В преддверии Дня адвокатуры за круглым столом «ДО» адвокаты и юристы говорили о проблемах и перспективах оказания квалифицированной юридической помощи. Тема профессиональная, но сложно сказать, кого она не касается напрямую.

Участники круглого стола:

Наталья Анюрова , управляющая адвокатским бюро «Империя права и защиты»

Виктор Лагушкин Ассоциации юристов России, руководитель регионального отделения

Евгений Васин Ульяновская областная коллегия адвокатов , адвокат

Дмитрий Елфимов Ульяновская областная коллегия адвокатов , адвокат

Вагиз Зелимов Ассоциация юристов России , и.о. руководителя аппарата регионального отделения Ассоциации юристов России

Алмаз Кучембаев Ассоциация юристов России , директор Центра защиты вещных прав

Олег ЛОМАКИН Ульяновская торгово-промышленная палата, начальник юридического отдела

Екатерина Фетисова адвокатское бюро «Бизнес-Право», адвокат

Ольга Шестакова Ульяновская областная коллегия адвокатов , адвокат

«ДО»: Можно ли влиять на качество юридического сообщества?

Виктор Лагушкин

Ассоциации юристов России, руководитель регионального отделения

В СССР было 89 образовательных учреждений, которые готовили юристов. Сегодня в России 1147 учебных заведений выдают дипломы юристов. Только УлГУ ежегодно – несколько сотен.

Сегодня вывески организаций, которые оказывают юридические услуги, чуть ли не на каждом шагу. Сложно разобраться, что за фирма работает под конкретной вывеской, какие адвокаты. Региональное отделение Ассоциации юристов России ведет прием граждан на общественных началах, и нас часто просят порекомендовать хорошего, надежного адвоката. На съезде юристов России президент РФ, который возглавляет попечительский совет АЮР, назвал объединение адвокатов под эгидой АЮР в ряду задач адвокатуры как института гражданского общества.

Ольга Шестакова

Ульяновская областная коллегия адвокатов , адвокат

Оценить качество профессионального сообщества невозможно. Критерии качества зависят от множества факторов: знаний, практики каждого адвоката, конкретных юридических ситуаций и так далее.

Олег ЛОМАКИН

Ульяновская торгово-промышленная палата, начальник юридического отдела

Любое профессиональное сообщество сильно людьми, которые его представляют. Если адвокатское сообщество возглавляет профессионал, помогающий людям не только ради дохода, а прежде всего ради защиты их интересов, если он занимается общественной деятельностью, то его профессиональный пример будет влиять и на мировоззрение коллег. По поступкам такого представителя адвокатского сообщества будет формироваться мнение гражданского общества если не обо всех адвокатах, то, во всяком случае, о большинстве из них. И напротив – если лидер сидит «в подполье», непонятно чем занимается, то о каком сообществе профессионалов можно говорить? Посмотрите, как Резник отстаивает адвокатскую монополию, как Рошаль своей гражданской позицией поднимает авторитет врачей! Качество профессионального сообщества во многом зависит от его членов, от инициативы и политики органов его управления.

Алмаз Кучембаев

Ассоциация юристов России, директор Центра защиты вещных прав

Я стараюсь не ругать коллег. Это мне невыгодно. Перед человеком, который сталкивается с необходимостью защиты своих прав, в первую очередь возникает вопрос: самому пойти в суд или заплатить юристу. Как только начинаешь делить юристов на хороших и плохих, теряешь доверие клиента к своей профессии вообще.

Что касается влияния на качество юридических услуг, то я глубоко убежден, что это задача самих потребителей услуг. Когда я вижу в суде риэлтора, я понимаю, что его клиент не чувствует разницы между юристом и не юристом. Тем более он не сможет понять разницу между хорошим юристом и очень хорошим.

Дмитрий Елфимов

Ульяновская областная коллегия адвокатов , адвокат

Качество профессионального сообщества во многом зависит от того, насколько мы эффективно взаимодействуем с правоохранительными органами, с судами. Нас всех регулярно собирают на конференции или съезды адвокатов. Но последние года три я не видел, чтобы там был кто-то из прокуратуры, из областного суда, из судебного департамента. А собираться надо, причем не для обсуждения конкретных дел – для этого есть коллегия областного суда. Нам надо вместе обсуждать организационные вопросы: своевременное начало судебных разбирательств, их качество, в том числе со стороны адвокатов. Непонятно, например, почему со стороны судей наблюдается к адвокатам некая настороженность.

