С началом весны славный город Ульяновск сильно оживился. «Ну и что?» – скажете вы. – «Долгая, невиданно снежная, сверхморозная зима; несчастье в Домодедово, что-то тягостное на Кавказе, проблемы ЖКХ – и все прочее уже всех утомили. Поневоле возрадуешься весне. Лед, поди, с тротуаров скалывают; снег с крыш сбрасывают, город в порядок приводят?»

Конечно, и лед скалывали, и тротуары начали скрести. Как обычно.

Но оживление – увы! – было несколько иного рода.

Честно говоря, даже не знаю, с чего начать рассказ об этом весеннем обострении. Но одну его особенность сразу подчеркну: сильно возбудилось не население Ульяновска – а его, так сказать, управленцы. Проще говоря – чиновники. Ну, и некоторые общественно-заметные личности.

Процесс пошел (как говаривал М.С. Горбачев) с того, что местный краевед, он же доцент университета С. Петров взялся исследовать родословную популярного персонажа русских народных сказок – достославного Колобка.

До нынешней весны катался себе этот Колобок по Великой Руси – и всем было все равно, из какой печки он выкатился. Всех веселил, всем нравился – и старым и малым. И никто даже вопросом не задавался: чей он? Откуда родом? Кому принадлежит?

Да всей России – вот кому!

А вот краевед Петров взялся доказывать, что этот румяный крепыш, что «от бабушки ушел, и от дедушки ушел» в симбирской земле появился – и, стало быть, ей и принадлежит. Ну, тут можно было бы пальцем у виска покрутить – да на том успокоиться.

Но тут еще одно обстоятельство обозначилось: не где-нибудь – а в самой матушке Москве один из префектов выдвинул идею: а не создать ли нам, братцы, в дополнение к географической еще и некую «Сказочную карту России?!»

И что вы думаете? Подхватил российский чиновный люд (то ли от безделья, то ли от веселья) эту затейку! И понеслось! Стали искать некие «брэнды» для территорий. Скажем, для Урала годится Конек-горбунок; для Костромы – Снегурочка…

Вот тут-то и пригодилось «глубокое» исследование краеведа-доцента Петрова. Вдохновленные его изысканиями ульяновские чиновники тут же стали искать «Домик для Колобка»; определять некий регламент его пребывания в области… И так далее.

Занимались этим долго и всерьез: совещались, определялись, назначали ответственных лиц. И даже с местом проживания Колобка определились!

Вроде бы тут и угомониться.

Но нет! Наш чиновник – человек, весьма увлекающийся.

Раз уж его потащило «на мероприятия» – не остановишь.

Вот хотя бы в том же Ульяновске. Не успели натешиться Колобком – новая «креативная» инициатива.

Суть. В городе Томске чиновники решили сотворить некий «Кодекс томича». Ну, помните подзабытый ныне «Моральный облик строителя коммунизма»? Томские клерки тоже что-то вроде того сочинили. И о том прокукарекали через интернет.

И могли ли отстать от сибирских чиновников симбирские? Конечно же, нет! И вот уже из недр ульяновского областного управления культуры тоже явился некий «Свод правил поведения ульяновца».

И помчалась колесница! Стали его обсуждать в областной общественной палате; «дорабатывать» – и снова обсуждать. Дискуссия длилась долго и горячо. Наконец, при очередном чтении «Кодекс ульяновца» утвердили. О чем и было торжественно поведано. На том бурное чиновничье творчество в этой части завершилось. И тут же забылось, конечно. Ибо практического значения не имеет…

Но ведь как поигрались словами!

Да если б только в Ульяновске чиновники резвились на пустом, в сущности, месте. Подобного рода чиновничьих «инициатив» по стране ныне – не счесть. Чиновничье племя скребет затылки, чешет где попало, ковыряет в носу – что бы еще такое придумать? Что?

Вот недавно Пермь отличилась. Тут молодой и подающий надежды начальник аппарата краевой администрации счел, что двери – лишняя деталь в кабинетах клерков. И распорядился: в течение двух недель все двери удалить!

И? Удалили! И подано это странное действо было как еще один шаг к «открытому гражданскому обществу»…

А вот еще поветрие, одолевшее повсеместно чиновничьи головы: «Брэнд культурной столицы». Разные города российские в этом (как выразился один остряк) «брэнде сивой кобылы» уже побывали. В этом году столицей объявлен Ульяновск. И не «культурной столицей» региона (что было бы естественно) – а целого Содружества Независимых Государств! Знай наших!

И рать чиновников опять оживилась. Пошли какие-то заявления «о значимости этого звания для города»; стали разрабатываться многочисленные «мероприятия»; куда-то полетели чиновничьи десанты; в местном (опять не страдающем излишеством) бюджете стали выделяться деньги на дальние зарубежные вояки местного «служивого люда»…

Но не предвзято ли смотрю я на суетную жизнь современного чиновничества? Может в их телодвижениях есть и здравый смысл, и польза для людей? Может, я чего-то недопонимаю? Ну, скажем, я полагаю что забота о культурном развитии – это прежде всего утверждение моральных принципов: забота о развитии библиотек, театров, музеев; строительство храмов, обустройство опрятного и не кичливого быта. Ну и, конечно, забота о здоровье народа. То есть: утверждение культуры в ее естественном понимании – как приобщение народа к просвещению, познанию, чтению, к духовности, к музыке – а как цепь тщеславных и суетливых мероприятий, проходящих под девизом «Культ – «УРА!».

А вот куча чиновников, задействованных на этих тусовках скудоумного тщеславия, думает, очевидно, иначе…

Поговорил я на эту тему с разными, отнюдь не самыми глупыми гражданами и в Перми, и в Ульяновске. Собеседники мои были из разных, как говорится, социальных слоев. Для краткости приведу лишь отдельные фразы из диктофонных записей. Вот они:

«Господи! Мостовые в колдобинах, мусор не вывозится, крышитекут… А тут нате вам: «Культурная столица!»

«Оборзел ныне российский клерк»

«Каждодневно и со здравым смыслом улучшать жизнь – дело трудное. Отсюда и бесконечное «проведение мероприятий». Оно ведь куда легче! Потрещали и забыли».

«А пермским администраторам посоветовал бы не только двери снять – но и рамы выставить».

«Хорошо, значит чиновнику живется, если он дурью мается». «Построить бы им всем большую песочницу. Посадить всех туда – и пусть играются. Но зарплат на это время лишить».

Добавить к этим суждениям – увы! – ничего не могу. Но последнее предложение показалось мне весьма здравым.

Жан Миндубаев, Ульяновск – Пермь

P.S. А добавить кое-что все же придется. Глядя на российских чиновников сильно возбудились и их украинские коллеги. Они взялись официально доказывать, что Колобок никак не может быть симбирского и даже российского происхождения, что в российской лексике нет слово «коло», обозначающего круг – колесо. Так что и доцента Петрова, и всех ульяновских чиновников обвинили в воровстве, не меньше!

А тут ведь и до межгосударственного конфликта недалеко! Подумать страшно!