Сместив Сергея Миронова с поста председателя Совета Федерации, единороссы вытолкнули «Справедливую Россию» в поле реальной оппозиции и создали тем самым почти идеальную возможность для Дмитрия Медведева опереться на эту, очищенную от порочных связей с «ЕР», партию, сформировать на ее базе предвыборный блок и выдвинуться от него кандидатом в президенты на выборах 2012 года. Выдвижение же от «Правого дела», о котором говорят сейчас некоторые аналитики, будет равнозначно политическому самоубийству Медведева.
Свершилось: мезальянс партии власти и «Справедливой России» денонсирован. В среду депутаты питерского Заксобрания от «Единой России» добились отзыва Сергея Миронова из Совета Федерации, лишив его таким образом статуса третьего лица в государстве.
Эксперты склонны считать происшедшее местью единороссов Миронову за его критику и желанием ослабить «СР» накануне думских выборов. Этими же мотивами руководствовались, скорее всего, и фракции ЛДПР и КПРФ в Заксобрании, поддержавшие при голосовании «Единую Россию».
Но теперь, по крайней мере, политическая борьба будет походить на настоящую в отличие от борьбы понарошку, когда «СР» воспринималась как вторая нога власти, бывшая в ответственные моменты заодно с первой ногой, то есть с «Единой Россией». Эта ложная ситуация отражалась и на политике в регионах, где справороссы пребывали в теплой дружбе с мэрами и губернаторами-единороссами и от критики их действий предпочитали воздерживаться. Лавирование партийцев ставило избирателей в тупик: если «Справедливая» и «Единая» – это почти одно и то же, то зачем «Справедливая» нужна?
«Падению» Миронова откровенно рады коммунисты, подозревавшие «СР» в сделке с властью, имеющей целью отбор на выборах голосов левых избирателей. Довольна смещением спикера Совета Федерации и ЛДПР, надеющаяся заполучить часть голосов «СР» в свою копилку, ведь статус лидера партии, когда он рядовой депутат областного собрания, и его статус, когда он – один из руководителей государства, далеко не одно и то же. Но для «Справедливой России» все может в одночасье измениться – от нынешнего репутационного минуса к репутационному же плюсу. Это если Дмитрий Медведев решит сделать на нее ставку в своей дальнейшей карьере.
Три другие парламентские партии кандидатов на президентский пост уже имеют. У «Единой России» это Владимир Путин, которому партия поклялась в верности и обещала поддержку в любой ситуации. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов первым заявил, что будет баллотироваться в президенты в 2012 году. Глава ЛДПР Владимир Жириновский готов это сделать в любой момент, если надо будет.
Нет явного фаворита только у «Справедливой России». А у Дмитрия Медведева нет своей партии. Если он остановится на «Справедливой», все кардинально изменится – и для президента, и для партии. Кстати, на пресс-конференции в среду, отвечая на вопрос о партийности и о том, не стоит ли ему создать собственную партию и выдвинуться отнее на президентских выборах, Медведев обронил короткую реплику, многими, возможно, не замеченную. Он сказал, что может выдвинуться и от партии, которая его уже выдвигала. На выборах 2008 года «Справедливая Россия» была как раз одной из тех, кто предложил его кандидатуру. Там была, правда, и партия «Правое дело», но не от нее же, наследницы Чубайса, он будет выдвигаться, если, конечно, будет. И не от партии «воров и жуликов»… Скоро все это, вероятно, выяснится.
Сергей Поленов