Виктор Никитин

В январе нынешнего года на совещании по вопросам противодействия коррупции президент России Дмитрий Медведев дал команду налоговым органам и прокуратуре в течение трёх месяцев проверить достоверность сведений о доходах государственных и муниципальных чиновников, которые они указали в декларациях за 2009 год. Однако исполнители впали в ступор: сроки ушли, а для проверок нет оснований.

В сентябре прошлого года вышел Указ президента России, который даёт право на проверки исключительно при наличии информации от правоохранительных органов. Получается, что Указы первого лица государства противоречат один другому. И как прикажете их исполнять?

Законы способствуют процветанию коррупции?

Российские законы, что и говорить, полны казуистики. Более того, упрощены до такой степени, что даже не содержат требований для граждан указывать в декларации о доходах основание приобретения имущества. Достаточно указать вид собственности «личная», чтобы считать декларацию заполненной в соответствии с законом. Теперь проверяющие не будут даже знать обоснование приобретения: то ли это покупка, то ли подарок от бандитов, то ли наследство от бабушки из Канады … И попробуй спроси : тебя тут же обвинят в нарушении прав человека или попросту обхамят: «Мы не обязаны вам отвечать!» И ведь, действительно, не обязаны. Вместе с тем закон позволяет органам власти самостоятельно определять перечень чиновников, обязанных предоставлять сведения о доходах. И вовсе не факт, что среди них окажутся те, кто в силу служебного положения подвержен коррупционным рискам.

Это, к сожалению, не единственный пример, когда каждые последующие шаги в плане борьбы с коррупцией способствуют её процветанию. Замдиректора Центра антикоррупционных исследований и инициатив “Трансперенси интернешнл – Россия” Иван Ниненко так и говорит: «Наши власти как огня боятся и блокируют появление в законах более строгих мер за преступление, которое во всём мире называют незаконным обогащением». Не удивительно, что наша страна до сих пор не ратифицировала статью 20 Конвенции против коррупции, которая определяет незаконное обогащение как разницу между официальными доходами и реальными расходами. В цивилизованном обществе при наличии такой разницы, если она ничем не объясняется, чиновник может «загреметь» на тюремные нары. У нас всё иначе.

Законов «наштамповали», но «сырые»

Законов принимается всё больше и больше. Только в прошлом году их «наштамповали» почти 450. Большинство из них откровенно «сырые». Скажу о тех, что в разное время ложились в основу моих публикаций.

Авторы Закона «О техническом регулировании» первоначально намеревались принять 400 техрегламентов. Сил хватило всего на несколько десятков. Самый известный из них, на молоко и молочную продукцию, похоже канул в Лету. По крайней мере, пойло из молочного порошка до сих пор выдаётся за натуральный продукт. А где же госконтроль? Торговцы и иже с ними могут спать спокойно: контролёры должны приходить к ним не чаще чем раз в три года, причём с предварительным уведомлением о дне своего визита. Ситуация абсурда.

Широко и громко принимали Закон «О торговле». Теперь, мол, торговые сети ограничат наценки на уровне 25%, начнут регулировать цены на социально-значимые товары, сельхозпроизводителям упростят доступ их продукции на прилавки. Ждите, как же! Посредники по-прежнему накручивают цены. Не прибавилось теплоты в отношениях поставщиков с торговыми сетями. Оказалось невозможным остановить рост цен на социально-значимые товары. Если товар в магазине за месяц дорожает более чем на 30%, могут последовать санкции и ограничения. Если же на 29,9%, значит, всё в порядке. Как говорится, без комментариев.

Вот уже 20 лет в России «кувыркается» земельная реформа. Мы, пожалуй, единственная в мире страна, где обрабатывают юридически не оформленную, по сути, «ничейную» землю. Но попробуй только сунься на залежи и пустоши, тут же на собственной шкуре испытаешь всю силу чиновно-репрессивного аппарата. Изменений в Закон «О землях сельхозназначения» ждут как манны небесной. После долгих мытарств Госдума, наконец, приняла их в первом чтении. Когда будет второе, никто не знает: у Закона, что стало уже привычным, противников оказалось больше, чем сторонников. А ведь следом за вторым должно последовать третье чтение, чтобы Закон, наконец, обрёл юридическую силу. Тем временем крестьяне уже вышли в поле и рискуют остаться при своих интересах.

Не буду говорить о реформе ЖКХ в России: всё происходящее в этой структуре можно назвать одним словом – беззаконие.

Не утихают скандалы и ожесточённые споры вокруг Законов об энергосбережении, обязательном медицинском страховании, едином госэкзамене … Где-то в закоулках Госдумы «заблудились» законы в части ужесточения наказания для педофилов, о поддержке детей-инвалидов …

Если же тот или иной Закон всё-таки появляется на свет, то почти сразу начинает «тонуть» в бесконечных поправках и вызывает бурю общественного негодования. Как это было совсем недавно, когда Минздравсоцразвития в погоне за экономией надумал внести поправки в Закон «О социальном страховании» в части изменения расчёта декретных. «Экономисты» пошли на попятную только после того, как будущие мамы устроили бунт.

P.s.

Дмитрий Медведев высказал намерение выносить на суд общественности проекты важнейших законов… Назовите мне хотя бы один пример, когда «отцы народа» до конца выполняли свои обещания. От желаемого до действительного у нас, как правило, дистанция огромного размера. А как иначе, если нынешняя правовая неразбериха на руку очень многим. Она есть как раз та самая мутная водичка, в которой ловит свою рыбу коррупционная нечисть всех мастей. Поэтому позвольте не поверить заверениям господ-чиновников даже самого высокого уровня в совершеннейшем ко мне, рядовому гражданину, участии. Верить уже устал.