Виктория Чернышева
В советские годы работать на «Авиастаре» было престижно. На Ульяновский авиационно-промышленный комплекс, который был уникальным во всем – начиная от гигантских площадей и передовых технологий и заканчивая самолетами, которые здесь собирали, попадали только лучшие.
Сейчас предприятие, где в ближайшие годы планируется реализовать три громких и важных для России проекта, активно решает кадровую проблему. Как именно -рассказывает директор по персоналу ЗАО «Авиастар-СП» Вадим Овейчук.
СТАВКА НА ВУЗЫ
Потребность в персонале всегда тесно связана с производственной программой. Если идет рост объемов производства, то требуются дополнительные работники. На нашем предприятии есть одно важное условие: по многим профессиям и специальностям мы должны принимать опережающее решение – набирать персонал быстрее, чем этого потребует производство. Все просто: сотрудники должны иметь время на адаптацию, обучение, чтобы к тому моменту, когда объем работы вырастет, они уже были бы полностью готовы. При этом время на адаптацию нужно разное – от одного дня до года (например, для инженеров-конструкторов, которые работают в 3D-графике, строят электронные модели). С этими проблемами сталкивается любое предприятие, которое вдумчиво выстраивает кадровую политику.
Если взять рабочие профессии, то самым мощным поставщиком кадров является свободный рынок труда, откуда к нам приходит около половины сотрудников. На заводе есть собственная внутрифирменная система подготовки
если человек не обладает нужными требованиями и навыками, мы его обучаем.
Если взять систему начального и среднего профессионального образования, то, безусловно, мы тесно сотрудничаем с учебными заведениями. Но отдаем себе отчет, что получение кадров от них явно дискретно – раз в год. К тому же мы до сих пор находимся в демографической яме, и количество выпускников учебных заведений становится все меньше и меньше. Такая тенденция будет продолжаться до 2015 – 2017 гг. Многих молодых людей сразу после получения диплома призывают в армию. Поэтому средние учебные заведения – не такой уж и эффективный кадровый источник.
Другая ситуация с вузами. Оттуда мы берем порядка 60 процентов персонала. Но даже если предположить, что все выпускники по профильным специальностям из ульяновских вузов придут к нам на работу, все равно потребность в молодых специалистах не будет покрыта полностью.
Такая ситуация заставила нас выйти за пределы региона. Налаживаем связи с Самарским аэрокосмическим и Казанским технологическим университетами. Но здесь есть свои сложности. В соседних регионах уровень зарплат выше, и выпускники к нам едут неохотно. Я уверен, что эта проблема разрешима.
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ «АВИАСТАРА»
Решающий фактор для молодого специалиста при трудоустройстве – уровень зарплаты и возможность получить жилье. Мы разрабатываем жилищную программу с символичным названием «Авиастар» – новое поколение». До конца 2020 года планируем построить 5 тысяч квартир. В микрорайоне авиастроителей вырастет целый новый квартал.
Сейчас мы находимся на стадии формирования многостороннего соглашения между банком, правительством Ульяновской области, инвестором и «Авиастар-СП». Безусловно, бесплатного жилья уже не будет. Мы хотим выстроить такую схему, чтобы молодой человек смог бы прийти к нам на работу, подписать договор о трудоустройстве, в течение недели подписать договор об ипотечном кредитовании и уже через неделю въехать в квартиру. Ежемесячный платеж при этом не будет превышать 8 тысяч рублей (это средняя стоимость съема вторичного жилья в микрорайоне авиастроителей). Наш работник будет платить те же деньги, но уже за свою квартиру.
Безусловно, нужно обеспечить еще и достойный уровень заработной платы. Поэтому предусматриваем в кадровой политике до 2020 года ежегодное повышение зарплаты. К 2016 году хотим выйти на средний уровень в 32-35 тысяч рублей. Сегодня этот показатель равен 16,5 тысячи рублей.
Определенные обязательства будут и у работника: он должен будет отработать на заводе минимум десять лет. Сотрудничество будет взаимовыгодным: сейчас мы прорабатываем вариант, по которому первый взнос по ипотеке (порядка 150 тысяч рублей) будут платить не сотрудники, а предприятие, либо другие участники соглашения.
