Ирина Козак

В гостях у «Chief time-Ulyanovsk» директор Ульяновского филиала Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов Вячеслав Ильин.

Сегодня «ВИАМ» – ведущий материаловодческий и исследовательский центр Российской Федерации. Институт выполняет фундоментально-ориентированные исследования в области материалов; разрабатывает материалы и инновационные технологии их переработки и изготовления полуфабрикатов; осуществляет научно-техническое сопровождение в процессе освоения материалов и технологий в серийном производстве; проводит квалификационные испытания материалов и полуфабрикатов для сертификации изделий.

В Ульяновске вот уже более 25 лет работает профильный научно-технологический центр Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов, который занимается разработкой технологий в сфере производства конструкционных композитных материалов, технологий нанесения наноструктурированных покрытий.

ОРИЕНТИР НА НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Нанотехнологии – очень важное направление, позволяющее нам выстраивать международное сотрудничество в сфере наноиндустрии, участие в проектах, связанных с созданием и производством перспективных материалов для нового поколения авиационной техники. Мы работаем с многофункциональными покрытиями на основе хрома, никеля, цинка, значительно превышающими по свойствам существующие аналоги.

Впервые в России нашим центром разработана технология на-ноструктурированного покрытия на основе трехвалентного хрома. Она позволяет на порядок снизить класс экологической опасности, повысить надежность и ресурс изделий. Сейчас остро стоит проблема утилизации шестивалентного хрома, который массово применяется в производстве. Новая технология позволяет при том же объеме производства наносить более тонкий слой покрытия. Наноструктура получается мелкозернистая, плотно упакованная и ложится она строго по микрорельефу покрываемой поверхности деталей. Новая технология используется при изготовлении износостойких деталей, работающих в агрессивной среде. В итоге увеличен ресурс работы важнейших деталей в области ядерной, машиностроительной, нефтегазовой, авиационной промышленности. Наноструктурированное покрытие на основе трех-

валентного хрома разработано и опробировано в России впервые. На специализированной выствке в Женевьеве наш центр награжден золотой медалью.

В Ульяновском Научно-технологическом центре – филиале ФГУП ВИАМ в 2010 году были разработаны технологии изготовления крупногабаритных, плоских, одинарной и двойной кривизны трехслойных сотовых панелей интерьера, соответствующие требованиям Авиационных правил АП-25, которые могут использоваться для импортозамещения панелей интерьера фирмы «NEXCEL». Трехслойные сотовые панели, изготовленные по данной технологии, могут применяться в конструкциях интерьера пассажирских самолетов, железнодорожных вагонов и конструкций интерьера других транспортных средств.

По результатам проведенных исследований по разработке технологий изготовления панелей интерьера сотрудником УНТЦ ВИАМ защищена кандидатская диссертация.

Для непрерывного контроля содержания связующего в препрегах в процессе пропитки создана двух-канальная компьютерная установка ИИС-1004.

Установка позволяет заменить трудоемкий экспресс-анализ содержания связующего в угле- и органотканях, требующий останавливать процесс их пропитки на пропиточных машинах. Данная установка создана для использования на предприятиях авиастроения, но может применяться в других отраслях промышленности, в частности для контроля изменений поверхностной массы тканей, бумаг, древесных плит и т.п. в процессе их производства.

Для исследования процессов формования пластиков разработана микропроцессорная установка ИПФ-2003, применяемая при отработке режимов формования новых материалов и технологических процессов.

Установка позволяет проводить отработку режимов формования полимерных композиционных материалов в короткие сроки, что значительно сокращает затраты и время на внедрение новых технологических процессов в авиационной промышленности, других отраслях промышленности по изготовлению полимерных материалов.

