Каждый день езжу на работу на трамвае. Через центр. Поэтому хорошо понимаю все плюсы и минусы этого транспорта. Как заинтересованное лицо в нормальной работе трамваев, как и всего городского транспорта, прочитал все, что написали по этому поводу журналисты и коллеги-блоггеры. Кто только не потоптался на этой теме. Каждый сплясал на изношенных престарелых вагонах. Сделал свой маленький гешефт, не забыл о собственном пиаре, воскурил себе фимиам славы. Политики, разнокалиберные деятели, городские сумасшедшие, депутаты, смишники, большие начальники и даже министры.

Навалили кучи домыслов и всевозможного вранья. Были, конечно, слава Богу, и здравые мысли. Но рассуждения типа «Трамвай – это наше все», без трамваев город загнется и прочая болтовня просто раздражают. Да, все мы любим этот громыхающий поезд. Даже когда едва заснешь после бессонной ночи или тяжелой работы, а он ни свет, ни заря, как бешеный, гремит по рельсам и гудит, словно сирена воздушной тревоги. Это ладно. Все-таки можно утешаться тем, что живешь в большом городе. И такой грохот – неизбежное зло.

Важнее другое. Стоит одному сломаться, как все они выстраиваются в ряд через весь город по всему маршруту. И стоят часами. Летит ко всем чертям график. Пассажиры, особенно те, кто опаздывает, выскакивают посреди улицы, а то и «чистого поля», и кто бежит, кто ковыляет, как может, к ближайшей остановке, ловить переполненную маршрутку. Потому что автобусы были уничтожены, как враг народа, и несмотря на все закупки последних лет, видимо, не скоро появятся на городских магистралях в достаточном количестве. Особенно намучились люди этой долгой зимой. То и дело, дождешься, а ждать можно долго и безнадежно, заплатишь кондуктору, проедешь остановку, две, и вагоновожатый либо извещает, что трамвай вообще дальше не поедет, полетела какая-то деталь, либо едет в парк. В любом случае надо вылезать, потому что не по пути. А деньги тебе никто не возвращает. Ты же проехал остановку, а то и полторы, вот и радуйся. Впихиваешься в маршрутку, если удастся, опять плати. Двойной расход получается. За эту зиму только со мной так бывало раз 20. Многие знакомые тоже жалуются.

Во времена нашего детства трамваи мчались, как ветер. И относительно новенькими были, и препятствий на пути не было. А теперь каждая вшивая иномарка так и норовит подрезать. Лезут под колеса со всех сторон, как и пешеходы. Вот трамвай и ходит пешком. Дорога по времени удлиняется раза в два-три. Хотя трамвай в этом не виноват. По современным меркам трамвай, конечно, удовольствие очень дорогое. Что бы там ни говорили всякие «лидеры общественности». Металл дорогой. Остановка для трамвая нужна отдельная. Дорогу он разбивает чуть ли не пополам. Да, он выхлопными газами не страдает, экологичен, имеет свои достоинства. О них много писали. Еще больше напишут. Но ведь троллейбус, например, гораздо более экономичен, требует намного меньше расходов. Для него не нужны специальные остановки, Подойдет обычная, для автобусов и маршруток. В свое время, когда начинали строить новый город, за Волгой тоже хотели проложить трамвайные пути. Но вмешался один умный гаишник, тогда такие еще изредка попадались, и обосновал, что нечего сумасшедшие деньги зря тратить. Лучше пустить троллейбусные линии. И ничего, нормально без трамваев там живут. Хотя я заметил, что многие блоггеры, так горячо ратующие за спасение трамваев на улицах Ленина, Радищева и Советской, ныне Спасской, сами-то постоянно за Волгой живут. И о трамваях, и связанных с ним проблемах, знают ли понаслышке. В любом случае нужен диалог со всеми заинтересованными сторонами. В первую очередь тех, кто «гоняет» на трамваях, а не на джипах.