«ДО»: как вы оцениваете перспективы введения адвокатской монополии на представительство в суде?

Алмаз Кучембаев

Ассоциация юристов России , директор Центра защиты вещных прав

Председатель Высшего арбитражного суда господин Иванов считает, что эффективность современного судопроизводства во многом снижается из-за присутствия в этой сфере непрофессионалов и хочет уже в ближайшие годы перейти к ведению дел в арбитражных судах только через адвокатов.

Я понимаю желание судей усилить сторону представительства, но уверен, что этого можно добиться, не обязывая всех поголовно становиться адвокатами. От сдачи экзамена для вступления в адвокатское сообщество я бы рекомендовал отказаться. Квалификационными экзаменами мы подрываем авторитет юридического образования. Я получил образование, работал пять лет, получал за это деньги, а потом кто-то другой, не имеющий отношения к людям, которые меня учили и которые мне платили вознаграждение, будет выяснять, умею я что-то вообще или нет?

Екатерина Фетисова

адвокатское бюро «Бизнес-Право», адвокат

Необходимо выработать разумные механизмы объединения практикующих в России юридических консультантов и адвокатов, которые бы обеспечили защиту прав и интересов граждан и предпринимательства.

Юрист должен быть частью одной большой корпорации. Внутри корпорации должны быть стандарты оказания квалифицированной юридической помощи.

Нотариусы и судьи тоже сдают квалификационные экзамены, и частнопрактикующих юристов не должна смущать обязанность сдачи квалификационного экзамена для вступления в адвокатское сообщество.

Евгений Васин

Ульяновская областная коллегия адвокатов, адвокат

Юридическое образование тоже разное. Я учился и получал диплом в советское время. Уже нет многих предметов, которые тогда изучали – научного коммунизма, например. Были приняты новые нормативные документы. А сколько изменений вносится ежедневно.

Недавно по телевидению показывали выступление Дмитрия Анатольевича Медведева, который сказал, что у нас в стране развелось слишком много экономистов и юристов. А следом показывают сюжет, снятый скрытой камерой, о том, как можно легко получить диплом юриста. Главное – платить определенные взносы в определенные дни. При этом диплом, полученный таким образом, дает определенный статус в обществе. И общество должно иметь какие-то защитные барьеры от таких «специалистов».

Ольга Шестакова

Ульяновская областная коллегия адвокатов, адвокат

Объединение всех юристов, адвокатская монополия не могут влиять на качество юридической помощи. Ввод адвокатской монополии на представительство в суде, полагаю, нецелесообразен. Профессионализм юриста, в статусе адвоката или без статуса адвоката, зависит только от его личных качеств. В основном юристы, не имеющие статуса адвоката, представляют интересы клиентов в Арбитражных судах. Судя по моей практике, это юристы, достаточно хорошо знающие законодательство и практику.

Олег ЛОМАКИН

Ульяновская торгово-промышленная палата, начальник юридического отдела

Если адвокат будет вести дело на низком профессиональном уровне, то я на сто процентов уверен, что его деятельность продлится недолго – совет Адвокатской палаты Ульяновской области примет решение о лишении его статуса адвоката. При этом я не хочу сказать, что юристы, оказывающие услуги без статуса адвоката, являются юристами второго сорта. Ни в коем случае! Я хочу сказать, что адвокат, исходя из цели своей деятельности, проходит совершенно иную школу. При всей схожести работы адвоката и предпринимателя-юриста их отличает наличие правил этики. Причем за соблюдением честности предпринимателя-юриста «надзирает» только его совесть.

Вагиз Зелимов

Ассоциация юристов России , и.о. руководителя аппарата регионального отделения Ассоциации юристов России

Некоторые стандарты себя изжили. Замечательно, что есть квалификационный экзамен, в котором пятьсот вопросов, но я уверен на сто процентов, что будущее за отраслевыми юристами. Я себя посвящаю медиации. Вот решил я для себя жить в добре, мирить других людей. А кому-то нравится вести дела по ДТП или уголовные дела.

