Виктория Чернышова

В Ульяновске есть компания. которая в далеком 1990 году одной из немногих в России начала строить свой бизнес фактически с «чистого листа». «Волга-Днепр» — настоящий уникум.

За более чем 20 лет компания прошла путь от первого в нашей стране негосударственного грузового перевозчика до международной группы компаний, объединяющей сегодня два десятка предприятий в девяти странах мира.

А история бренда «Волга-Днепр» не менее уникальна.

Алексей Исайкин, президент Группы компаний «Волга-Днепр»: «Когда строишь бизнес «с нуля», то ценнее полученный опыт, значительнее достижения компании, весомее общий успех. Мы создали собственный мощный воздушный флот. Поэтому без ложной скромности можно сказать: мы — поколение созидателей новой России».

В июне 1990 года в записной книжке Алексея Исайкина впервые появилось имя собственное будущего авиатранспортного совместного предприятия — «Днепр-Волга». Спустя месяц название изменилось и было утверждено окончательно: АО «Волга-Днепр».

Городской Совет народных депутатов зарегистрировал новое предприятие как самое первое по счету акционерное общество в Ульяновске.

Компания «Волга-Днепр» стала спасением для Ульяновского авиационно-промышленного комплекса. В конце 80-х УАПК грозила остановка. Для того чтобы спасти авиакомплекс, нужно было найти инвестиции для дальнейшего производства самолета Ан-124. Но внутри страны покупателей не было. Лучшим выходом в этом положении стало «рождение» нового покупателя — крупной авиакомпании, которая могла бы зарабатывать деньги на зарубежных перевозках. Для завода же это означало не только выпуск новых самолетов, но и организация их ремонтных работ.

Какие ветра надувают паруса «Волга-Днепр»? Нередко топ-менеджеры компании отвечают на этот вопрос так: «Не было бы таких выдающихся достижений, если бы люди изначально не ставили перед собой высоких целей и не были заряжены на победу».

А цели «Волга-Днепр» изначально были дерзкими: за счет конверсии Ан-124 дать работу и, значит, спасти УАПК; стать ведущей грузовой авиакомпанией России; доказать миру, что русские могут работать достойно; «перевезти все» — то есть по воздуху доставить любой груз в любую точку планеты.

Достойным стал и итог: по мнению многих экспертов, феномен «волевого» роста авиакомпании нуждается в изучении. У Алексея Исайкина есть тезис: «Богатые компании — богатая страна». Если это высказывание верно, то, по сути, опыт «Волга-Днепра» можно и нужно распространять по всей России как стахановское движение.

Каждый новый год для «Волга-Днепр» становился новой ступенькой вверх. Таких высот не достигала ни одна ульяновская компания. В 2004 году «Волга-Днепр» впервые попала в рейтинг журнала «Эксперт» «400 крупнейших компаний России» — на 333-ю позицию. Спустя четыре года компания была уже на 136-ом месте. Ежегодно ее рейтинг поднимался на 50 мест -достижение значимое.

В чем причина такого успеха? На рынке быстрой доставки крупногабаритных грузов по сей день безраздельно властвует «Руслан». Но у компании было еще одно важное преимущество — «средиземное» географическое положение на перепутье мирового товарооборота. В «Волга-Днепр» родилась идея создания «Грузового супермаркета», в рамках которой уникальные транспортные операции на «Русланах» дополнялись масштабными регулярными грузоперевозками. Для осуществления плана был выбран «Boeing 747», приспособленный и оптимизированный для перевозки так называемых «генеральных» грузов — контейнерных, легко поддающихся скоростной высокомеханизированной погрузке-выгрузке в крупнейших аэропортах.

В результате в 2008 году «Волга-Днепр» перевезла почти 268 тысяч тонн — 34,4% от всех грузовых перевозок российской авиации. В 2009-ом — 281,9 тысячи тонн (39,6%). Если же считать в тонно-километрах, сегодня «Волга-Днепр» выполняет более половины всей грузовой работы российских авиакомпаний.