МОСТЫ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ
Я уверен, что жилищная программа станет мощным мотиватором к тому, чтобы к нам приходили молодые специалисты. Для того чтобы реализовать все планы, к концу 2016 года нам нужно будет увеличить коллектив примерно в два раза – почти на 10 тысяч человек.
Сегодня доля молодых людей до 35 лет у нас составляет 35%. На самом деле, это немало. Но такая же доля – людей предпенсионного и пенсионного возраста. И совсем мало тех, кто находится в промежутке между 35 и 55 годами. Структура персонала имеет явно выраженную «седловидную» форму, хотя она по всем канонам должна быть обратной.
Почему это произошло? В сложные для предприятия 90-е, часть ценного кадрового состава ушла с завода. Прервалась связь поколений авиастроителей. Сейчас это ощущается наиболее сильно. Практически отсутствует передача опыта. Человеку в возрасте 20 лет ближе и понятнее объяснения 40-летнего, чем 60-летнего сотрудника. Мы видим в этом проблему и стараемся ее решать, наводя мосты между поколениями.
Но люди возвращаются. Рынок труда в Ульяновске не статичен. А сейчас, когда прошла информация, что на «Авиастаре» есть перспектива, задел, объемы, приходят те, кто уезжал на подработку в другие регионы. Все хотят стабильности.
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ
Важный нюанс: в ближайшее время изменятся требования к тем, кто приходит к нам на работу. Большим плюсом будет (и уже есть) знание английского языка. На мой взгляд, стандарты высшей школы должны формироваться таким образом, чтобы из стен вуза выходили люди с обязательным знанием иностранного. У нас же, как правило, иностранный язык знают гуманитарии, а технари – только технические термины.
Кроме того, нам нужны специалисты широкого профиля. Но это не значит, что они должны знать понемногу все и ничего конкретно. Нужно обладать компетенциями на стыке нескольких профессий. Например, инженер-технолог – это, помимо прочего, еще и хороший программист. У нас сейчас все производство, от конструирования до изготовления деталей, делается на основе информационных технологий. Он должен быть экономистом, так как нужно понимать, какой экономический эффект даст принимаемое решение. Нужны интегральные знания.
Исходя из этого, мы строим отношения с вузами, совместно разрабатываем учебные планы и программы. Например, в прошлом году в рамках одной специальности в ИАТУ ввели три специализации, которые необходимы нам.
Большие средства тратятся на подготовку и переподготовку персонала, начиная от обучения за границей и заканчивая внутренними курсами повышения квалификации. Но мы хотим идти дальше. В планах – создание собственного центра развития персонала, деятельность которого будет направлен на повышение уровня квалификации наших сотрудников, их профессиональных, деловых, коммуникационных навыков. У нас будут собственные тренеры, которые сейчас проходят подготовку. Планируем в этом году получить лицензию на ведение общеобразовательной деятельности.
НЕ ПО ЛЕСТНИЦЕ, А В «ЛИФТЕ»
Как на любом крупном предприятии у нас есть система карьерного продвижения, должностные инструкции, сроки – сколько нужно проработать, чтобы получить следующую должность. Если следовать им, в директорское кресло можно сесть лишь глубоким пенсионером.
Чтобы к управлению предприятием приходили молодые, амбициозные, а, главное, умные и грамотные специалисты, у нас существует система кадровых «лифтов». На заводе есть определенные проекты с коротким сроком реализации. Как правило, в них участвует молодежь. По результатам работы молодых ребят замечают, берут в кадровый резерв и дают возможность более активно продвигаться по карьерной лестнице. Так что за последние 2-3 года количество молодых руководителей на предприятии возросло значительно.
Работать у нас интересно. На предприятии есть Совет работающей молодежи, который ежемесячно проводит массу интересных мероприятий: турниры по боулингу, пейнтболу, соревнования по скалолазанию.
У нас замечают трудолюбивых и умных. Система оплаты труда дифференцирована, и молодой инициативный человек может получать до 30 тысяч рублей и выше. Дорога открыта – нужно лишь только сделать первый шаг.