Владимир Коршунов

Что у реформы, как и у революции, есть начало, но нет конца, я догадывался давно. Но вот, кажется, и она выходит на финиш, за которым … конец отечественному образованию.

Супруга вернулась с родительского собрания. Запыхавшись, с порога постаралась сразить меня новостью. Уж давно не жду я от школьной жизни ничего хорошего, и удивить меня чем-либо «новеньким» тяжело, но на этот раз стопроцентно сработало. Выслушав, я только и произнёс: «Да как же это?»

А дело в том, что согласно новой программе количество часов в начальной школе сокращается. И сокращается не слабо. Если во втором классе мой сын учился 5 дней в неделю по 5 часов, то в третьем будет посещать лишь 4 урока в день. Правда, есть два дополнительных часа – по выбору родителей. То же самое и у старшего. Отучившись второй и третий класс по 5 часов, в четвёртом он будет заниматься ежедневно на 1 час меньше. Не жизнь, а малина!

Какая забота Минобра о свободном времени учащихся! И самое главное, за счёт каких предметов! Ведь как учили меня в школе: если где-то что-то прибавится (в данном случае свободное время), то в другом, непременно, на столько же и уменьшится. А учебный план со следующего года уменьшится (по крайней мере, в начальной школе) за счёт следующих дисциплин: русский язык, математика, литература (по сути, чтение)…

Школьные годы чудесны. Были когда-то

Помню свои чудесные школьные годы. Математика – каждый день с первого по десятый класс. Русский язык и литература – ежедневно всю среднюю школу, и лишь в старших классах, когда учащиеся (и то не все) умели более-менее читать, русский постепенно перетекал в литературу. А ведь тогда и программы были вменяемые, и учебники толковые, и качество образования в целом, мягко говоря, повыше нынешнего значительно.

Я всегда посмеивался над теорией «Заговора», но сейчас, что-то стал сомневаться. Уж как-то с особой жестокостью и извращением подобраны предметы, попавшие под очередную «оптимизацию».

Математика, как известно, не только учит считать и рисовать графики тригонометрических функций. Она учит человека мыслить логически и приводит ум в порядок. Без серьёзного познания азов этой науки умным ну никак не станешь. Хотя в нашей стране уже давно пытаются забивать гвозди калькулятором. Мозги и умные люди, теперь в этом не сомневаюсь нисколько, нашему государству не нужны. Нужны китайские гвозди и китайские калькуляторы.

«Плывя на двух суднах»

Про русский язык и говорить нечего. Всесоюзное радио и центральное телевидение всегда были образцом живого слова и грамотной русской речи. Прислушайтесь внимательно к тому, что льётся оттуда сегодня и всё станет ясно – русский язык уже давно под угрозой. Неправильные падежи, склонения, путаница в терминах и географических названиях… Образцы за какие-то десять лет превратились в образчики. Про коммерческие каналы вообще молчу. Такое ощущение, что там просто по штату нет ни одного редактора. Фразы, типа «Плывя на двух суднах», «В Иванове», « В Домодедове» или бессмысленно циничное «Мне посчастливилось оказаться на месте трагедии», просто коробят слух. Я не говорю про официальные бумажки. Документами, в силу косноязычия и безграмотности, эти творения назвать трудно. Тоже можно отнести к текстам законов и постановлений. Про инструкции к приборам говорить нет смысла, поскольку их пишут китайцы. А им простительно. Но уже не далёк тот день, когда большинство наших циркуляров просто невозможно будет понять, а уж тем более исполнить. Классическое «Казнить нельзя помиловать» покажется самой простой и понятной фразой. Да что там понять?! Прочитать никто не сможет, ведь литературу и её азы – чтение, тоже сокращают.

Хочешь, не хочешь, но читать бегло надо уметь всегда, при любом строе. С этим у будущих поколений россиян, не сомневаюсь, будут проблемы. Но беда даже не в этом. Русская классическая литература не только и не столько обогащала кругозор, формировала образное мышление, давала основы логики и многое-многое другое. Она оставалась моральным стержнем (в условиях отсутствия твёрдого религиозного воспитания особенно), сдерживая общество от одичания и скотства. Ну, по крайней мере, даже тем, кто не любил читать, курс литературы закладывал элементарные основы того, что хорошо и что плохо.

В итоге остаются рога и копыта

Если раньше я только догадывался, какие же люди новой формации нужны нашему государству, теперь я это знаю. Знаю и ещё один аспект. От бесплатного образования остаются рожки да ножки. Вернее рога и копыта. Формируется большой класс полуграмотных рабов и маленькая кучка господ, которых выучат и вытащат «в люди» за уши если не здесь, то за границей. И никакие «социальные лифты» в этой системе работать не будут. Да они уже не работают.

Не в восторге от последних инициатив Минобра и сами учителя. Накрылось медным тазом обещанное то ли Путиным, то ли Медведевым (простите, я их путаю) повышение заработной платы на 30%. То есть, повышение, конечно же будет, конечно же не заработной платы, а какой-нибудь мизерной базовой ставки. Но с учётом сокращения учебных часов, вряд ли кто-то вообще что-то заметит. По крайней мере, в кошельке.

Я всегда умиляюсь, когда слушаю нашего президента о Сколково. «Осколково», правильнее бы было назвать этот проект. Кто там будет работать, как, а самое главное, зачем? Зачем строить какой-то туманный многомиллиардный «Хогвартс», параллельно выкорчёвывая последнюю память о науке и образовании? Я диву даюсь, читая в один день две новости: о развитии системы профессионального образования и возможной ликвидации в Ульяновске ещё одного профессионального училища (объединение училища №10 с Ульяновским техническим колледжем, по сути, объединение ТЭО и ГУКОНА)! Может быть, я не умею читать? Но у меня были хорошие советские учителя и прекрасные преподаватели ещё той советской не отравленной реформами высшей школы. А может быть, где-то что-то немного напутали, сочиняя новую учебную программу, речь президента или концепцию «оптимизации»? Просто неправильно расставили запятые, забыли вставить частицы «не» и «ни», где-то изменили ударения и времена. Вот и потерялся смысл. Тогда всё становится ясно – сработала! Сработала-таки реформа образования! Чего уж дальше-то реформировать?