Виктория Чернышева

Заместитель главного конструктора. директор Ульяновского филиала ОАО «Туполев» Станислав Рыжаков -рассказал «Chief time-Ulyanovsk)) о новейшей модели самолета Ту-204 СМ. об «умной» технике и о том. как сделать отечественные воздушные лайнеры конкурентоспособными.

Первый образец самолета Ту-204 СМ (последние две буквы расшифровываются как «средне-магистральный») сейчас проходит летно-конструкторские испытания. В мае (после того как лайнер увидят посетители Международного авиатранспортного форума, который пройдет в Ульяновске) начнутся его сертификационные испытания. А в конце года КБ должно получить сертификат. В 2012-ом, если обстоятельства сложатся удачно, первый Ту-204 СМ отправится по назначению – в авиакомпанию.

– Этот самолет конструировался и строился для того, чтобы удовлетворить все запросы и требования авиакомпаний, которые, как известно, критично относятся к отечественным машинам, – говорит Станислав Рыжаков. – Ту-204 СМ обладает достаточно «продвинутой» авиационно-технической конфигурацией борта. Самолет спроектирован с применением электронных технологий (использовались программные комплексы CATIA, RSD, Windchill и др.). Документация, выполненная в электронном виде, использовалась как в производстве «Авиастар», так и у смежников УКБП. В результате мы использовали совершенно новый подход в плане обустройства связи, системы работы оборудования, «общения» этого оборудования с элементами разного рода механизмов и агрегатов на самолете, новой топливной системы с большей эффективностью использования.

Новый модернизированный двигатель ПС-90А2 уже имеет сертификат, но сейчас идет проверка его работы в действии. Разработчики применили технологии, которые обеспечивают высокую экологическую безопасность.

В конструкции самолета применено много новшеств. Все лампочки светодиодные – за счет этого резко увеличился их ресурс, яркость, светоотдача. Сигнальный маяк на верхней точке фюзеляжа в стандартной лампочке имеет красноватый оттенок, а светодиодный – ближе к малиновому. Его яркость такова, что маяк виден издалека.

Я доволен тем, каким получился самолет. Хотя желания конструктора, конечно, безграничны. На сегодняшнем этапе это наиболее оптимальный проект. Но мы бы хотели большего. И уже готовы работать над вторым этапом, совершенствовать самолет.

Дело в том, что вся авионика, которая сегодня установлена на самолете, обладает определенной системой схожести с современными вычислительными машинами. Системы стали «умными»: прежде чем произойдет какое-то физическое действие – например, уберется шасси, будут выпущены закрылки, компьютер должен произвести сравнение неких физических характеристик и только потом дать команду. С одной стороны, это дает дополнительную безопасность, гарантию правильности срабатывания системы. Но с другой, на стадии отработки и летно-конструкторских испытаний мы столкнулись с тем, что оборудование иногда живет своей жизнью. Компьютер начинает выдавать свои команды. Эти недостатки мы находим и устраняем. Доводим работу авионики до реализации прямых команд, которые должны быть произведены.

Новый борт стал более «интересным». В кабине есть место лишь для двух летчиков – экипаж Ту-204СМ не нуждается в бортинженере и штурмане. Пилоты должны получать полнейшую информацию о том, что происходит на борту, какие действия нужно выполнить в зависимости от полетной ситуации. Электронный «мозг» самолета будет выдавать им соответствующую инструкцию.

Изначально автоматика преподнесла нам много «загадок». Но благодаря им мы увидели, что нужно будет сделать на втором этапе работы. Мы можем создать борт еще более высокого уровня безопасности: вмешавшись в электронную систему самолета, исключим из работы вышедшие из строя или неправильно работающие элементы, чтобы цепь переключилась на другие действия. Все это приведет к тому, что многие неисправности можно будет просто игнорировать. Самолет спокойно полетит дальше, приземлится, а затем выдаст справку летчику: что было неисправно на борту. В справке, помимо этого, будет перечень оборудования, которое нужно либо заменить, либо проверить. Таким образом, система анализа неисправностей и состояния самолета станет объективно оперативной.

В Ульяновском КБ приборостроения создана наземная система анализа полученной информации (НАСК). Суть ее работы такова: блок соединяется с комплексом и производится проверка блока, либо снимает ошибку, либо выявляет неисправность. Далее после проверки проверяемый элемент либо устанавливается на борт, либо производится устранение неполадки. Возможность применения такого оборудования позволит снизить время обслуживания самолета и обеспечит качество состояния борта. Прежде системы контроля были разрозненные – для каждого бортового комплекса существовало собственное оборудование, на котором и проводилась проверка. Сейчас же это будет единым целым.

«На пятки» нам наступает наука: ученые изобрели беспроводные датчики. Их можно устанавливать везде, где это необходимо, чтобы считывать необходимую информацию. Это позволит повысить надежность самолетов и определить, как работает планер в зависимости от эксплуатации. Только один пример: когда самолет попадает в турбулентность, это приводит к дополнительным нагрузкам. Чем они выше, тем меньше становится ресурс воздушного судна. Беспроводные датчики позволят получить информацию по прочности, принять более оперативные решения по ресурсу самолета.

– Однако, несмотря на все это, российские самолеты пока еще не могут конкурировать в западными аналогами. Почему?

– Все наши новые самолеты – Ту-204 различных модификаций, Ан-148, Ил-96 – ни в чем не уступают с точки зрения эксплуатации и ее стоимости иностранным аналогам. Но разница все же есть. Если американская компания, тот же «Боинг», через свои дочерние компании может доставить замену неисправного блока в течение четырех часов, то у нас на это уходит две-три недели. В худшем случае – два месяца. Это происходит из-за того что самолеты производятся штучно, а не сотнями. Иметь в обороте готовое оборудование, на складе, с точки зрения оперативности выгоднее, чем заводу запустить производство и два месяца это оборудование делать. Чтобы исправить ситуацию, нужно достаточно жесткое решение правительства о начале серийного производства самолетов.

А нам, разработчику самолета и изготовителю, разработчикам и изготовителям комплектующих изделий необходимо обеспечить ресурс, надежность и

качество не только при продаже самолета, но сервисное обслуживание на всем жизненном цикле. Мы должны продавать эксплуатанту комплекс, позволяющий бесперебойно выполнять услуги по перевозке пассажиров и грузов на российских и международных авиалиниях.