Ирина Козак

Многие профессиональные сообщества в области отечественной и зарубежной авиации все чаще отмечают постоянно возрастающее значение нашего региона в развитии отечественной авиации.

О новых возможностях и о новых проектах сегодня – в нашем интервью с губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым.

У каждого – свои звезды

«…Вы найдите мне такой город в Огайо, чтобы я жил у самого моря и в то же время на горе, чтобы там было все, что мне необходимо для работы и отдыха. Тогда, пожалуй, я готов переехать в Огайо.» – так сказал однажды великий американский писатель, лауреат Нобелевской премии Эрнест Хемингуэй.

Перефразируя мирового классика, я бы сформулировал так: «Вы найдите мне город в России, со столь уникальным производственным и географическим потенциалом». «Аэропорт-Центральный», Международный Аэропорт-Восточный» со взлетно-посадочными полосами, способными принимать любые типы самолетов, Высшее училище гражданской авиации, выпускники которого за десятилетия существования вуза работают практически во всех странах Азии, Восточной и Центральной Европы, СНГ, Африки и ряде стран Центральной и Южной Америки. Крупнейший в стране авиационно-промышленный комплекс «Авиастар-СП», Международная авиакомпания «Волга-Днепр», контролирующая более половины мировых перевозок сверхтяжелых и уникальных грузов. Огромное количество смежных производств, предприятий, институтов и конструкторских бюро. Нам как воздух необходима деловая площадка, объединяющая производство, сервис, транспорт, обучение, власть, науку, бизнес. Уверен, что на ульяновской земле Международный авиатранспортный форум станет дискуссионной площадкой федерального уровня для обсуждения ключевых вопросов формирования стратегии и тактики развития авиационного транспорта -важнейшей составляющей транспортной отрасли России.

Все начиналось в 2009 году, когда Правительством Ульяновской области было принято решение создать консорциум, объединяющий головное предприятие ЗАО «Авиастар-СП» со всеми предприятиями, научными организациями и учебными заведениями, которые находятся в давней связи: разработка, анализ, технологии, подготовка и переподготовка кадров от рабочих до высококлассных специалистов. Благодаря совместным действиям региональной и федеральной власти мы вывели предприятие из фактического банкротства.

Одновременно с созданием авиационного кластера возникла идея создания ядерно-медицинского кластера в Димитровграде, автомобильного кластера, Особой портовой экономической зоны.

Ввод в эксплуатацию крупнейшего в Европе мостового перехода через р. Волгу с высокой пропускной способностью позволил создать благоприятную основу для реализации в регионе инфраструктурного проекта «Волжский транзит», предполагающего создание новой федеральной трассы Москва-Саранск-Ульяновск-Екатеринбург, являющейся альтернативой перегруженным трассам «Урал» (М5) и «Волга» (М7). К тому же трасса проходит в непосредственной близости от Особой портовой экономической зоны и железнодорожной станции «Верхняя Терраса».

Уже сегодня Особая портовая экономическая зона в Ульяновске – максимально благоприятная ситуация для улучшения инвестиционного климата, в частности для организации центра обслуживания воздушных судов федерального и даже мирового масштаба: с налоговыми и таможенными преференциями, гарантированными Правительством России. Все это открывает значительные возможности для привлечения иностранных и российских компаний-инвесторов в Ульяновскую область.

Кроме того, Правительством области разработаны и утверждены изменения в ряд законов Ульяновской области, согласно которым вводятся дополнительные налоговые льготы для инвесторов.

Резидентам ПОЭЗ будут предоставляться льготы по налогу на имущество, налогу на прибыль и транспортному налогу. Весь пакет льгот будет предоставляться сроком на 10 лет. На балансе данных организаций будет находиться имущество, созданное за счёт государственных средств и относящееся к объектам инфраструктуры Особой экономической зоны. Кроме того, резиденты ПОЭЗ смогут воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, – в размере 13,5% в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой на территории Особой экономической зоны. Предполагается, что в рамках функционирования портовой зоны будет создано не менее 2 тысяч рабочих мест, внебюджетные инвестиции составят не менее 8,1 млрд. рублей, увеличение грузооборота зоны планируется не менее чем до 50 тыс. тонн в год.

Разработчиком Концепции создания и развития ПОЭЗ выступила, выиграв конкурс, авторитетная британская консалтинговая компания «Simat Helliesen & Eichner». В ближайшее время в Правительстве состоится очередное заседание Наблюдательного совета ПОЭЗ, где пройдет обсуждение и утверждение концепции. Далее на ее основе уже будет разрабатываться проект планировки территории. А со следующего года планируется начать проектирование таможенной инфраструктуры.

Первым потенциальным резидентом ПОЭЗ имеет все шансы стать дочерняя компания ГК «Волга-Днепр» – ООО «Волга-Днепр Техникс Ульяновск». В рамках совета по инвестициям компания презентовала свой проект – «Создание и развитие центров по техническому обслуживанию воздушных судов российского и иностранного производства на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный». Проект предусматривает создание современного центра по техобслуживанию всех типов судов. На территории ПОЭЗ будут построены ангары для техобслуживания как авиапарка самой Группы Компаний «Волга-Днепр» («Русланов» и «Boeing»), так и других авиакомпаний. Проект планируется реализовать в течение пяти лет. ГК «Волга-Днепр» уже приступила к выполнению этих задач.

