорваться в здание регионального правительства, чтобы передать свои требования главе региона Сергею Морозову. Однако охрана, испугавшись участников пикета, вызвала на подмогу ОМОН. Прибывшие сотрудники правоохранительных органов сумели уговорить граждан не штурмовать здание обладминистрации. Пикетчики уже пообещали повторение протестных акций. В частности, на следующей неделе к зданию местного правительства обещают выйти экологи.

По словам председателя городского комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Константина Иваненко, демонтаж трамвайного полотна может стать эффективной мерой в борьбе с дорожными заторами в Ульяновске. По его словам, за счет освободившегося пространства, занимаемого рельсами, можно расширить проезжую часть сразу на нескольких улицах города. «Аварийное состояние трамвайного полотна и межрельсовых железобетонных плит… требуют реконструкции с объемом финансирования более 100 млн рублей», — говорится в пояснительной записке Константина Иваненко на имя председателя Ульяновской городской думы Василия Гвоздева. В документе, оказавшемся в распоряжении корреспондента «Эксперта Online», также отмечается, что ликвидация трамвайного движения «позволит сберечь исторические объекты музея-заповедника имени В.И. Ленина от разрушения за счет вибрационного воздействия трамваев».

Тем временем журналисты ульяновской авторитетной газеты «Симбирский курьер» уже обратились с открытым письмом к президенту России Дмитрию Медведеву. «Точные мотивы решения городских властей о демонтаже трамвайных линий общественность не знает, — говорится в письме главе государства. — По одной из версий, дело в том, что особняк мэра стоит недалеко от трамвайных путей и градоначальнику мешает шум. Либо, как говорят еще, ликвидацией трамвая власть планирует негласно обеспечить заказом близкое мэру предприятие в Ульяновске, собирающее китайские автобусы. Сбывать их в России, вероятно, трудно, и решили посадить предприятие на бюджетные финансовые потоки». В обращении к Дмитрию Медведеву также отмечается, что «какой бы ни была истинная причина ликвидации трамвая, решение это безумное».

По мнению депутата областного парламента Александра Кругликова, трамвай является демократичным, доступным и экологически чистым видом транспорта. «От трамвая не отказываются, пожалуй, ни в одной из европейских столиц — будь то Прага, Берлин, Вена или Лондон. К тому же у меня очень большие сомнения по поводу того, что автобусы, которые собираются закупить чиновники, окажутся долговечными. Тем более речь идет о китайских автобусах», — заявил Кругликов. В планах же ульяновских властей — закупка нескольких десятков автобусов Baw, завод по производству которых недавно был запущен в городе холдингом «АМС-Групп». Стоит также отметить, что первый заместитель мэра Ульяновска Александр Елюкин до того, как занять пост в городской администрации, являлся совладельцем этой компании. Кроме того, мэра города Александра Пинкова также часто называют персоной, близкой к этой коммерческой структуре.

Местный правозащитник Александр Брагин уверен, что «след ведет к «АМС-групп». «Формально мэр и его заместитель г-н Елюкин не работают в этой структуре. Но неужели кто-то поверит в то, что они взяли и побросали свой успешный бизнес? Не смешите!», — заявил Брагин в разговоре с корреспондентом «Эксперта Online». Стоимость автобуса Baw Street в базовой комплектации составляет 1,24 млн рублей, в максимальной — 1,39 млн. Таким образом, закупка 100 автобусов (а эта цифра называлась представителями городских властей) обойдется местному бюджету как минимум в 124,5 млн рублей. Депутат Ульяновской городской думы Григорий Каленов называет решение «недодуманным». «Помимо того, что не изучена проблема воздействия на экологию работающего на дизельном топливе транспорта, неизвестна себестоимость проезда в автобусах», — пояснил он.

Мэр Ульяновска своеобразно отреагировал на поднявшиеся в городе волнения. «Неожиданно для многих людей, простых ульяновцев, чиновников, должностных лиц, бизнесменов поднялся невиданный ажиотаж, связанный с трамвайным движением на некоторых центральных улицах города. Сейчас вновь упорно нагнетаются страсти. Тему трамвайного движения обсуждают кто во что горазд. В блогах, в газетах, на сайтах. Особенно активны некоторые депутаты и журналисты, из тех, кто всегда громче всех кричит, словно кто-то нажимает невидимую кнопку», — написал в своем персональном блоге Александр Пинков. Зато губернатор Сергей Морозов еще во вторник назвал решение городских властей о трамваях поспешным и непроработанным шагом. 4 мая он поручил создать комиссию по обсуждению вопроса, в десятидневный срок она должна рассмотреть проблему ликвидации трамвайных путей в центральной части Ульяновска. Комиссию возглавил первый зампред правительства Ульяновской области Александр Якунин, в ее состав вошли члены совета муниципальных властей, представители научного сообщества, руководство ветеранских и профсоюзных организаций, сотрудники «Ульяновскэлектротранс», журналисты и члены регионального кабмина. «Окончательное решение будет принято после всестороннего изучения целесообразности реализации данного проекта», — подчеркнул губернатор.