СОХРАНЯЯ, ПРИУМНОЖАЙ

Авиационная отрасль сейчас не в идеальном состоянии. Для сохранения профессионалов и их наработок мы вынуждены использовать высококвалифицированных специалистов в различных смежных отраслях: судопроизводстве, строительстве, автопроме и т.д. Выполняем ремонтные работы с международной компанией «Волга-Днепр», «Полет». Любой скептик может заметить, что при большей доле вероятности эти компании могли бы справиться с поставленными задачами самостоятельно. Да, у этих предприятий есть ремонтная база, но нет

узкоспециализированных кадров. В нашем научном центре работают доктора и кандидаты наук с колоссальным опытом работы. Генри Форд во времена кризиса 1929 года уволил практически половину рабочих, однако полностью сохранил инженерно-технический персонал. Рабочих можно принять на работу и обучить мастерству за полгода.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ – МАТЕРИАЛЫ БУДУЩЕГО

В современном гражданском авиастроении данные материалы применяются при изготовлении корпусов самолетов и вертолетов, крыльев, обтекателей, винтов. Использование композитных материалов позволяет снизить вес и, как следствие, расход топлива воздушных судов, увеличить прочностные характеристики и срок их службы.

В этой области мы являемся одним из технологических центров в России, который занимается отработкой технологии для серийного производства и изготовления деталей малыми партиями. Это очень наукоемкая продукция. В атмосфере содержатся мельчайшие частицы загрязнений, которые под действием силы тяжести или других физических явлений осаждаются на поверхностях. Без искусственно созданных условий предупредить это осаждение невозможно. Для отработки и выпуска малыми партиями на производственных площадях деталей из композиционных материалов на базе УНТЦ создана «чистая комната». Это сложное техническое помещение, в котором концентрация частиц, загрязняющих веществ поддерживается в определенных пределах в соответствии с требованиями стандартов производства композиционных материалов. Ни на одном авиационном заводе России нет «чистых комнат» (аналог технологий, обслуживающих «Boing» и «Airbus»). Как только возобновится серийное производство, мы сможем передавать отработанные технологии заводам, осуществляя авторский надзор.

КООПЕРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Наше правительство должно лоббировать интересы отраслей, курировать заводы-производители, начиная с металлопроката, радионавигационной аппаратуры, композиционных материалов, двигателей и др. Мы теряем способность созидать, привыкая при этом только потреблять. Забыто планирование. А каким образом можно, например, скоординировать 2400 поставщиков для производства ТУ-204?

Не исследуются потребности рынка, как это делает, например, НАСО. Люди понимают, что рынок может микросбалансировать, и есть реальная конкуренция, которая может внести свои коррективы.

Мощный завод ЗАО «Авиастар -СП» производит в год 2-3 самолета. А мы позволяем себе закупать «Боинги» с 10-летним ресурсным износом, приобретаем дорогостоящие детали, решаем вопросы сервисного обслуживания. В нашей стране нет серийного производства отечественных региональных самолетов. Даже в Великую Отечественную войну новосибирский завод выпускал по 10-15 «Яков» в день! В Ульяновске на благо отечественной промышленности работает НИАТ (Национальный институт авиационных технологий), «ВИАМ» и много других предприятий, готовых к совместному сотрудничеству. Мы работаем с Комсомольском-на-Амуре, с Воронежем, но практически не работаем с предприятиями г. Ульяновска. Надеемся, что идея создания авиационного кластера в ульяновском регионе обязательно воплотится в жизнь. Создастся мощная кооперация между профессионалами, и каждый будет заниматься реальным делом.

На сегодняшний день УНТЦ «ВИАМ» обладает уникальной опытно-технологической базой, современным оборудованием. Занимаемся формообразованием конструкций из металлополимерных и композиционных материалов для авиационной техники, применяем методы диагностики изделий. Мы сохранили интеллектуальный потенциал, усовершенствовали опытно-технологическую базу, разрабатываем и внедряем новые технологии. Искренне верю, что эффект от инновационной деятельности в стране станет более заметен. Наладятся постоянные контакты между бизнесом и наукой, произойдет формирование национальной инновационной системы и потенциал ульяновского научно-технического центра будет в полной мере использован в отечественной авиационной промышленности.