В начале 2010 года директор по развитию международного аэропорта «Домодедово» Владимир Камынин проанализировал, отобрал и представил общественности пять наиболее успешных бизнес-стратегий, реализованных в Гражданской авиации РФ в постсоветские времена. Две из пяти в списке — стратегии «Волга-Днепр»: «Использование уникальных возможностей Ан-124» и «Использование выгодного географического положения России». Обе стратегии, резюмирует автор исследования, содержат в своей основе экспорт услуг и являются «уникальным опытом развития для всей отрасли».

В самой же Группе Компаний «Волга-Днепр» свой «грузовой супермаркет» любят сравнивать с катамараном — непотопляем!

ОЛИМПИЙСКОЕ» ДОСТИЖЕНИЕ

У «Волга-Днепр» есть еще две важные функции — экспортная и представительская. Примеров, когда при участии авиакомпании принимались важные решения, масса. Вот один из них. 4 июля 2007 года в Гватемале должна была открыться 119-я сессия Международного олимпийского комитета (МОК), призванная решить, где проводить Белую (зимнюю) олимпиаду 2014 года. Претендовали на нее австрийский Зальцбург, южнокорейский Пхенчхан и наш Сочи. Ранним утром 27 июня из Домодедова в Гватемалу вылетел Ан-124-100 «Волга-Днепр» с «секретным оружием» на борту. Это было эксклюзивное оборудование для монтажа быстровозводимого катка с искусственным льдом. Столь нестандартный ход министр экономического развития РФ Герман Греф объяснил следующим образом: «Все три заявки равны, и все будет решать эмоциональная составляющая. Поэтому мы и пошли на такой необычный шаг — сделать каток посреди лета». Прием сработал: Россия оказалась единственной из претендентов, воочию показавшей, что она «зимняя страна». И, следовательно, первая среди равных.

«Руслан» и «Волга-Днепр» продолжают участвовать в олимпийском «марафоне» — уже доставили в Сочи крупногабаритное горнопроходческое оборудование для строительства тоннелей.

Цели последнего времени «Волга-Днепр» по-прежнему амбициозны: возобновить серийное производство Ан-124 и войти в тройку крупнейших авиагрузовых компаний планеты.

Советник президента ГрК «Волга-Днепр» Виктор Низков: «Мы осознали, что без стратегии и заботы о будущем жить невозможно. Мы осознали, что значит сотрудничество профессионалов и чего стоит безопасность. Мы прочувствовали, насколько важна финансовая устойчивость. А потому наши ценности — это выстраданная на собственном опыте мудрость. И тот факт, что сотрудники компании сегодня постоянно апеллируют к ним, говорит об их востребованности. Осознание и отбор ценностей задали нам вектор развития на много лет вперёд».

По мнению генерального директора консалтинговой группы «БИГ», соавтора российского управленческого бестселлера «7 нот менеджмента» Вячеслава Кондратьева, для многих российских компаний уровень «Волга-Днепр» — это будущее. И, в то же время, достигнутое — не предел. Рост компании и рост рынка приводят к появлению новых задач в управлении. Чему подтверждение — кодекс компании.

Вот только некоторые выдержки из него:

Мы «не стелем соломку» — мы предотвращаем падение.

Мы делаем только то, в чем можем стать лучшими.

Мы заглядываем за горизонт — изменяемся быстрее, чем обстоятельства.

Мы рассматриваем изменения как возможность для развития; меняем среду, а не пассивно приспосабливаемся к ней.

Мы говорим «да» мотивации достижений и «нет» — мотивации избегания неудач.

Мы ценим достижения каждого: поддерживая друг друга, мы достигнем большего. Мы приветствуем различия и индивидуальность, оставаясь едиными в главном — нашем деле.

Мы открыто говорим об ошибках и достижениях.

Есть еще два важных для «Волга-Днепр» постулата, которые характеризуют компанию.

Ее миссия: «Мы создаем воздушные мосты для наших партнеров по всему миру. Своей работой мы изменяем представления о воздушной логистике, используя наши уникальные возможности. Мы уверены, что достигаем целей, содействуя успеху каждого сотрудника, ведущему к успеху компании».

Бренд состоялся, и ни о каком ребрендинге ни сегодня, ни в обозримом будущем речи быть не может. «Волга-Днепр» — уважаемое во всем мире русское имя. Зачем в нем что-то менять?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.