Неизвестно, чем закончилась деятельность рабочей группы по изучению общественного мнения о целесообразности или же нецелесообразности демонтажа трамвайных путей в центре Ульяновска. Сами мы это мнение знаем: 100 процентов или около этого против ликвидации трамвая, но не удивились бы, если бы рабочая группа выдала другой результат. Уж очень им хочется трамвай убрать.

Власть слегка сменила тон. Узнав из опубликованного в «СК» обращения к президенту Дмитрию Медведеву, в частности, о том, сколько одних только медучреждений примыкает к трамвайным маршрутам №2 и 4, она заявила, что ничего еще не решено и что идея о ликвидации трамвая – лишь одно из предложений по расшивке проблемы пробок в северной части и в центре города. Без учета мнения горожан решение, дескать, принято не будет вообще, а 2 и 4-й маршруты в любом случае останутся, «может быть, только в слегка измененном виде».

«Слегка измененный вид» – это, видимо, все-таки частично демонтированный. Скажем, начиная не с улицы Ленина, а, например, с улицы Рылеева, где пути повернут налево и соединят с линией, идущей по улице Марата. То есть в любом случае так, чтобы от дома мэра в переулке Гоголя трамвай убрать. Но и этот вариант столь же неприемлем, поскольку оставляет без электротранспорта огромный микрорайон от улицы Рылеева до парка Юности. Проживающие в нем люди попасть в медучреждения, школы, университеты не смогут.

Анализ происходящего позволяет, на мой взгляд, выявить два основных мотива покушения на трамвай. Это, во-первых, ликвидация шума ради покоя мэра и его домочадцев. Во-вторых, что для власти даже важнее, – организация бестрамвайного направления, по которому пустят дополнительные маршрутки и собираемые на бывшем заводе «Автозапчасть» китайские автобусы. В подтверждение данной версии есть очень веский аргумент: в мэрии за эту транспортную модернизацию по-ульяновски отвечают два человека. Один тесно связан с маршрутчиками, другой – выходец из бывшей «Автозапчасти». Явную симпатию к этому предприятию испытывает, к слову сказать, и глава города Александр Пинков. Никакими интересами населения или решением проблемы пробок тут и не пахнет.

Все, что официально сказано о причинах предполагаемого (уже не теперь, а позже) демонтажа трамвайной линии, сказано для отвода глаз.

И о якобы ожидающемся со сдачей второй очереди нового моста наплыве автотранспорта из Заволжья в центр (мы уже говорили, что это чушь – новый мост есть и будет переправой для транзитчиков. Едут по нему либо в северную часть города, либо за его пределы – в Казань, Чебоксары и так далее. И только единицы – в центр). И о расшивке заторов. Ее не может быть в принципе, поскольку замена вместительных трамваев менее вместительными и более многочисленными маршрутками и автобусами даст совершенно обратный эффект, что ясно и младенцу. И о том, что линия старая, а на ремонт денег нет. И о том, что от трамвая страдают памятники архитектуры (в Праге и Париже почему-то не страдают).

Если бы меня попросили квалифицировать то, что делает власть, я бы назвал это подготовкой преступления под названием «коррупция». И не важно, бесплатно ли, по старой дружбе, модернизаторы хотят обеспечить автоперевозчиков заказом на много лет вперед или же за деньги, которые им, возможно, обещали тайно заплатить, – суть дела от этого не меняется. В случае успеха их «операции» расплачиваться за ее последствия предстоит всем горожанам вдыханием воздуха с повышенным содержанием выхлопных газов, повышенными расходами на то, чтобы добраться из одного места в другое, дополнительными неудобствами тех, кого от трамвая отсекут (жителей северной части улицы Радищева, улиц Средний и Северный Венец, Тухачевского, Симбирской, других улиц, массы улиц и переулков частного сектора), дополнительными болезнями из-за ухудшившейся экологии. Какие аргументы нужны еще для того, чтобы признать проект вздорным и вредным? Альтернативой нынешним старым трамваям могут быть только новые ульяновские трамваи. Все остальное – от лукавого.

Не исключено, кстати, что под видом ремонта трамвайных путей на улицах Ленина, Советской и Радищева предпринимается попытка явочным порядком остановить движение трамвая, внедрить на этих улицах те самые китайские автобусы и заставить горожан ими пользоваться. А потом можно будет попытаться и рельсы убрать. Обманным то есть путем, а потому считать борьбу за трамвай оконченной, на мой взгляд, преждевременно.

Сергей Поленов