Владимир Коршунов

Оставят ли ульяновцам трамваи?

«В последнее время наметилась устойчивая тенденция развития транспортной инфраструктуры города Ульяновска», – ну не мог я отказать себе в удовольствии процитировать начало письма нынешнего председателя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии Иваненко председателю Городской Думы Гвоздеву. Столь бодренько начинающаяся записочка, увы, «обосновывает» ликвидацию движения трамваев через центр города и демонтаж путей. Сейчас это уже история, пусть и нелепая, пусть недавняя, но …ещё не закончившаяся.

В общем, с конца апреля судьба ульяновских трамваев стала главной темой общественной, да и политической жизни областного центра. Кому помешали рельсы? Оказывается, что «в настоящее время затруднено движение и наблюдаются заторовые ситуации в связи с зауженностью проезжей части из-за трамвайного полотна». Любому здравому человеку очевидно, что затруднено оно не по вине трамваев, и с их ликвидацией лучше не станет. Скорее наоборот: если вкинуть в центр ещё 35 автобусов (именно столько планируется закупить) и перекрыть улицы в связи с вечным ремонтом, пробок навряд ли меньше будет.

4 мая. Пикет

В этот день на площади В.И.Ленина состоялся пикет в защиту трамваев. О пикете узнал случайно 30 апреля в трамвае. Кондуктор собирала подписи за спасение трамваев, водитель объявила о предстоящем мероприятии.

– На рельсы ляжем, не дадим их ломать! – кричали многие собравшиеся на пикет ульяновцы.

На пикете, кстати, собралось не очень много, сотни три. Будний день, рабочее время да еще, наверно, моросящий противный дождь отпугнул. А может быть ещё и наша вечная инерция, апатия, а может и усталость от творящегося в городе шабаша. Шутка ли, за неполный год: оптимизация школ, бордюрная феерия, размытые после ремонта дороги, вспухшая плитка на тротуарах, скандал с приватизацией оставшихся кое-где муниципальных предприятий, авантюра с переименованием… Об этом вспомнили и на пикете, главным образом представители левых оппозиционных партий и движений. Иных организованных движений замечено не было.

Были и беспартийные горожане: студенты, преподаватели, у которых сам когда-то учился, женщины из трамвайного депо. Были даже те, кто к коммунистическим и левым идеям относится, мягко говоря, прохладно.

– Придётся стоять под красными знамёнами, – сказала мне пришедшая на пикет моя коллега – журналист, давно вышедшая на пенсию.

Постояв и поговорив с полчаса, пикетчики пошли на «Белый дом». Не на штурм, конечно. С губернатором пообщаться.

Собственно, в то, что губернатор выйдет, особо никто не верил. Думали, что хотя бы выйдет кто-то от него. Вышла только милиция. Еще немного подождали, пошумели. Заявленное время пикета заканчивалось. Пора было расходиться. На том и разошлись. Пока.

Тем временем

Тем временем в Комитете дорожного хозяйства и транспорта мэрии шла пресс-конференция всё по тому же вопросу. Ввиду того, что события на площади Ленина развивались стремительно, на одноимённую улицу я не успел. Звоню коллеге – журналисту (он же депутат Городской Думы) Геннадию Антонцеву:

– Ну, что там было? «Решение» приостановили, как губернатор в своём блоге вчера рекомендовал?

– А, говорят, и не было никакого «решения», – отвечает он.

– Ну, да? Это же в Думе только за «передвижку» средств на снос рельсов голосовали. Вернее, ты один «против» голосовал.

– Ещё четверо тогда воздержались. Кто именно, не знаю. Голосование было тайным. Но я точно кнопку «против» нажал. Никто у меня этого не оспаривает. Выходит – я один «против».

– Ген, а ты вообще понимаешь, что происходит? Я уже, вообще, ничего.

– И я – не очень…

Выходит деньги выделили на демонтаж, «решения» на счёт которого нет. Ну, ладно я, ладно Антонцев, сотни людей, пришедших на пикет, – мы чего-то не поняли. Но, выходит, не понял и губернатор.

«Мне стало известно, что мэрия города Ульяновска приняла решение о закрытии трамвайного движения по центральным улицам, а депутаты Гордумы проголосовали за эту инициативу, которая сегодня приобрела повышенный общественный резонанс» – С. И. Морозов (3.05.2011 «Ульяновск в блогах»).

В результате губернатор Морозов поручил специальной рабочей группе всё взвесить, изучить мнения горожан (будто в мэрии и Гордуме ничего не знали про то, что мнение горожан надо учитывать. Хотя, может быть и не знали – не впервой уже) и… И что тогда будет, пока никто не знает.

Что сказал мэр?

Еще большее непонимание в вопрос внесло выступления мэра Ульяновска А.П. Пинкова 4.05.2011 («Улпресса», «Ульяновск в блогах»)

«Неожиданно для многих людей, простых ульяновцев, чиновников, должностных лиц, бизнесменов поднялся невиданный ажиотаж, связанный с трамвайным движением на некоторых центральных улицах города. В том числе таких, как Ленина, Радищева, Спасская. Почти год назад эта тема также чрезвычайно активно муссировалась в средствах массовой информации. Потом волна улеглась. Сейчас вновь упорно нагнетаются страсти. Тему трамвайного движения обсуждают кто во что горазд».

Ну, не помню, я, Александр Петрович, чтобы год назад эта тема «также чрезвычайно активно муссировалась». Школы, да – помню. Бордюры и плитку – помню. Выходит, как в кино: «тут помню, тут – нет». Так не бывает. А самое главное:

«Никаких изменений в работе предприятия (имеется в виду «Ульяновскэлектротранс» – прим. автора) нет и не будет. И 2-ой и 4-ый маршрут будут работать: Нариманова – Верхняя Полевая… И далее четвёрка – на Кирова, двойка – на Минаева» (Из выступления мэра Ульяновска А.П. Пинкова 4.05.2011 «Улпресса», «Ульяновск в блогах»).

Я что-то не помню, чтобы 2-ка с 4-кой ходили «без изменений в работе» по Верхней Полевой. И вообще 2-ку на Нариманова не помню. Ну, как всё это понимать?

Зато я точно понимаю: нынешним ульяновским властям надо быть крайне осторожными с таким видом транспорта, как трамвай, потому что, как писал классик: «Аннушка уже пролила масло». Вернее, они сами его разлили. Зачем?

Справка

Даже сегодня, в пору вездесущих маршрутных микроавтобусов, ульяновский трамвай перевозит более 60% пассажиров Ульяновска. Это примерно 55 миллионов человек в год. К тому же с кончиной массовых автобусных пассажирских перевозок в областном центре (несколько машин не в счёт), электротранспорт – единственный конкурент «маршруток», без которого тарифы на пассажирские перевозки начнут скакать галопом.