На территории ПОЭЗ планируется реализация проекта по конвертации пассажирских «Airbus» в грузовые. Первый летный образец самолета планируется выпустить на площадях «Авиастар-СП» в 2012 году, запуск серийного производства намечен на 2013 год.

Есть и потенциальный резидент с логистическим комплексом – это совместный проект ульяновской авиакомпании «Полет» и инвестиционной группы «Основа». Вторым резидентом логистического направления, возможно, станет компания «AirBridge Cargo» (ABC).

Ведутся переговоры с мировыми лидерами по техническому обслуживанию самолетов – в первую очередь, с «Lufthansa Technik» – по созданию центра техобслуживания в Ульяновске. Может появиться в ПОЭЗ и предпродажная подготовка авиалайнеров. Прежде всего – «Sukhoi Superjet-100» совместного предприятия «Superjet International».

В настоящее время в Министерстве экономического развития РФ рассматриваются бизнес-планы двух потенциальных резидентов Особой портовой экономической зоны. Это проект организации логистического комплекса и проект создания сервисного ангарного комплекса по техническому обслуживанию и ремонту широкофюзеляжных и рамповых воздушных средств иностранного и отечественного производства. Только два этих инвестора планируют до 2015 года вложить в проекты более 2 миллиардов 870 миллионов рублей инвестиций.

Для нас очень важно развитие в центре Приволжского федерального округа транспортно – логистического кластера.

Сегодня более 65% грузов доставляются сначала в Москву или Санкт-Петербург, а затем развозятся по регионам. Мы предполагаем, что регион в состоянии отвлечь до 10% грузов, поступающих в Россию воздушным транспортом. Это колоссальные цифры, но как минимум до миллиона тонн грузов мы могли бы перерабатывать в нашей Портовой особой экономической зоне. Борьба за транзитные грузы идет между многими регионами Приволжья. В Самаре и Казани развиваются большие логистические центры. Ульяновск имеет гораздо более весомые преимущества. В регионе создаётся единственная в России особая экономическая зона портового типа, есть два речных порта, два аэропорта класса А, линии Куйбышевской железной дороги, сеть автодорог, таможенный терминал, свободные и относительно дешевые земельные площади. Ульяновская область географически выгодно расположена в центре Приволжского федерального округа, что дает возможность Ульяновску стать альтернативным Москве и Санкт-Петербургу перевалочным пунктом.

В настоящее время в аэропорту «Ульяновск-Восточный» базируются авиакомпания «Полёт» и мировой лидер по перевозке сверхтяжелых и крупногабаритных грузов «Волга-Днепр». Обе авиакомпании активно участвуют в перевозке грузов из Китая в Европу и имеют планы по созданию терминальных комплексов в Особой портовой экономической зоне для оптимизации затрат и загрузки воздушных судов.

Активное привлечение инвестиций и открытие в регионе таких крупных промышленных предприятий международных компаний, как «САБМиллер», «Марс», «Хенкель», «Кварцверке», новых предприятий строительной индустрии, ведет к росту перевозок грузов железной дорогой.

Кроме того, через Ульяновскую область проходит маршрут транспортировки китайских товаров, перевозимых железной дорогой через Казахстан.

В рамках реализации «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года» и задачи по расширению доли рынка, занимаемой железнодорожными перевозками, ОАО «РЖД» прорабатывает проект создания сети терминальнологистических центров, увязанных с полигоном курсирования регулярных контейнерных поездов. Каждый центр будет представлять собой крупный технологический комплекс по переработке, складированию, таможенной очистке грузов и контейнеров, оказывающий полный спектр дополнительных услуг добавленной стоимости.

Нужно чётко понимать,

что без малой авиации большой авиации не бывает. Малая авиация призвана создать фундамент, на котором будет строиться полноценный авиационный кластер. Для этого необходимо объединить всех любителей авиации: авиамоделистов, дельтапланеристов, парашютистов, пилотов-любителей, изобретателей, ну и, конечно, общественные организации РОСТО ДОСААФ. Безусловно, необходимо возродить аэродромную сеть или сеть посадочных площадок в транспортной доступности. Определенные шаги в этом направлении делаются в рамках программы «Ульяновск – авиационная столица». Мы полагаем возможным создать совместно с ДОСААФ образовательную организацию «Ульяновский авиационно-технический клуб», который решал бы эти вопросы выбора авиационных площадок, развития инфраструктуры, консолидации производителей малой авиационной техники, популяризации авиационных видов спорта.

Вижу цель – не вижу препятствий. Это главные составляющие успеха. Меня в жизни никогда не устраивала «средняя» позиция. Я привык ставить перед собой высокие цели и идти к ним, невзирая на трудности. Я благодарен, что у меня есть команда единомышленников. Мы живем своими проектами, поэтому я твердо убежден, что Ульяновская область обязательно войдет в число передовых регионов страны. В результате реализации задуманных нами проектов город получит звание авиационной и культурной столицы России. Культура в данном контексте может стать дополнительной стартовой площадкой, своеобразным базисом, благодаря которому станет возможным подтянуть цивилизованность всей страны.