Тяжело одинаково хорошо знать пятьсот вопросов по всем отраслям и ориентироваться в них перед экзаменаторами, которые по большей части отраслевые специалисты. Не вижу смысла знать тонкости и детали уголовно-процессуального кодекса.

Я лично ввел бы некоторые ограничения на адвокатскую деятельность для бывших сотрудников правоохранительных органов. Зампрокурора или следователь, прежде чем получит статус адвоката, пусть лет пять походит помощником. Как сторона обвинения может защищать, если резко попадает в совершенно другую систему?

Екатерина Фетисова

адвокатское бюро «Бизнес-Право», адвокат

Вопрос в другом. Как нам оградить людей от неквалифицированных специалистов? Адвокатская палата имеет право дисциплинарно наказать своего члена, вплоть до лишения статуса. А эта стихия никем не контролируется и ни за что не несет ответственности. Зачастую к нам приходят клиенты, которые прошли «семь кругов ада» после общения с такими «профессионалами», и, к сожалению, большинству из них помочь уже невозможно.

Вагиз Зелимов

Ассоциация юристов России , и.о. руководителя аппарата регионального отделения Ассоциации юристов России

Есть еще и такое понятие, как добродетель. Вопрос личных качеств человека. Человек, который занимается частной практикой и не относится ни к какому сообществу, может иметь больше добродетелей, чем адвокат, сдавший квалификационный экзамен

«ДО»: Какова роль адвокатуры в правовом ликбезе? И где грань между адвокатом и предпринимателем?

Дмитрий Елфимов

Ульяновская областная коллегия адвокатов , адвокат

15 лет на радио я вел рубрику «На приеме у адвоката» – бесплатно. А потом выяснилось, что за такие выступления я же должен платить. И у меня забрали время в эфире.

Правовое образование и воспитание – это то, без чего не может быть гражданского общества. Каждый юрист и тем более адвокат должен выступать в разных коллективах и разъяснять законы, особенно среди студентов, учащихся. Мы должны пойти хотя бы в школы, где учатся наши дети, внуки. Кстати, молодежь с большим интересом слушает разъяснения по поводу своих прав, обязанностей и ответственности.

Например, в одной из школ на встрече с одиннадцатиклассниками девушка спросила, почему за проституцию судят. Говорит: «Ведь если тело мое, то хочу – торгую, хочу – не торгую?». А молодой человек поинтересовался, что ему будет, если он без спроса возьмет у деда машину. У молодежи много мыслей в криминальном русле. И разъяснительная работа юристов тут необходима.

Вагиз Зелимов

Ассоциация юристов России , и.о. руководителя аппарата регионального отделения Ассоциации юристов России

Я веду рубрики в газетах. Это некие коммерческие отношения со СМИ. Для меня это не очень интересная работа, но я понимаю, что правовой ликбез должен быть.

Время не стоит на месте, сейчас можно консультировать в Интернете. Веду блог, дневная посещаемость которого – полторы-две тысячи человек. Порядка 30-40 человек ежедневно получают там консультацию. Я не скрываю, что консультируют не адвокаты, а студенты. Но я всегда мобильный, имею возможность зайти в Интернет и перепроверить их работу. Если вопрос имеет социальный характер, то человек получает консультацию бесплатно. Если вопрос имеет коммерческий характер, то консультация оплачивается web-деньгами.

Ольга Шестакова

Ульяновская областная коллегия адвокатов , адвокат

Не надо преувеличивать роль правового ликбеза. Правовая грамотность все равно не заменит юридической помощи. Самостоятельно гражданин не разберется даже в простом вопросе и защитить свои права сможет только в сопровождении квалифицированного юриста.

Олег ЛОМАКИН

Ульяновская торгово-промышленная палата, начальник юридического отдела

Все бесплатные консультации уйдут в прошлое. Будущее – за законом о медиации, который позволяет, не обращаясь в суд, решить конфликт между сторонами. Люди не могут свои проблемы решить не потому, что они этот закон не знают, а потому что не могут без посредника (третьей стороны) установить контакт друг с другом и договориться. Мне понравилось, как Вагиз сказал, что время на месте не стоит, я его поддерживаю: закон о медиации нужен всем – и предпринимателям, и гражданам, а его правоприменительная практика закладывается здесь и сейчас.