Все это время из-за трамваев нападали на Пинкова. А я удивлялся. Чего на него все так ополчились? Градоначальник, конечно, тоже человек, может ошибиться. Но здесь надо разобраться. Во-первых, мэр решения об упразднении трамвайного движения действительно не принимал, о чем и сказал в своем блоге. В том числе в видеоролике. Где председатель транспортного комитета Иваненко доложил, что ведется аналитическая работа по улучшению транспортного сообщения. Конечно, какое-то время мэр подозрительно отмалчивался. Когда все вокруг шумели, кто во что горазд, били себя кулаком в грудь и выставляли защитниками трамваев. Но он все-таки человек дела, почти всю жизнь работал на производстве, и не привык говорить просто так. Спокойно всех выслушал чиновников, побеседовал с ветеранами и представителями общественных организаций, привлек для консультаций экспертов. А когда собрал и проанализировал всю информацию, то и принял решение, о котором все теперь знают. Трамваи остаются на центральных улицах, а на их ремонт будет «отвалено» чуть ли не сто миллионов. Напрасно драли глотку и те, кто подзуживал, дескать, закроют депо, всех выгонят на улицу, сотни людей станут безработными. Даже если бы наш шумный и болезненный, многострадальный трамвай и перестал бы ездить по Ленина, Радищева и Советской, он бы остался на всех других улицах. Значит, нужны были бы в полном составе и вагоновожатые, и кондукторы, и ремонтники, слесари, мастера и все остальные.

А когда Пинков принял решение и сообщил это своим сотрудникам, меня, как и многих моих знакомых удивило, как поспешно и несуразно об этом на Улпрессе вдруг заявила член областного правительства. Не случайно, наверное, в городе ходят слухи, что мэра в очередной раз подставили. Как это было, например, год назад со школой №7. Правда, тогда довольно долго Пинкова вообще не было в городе. И события разворачивались без него. Ни в коем случае не собираюсь защищать главу Ульяновска.

У городской власти хватает сейчас ошибок, это издержки кадровой проблемы. Но невольно создается впечатление, особенно когда анализируешь события за весь год, что кто-то сверху навязывает Пинкову какие-то действия или намерения, а потом в решающий, кульминационный момент это развенчивается и торжествует «справедливость». Мы как-то быстро забыли, что Пинков-то пришел в мэры из областного правительства, человек той команды. А в Белом доме, как я слышал, есть какой-то центр разработок, то ли стратегических, то ли еще каких. Эти умники и выдумывают всякие проекты, чтобы оправдать свое существование и немереные деньги, которые им отваливают. Взгляд у них однобокий, проблему в комплексе рассмотреть силенок не хватает, а уж стратегию нормальную создать тем более. Какие кадры, такие и рецепты. Но сразу в хитросплетениях их замыслов разобраться трудно, больно уж красиво излагают. Их разработка спускается в муниципалитет. Те принимают к рассмотрению и исполнению. Еще бы, ведь бумага-то сверху пришла. Заваривается каша, начинаются протесты, усиливается шум. Тут и вмешиваются люди с площади Ленина, и объявляют, что, учитывая мнение населения, проект надо отменить. Хороший пиар для областной власти, плохой для городской. Но тот, кто планирует такие вещи, забывает, что в мэрах уже давно не Марусин или Романенко, и даже не Ермаков. А человек из регионального правительства. И такие акции, типа сначала ты сделай, а потом – дескать, не надо, я отменил, народ слишком протестует, наотмашь бьют и областную власть, и партию «единороссов», в которой они все дружно состоят, и областные, и городские, и не просто в «членах», а в руководстве. Сильно сомневаюсь, чтобы такие «мероприятия», как масштабная замена асфальта на тротуарную плитку «прощай, женский каблук», выкорчевывание гранитных бордюров, снос чугунных решеток для расширения проезжей части , отмена трамвайного движения на центральных улицах, попытка закрытия сразу нескольких городских школ, – «родились» в мэрии. За всем этим явно просматривается «рука» старших товарищей, что-то из минобраза, что-то из минтранса, что-то из другого ведомства. И уж слишком поспешно потом в прессе раздаются торжествующие голоса высокопоставленных областных чиновников, возвещающих об отмене решения или проекта муниципальной власти.

Наверное, какие-то тактические цели при этом достигаются. Кто-то хороший, кто-то плохой. Но стратегически, особенно в сложившихся условиях, да еще перед начинающейся серией важнейших выборов – парламентских и президентских, такая политика крайне опасна.