Екатерина Фетисова

адвокатское бюро «Бизнес-Право», адвокат

Полагаю, что правовой ликбез неразрывно связан с повышением общей культуры нашего общества. И роль адвокатуры в этом весьма значительна. И главным остается добросовестное отношение к своей адвокатской работе и формирование доверия к нашей профессии.

Алмаз Кучембаев

Ассоциация юристов России , директор Центра защиты вещных прав

Мне лично выгодно, чтобы потребитель был грамотным в юриспруденции. Так он станет разборчивее, и мне легче будет конкурировать. Почему этого не происходит? Думаю, потому что все строится на личном отношении. Профессионализм пока на втором плане.

Поэтому если мы говорим о правовом ликбезе как о государственной задаче, то надо как можно чаще исключать личную симпатию на государственном уровне. В бизнесе даже однофамильцев стараются не брать на работу в одну организацию, а в Правительстве РФ многие министры – родственники.

Наталья Анюрова, управляющая адвокатским бюро «Империя права и защиты»

На предприятиях области созданы и работают юридические службы. Почему бы юристам предприятий не проводить правовой ликбез среди своих работников? А если человек не удовлетворен этой консультацией, то он пойдет к адвокату, чтобы выяснить, действительно ли его права не нарушены.

Евгений Васин

Ульяновская областная коллегия адвокатов , адвокат

Адвокат не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, и многое зависит от того, придет к нему клиент или нет. Готов клиент платить за консультацию или нет. Кстати, в последнее время люди реже стали обращаться в консультации, потому что у них не хватает на это средств. Я каждый месяц, как сотрудник Засвияжской юридической консультации, должен заработать немалую сумму и отдать в общую кассу как плату за коммунальные услуги, аренду и прочие взносы. В прошлом году резко выросли взносы в Пенсионный фонд, в этом году – еще больше. Но я не предприниматель, я не могу взять на реализацию более ходовой товар и повысить свои доходы. Юристам, конечно, проще. Они могут учреждать собственные фирмы и работать.

Правовой ликбез нужен. Если существует формула «Незнание закона не освобождает от ответственности», то государство должно взять на себя роль просвещения по правовым вопросам. Неважно, в каких формах это будет представлено: через телевидение, газеты, Интернет и прочее. Главное, чтобы это было качественно и профессионально.

Наталья Анюрова, управляющая адвокатским бюро «Империя права и защиты»

Существует два подхода к пониманию характера адвокатской деятельности. По содержанию – квалифицированная юридическая помощь – адвокатская деятельность не является предпринимательской. К форме осуществления адвокатской деятельности относятся вопросы, связанные с оплатой услуг адвоката, налогообложением, бухгалтерским учетом и так далее. В силу чего она имеет определенную экономическую составляющую, которая и допускает наличие элементов предпринимательства. Считаю, что в настоящее время необходимо создавать новые организационные формы правовой помощи, в том числе и с элементами предпринимательства.

Олег ЛОМАКИН

Ульяновская торгово-промышленная палата, начальник юридического отдела

Для меня действует принцип приоритета цели оказания адвокатских услуг – помочь клиенту в защите его интересов. А вознаграждение или прибыль – это попутное. Любой труд должен быть оплачен. Для предпринимателя главная цель – получение прибыли. Если адвокат будет ориентироваться в своей деятельности только на получение гонорара, то он будет уже не защитником прав граждан, а предпринимателем.

Виктор Лагушкин

Ассоциации юристов России, руководитель регионального отделения

Губернатором Ульяновской области утверждена программа «Повышение уровня правовой культуры населения Ульяновской области». То есть задано направление, в котором следует работать юридическому сообществу региона, в том числе – и адвокатской палате. Адвокаты и юристы должны оказывать помощь не только населению, но и органам государственной власти. При общественной палате создан консультативный экспертный совет по экспертизе проектов нормативно-правовых актов. Члены АЮР вошли в него. Посмотрите, что получается: приняли КоАП Ульяновской области, исключив статью об ответственности за нарушение тишины, хотя в федеральном КоАП прописаны эти нормы. Более 750 нормативных актов, принятых в Ульяновской области, имеют факторы коррупциогенности. Задача Ассоциации юристов России в том, чтобы объединить усилия органов юрисдикции субъектового ранга и направить их на совершенствование законотворческой деятельности. Будет правильно, если лучшие представители адвокатского сообщества к нам подключатся.