19 мая состоялось знаменательное событие – были опубликованы частичные итоги второго этапа конкурса проектов «Современная культура России на территории Ульяновской области» в рамках «Культурной столицы». Почему знаменательное? По простой причине – опубликованные результаты показали со всей очевидностью то, что мы и подозревали – наше местное общество окончательно разделилось на два мира – барей и холопов, которые ни то чтобы не пересекаются, но даже и не имеют шанса на это. Проще говоря, всё, что происходит, опять не для нас, не для простого народа, а лишь для горстки «избранных». Кто они и чем всё кончится? Мы всё узнали и проверили. Деньги к деньгам Очень кратко напомним предысторию событий. Некоторое время назад наш губернатор в очередной раз был очарован культурной идеей. Теперь ум нашего доблестного руководителя заняла гениальная идея Ульяновска как культурной столицы. Напомним, что такой опыт уже у Ульяновска был в 2001 году, был он и у Димитровграда в бытность Сергея Морозова там мэром. Казалось бы, пора вспомнить о гениальной пословице «в одну реку нельзя войти дважды», но куда там… «Культура» – тема беспроигрышная, она реально помогла Морозову в плане общероссийского пиара при первом назначении, может быть «выстрелит» и ещё раз? Может. А может быть, губернатор просто решил оплатить старые долги перед общеизвестным «культурным» пулом, который продвигал Морозова как модного современного «культурного» политика ещё в Димитровграде? Может быть, и так. Факт остаётся фактом – машина закрутилась, механизм был запущен и «полнейшая Кафка» быстро перестала смущать властьимущих. Робкие голоса протеста потонули в обильной смазке запущенного механизма, а «глас народа» попросту решили не замечать. А народ-то против! Буквально вчера мы подвели итоги голосования, которые показали, что более 80 (!!!) процентов ульяновцев считают затею с культурными столицами просто бредом. Проще говоря, народ практически единогласно против всякой культурной мишуры. Может ли быть иначе? С первых же рассуждений первых лиц по теме «культуры» стало понятно, что нет. Мы уже не раз писали на эту тему, даже приводили простейшие расчёты, которые со всей очевидностью показывают, что простым ульяновцам от «высокой культуры» ни тепло и ни холодно. Это всё не для нас, господа и товарищи, не для горожан. А для кого или, точнее, для чего? Ответ прост и очевиден – для денег и пиара, то есть для барей. От «культурной» затеи хорошо всем, кто может с полным правом считать себя современными барями – картинки какие-то покажут, денег дадут, попиарят, на фуршетах напоят. И всё – вот и весь выхлоп. Для народа – ничего. Баре и холопы Не стоит и говорить, что для реализации столь простой (взять и поделить), и в то же время требующей владения соответствующим дискурсом (различные сочетания слов «актуальный», «постмодернизм», «компетенции», «преференции» и 3-5 имен), схемы необходимы кадры. Велосипед опять же наше руководство изобретать не стало, а пошло всё по той же проторенной дорожке – пригласило Анну Гор «со команда», прославившихся успешной реализацией (читай – освоением бюджета) программы «Культурная столица Поволжья». После окончания предыдущих «столиц», мега-команда осталась, по сути, не у дел, но губернатор Морозов со своей инициативой исправил положение на несколько ближайших лет. Бедствовать деятелям культуры, приближенным к Гор, теперь точно не придётся. Но об этом чуть позже, а пока вернёмся к моменту создания команды «близких по духу» и с «компетентным дискурсом» в устах. Доверенные и проверенные люди у нас уже были – культурных «варягов» завезли ещё в 2001-ом, и за прошедшие годы ростки дали обильные всходы. Сегодня можно смело сказать, что большая часть местных руководителей от культуры, имеющая то или иное отношение к «культурной столице» – это лояльные команде Гор люди. Несколько выбивалась из этой ровной закулисной колоды только бывшая министр культуры, избранная со всероссийской помпой. Но, как известно, долго побыть министром Котовой не удалось или не захотелось, а, может, это и не планировалось. Скорее всего, поняв в какое, извините за выражение, дерьмо она вляпалась, склонная к идеализму Котова предпочла добровольную отставку. На её место заступил Журавлев – верный друг команды Гор и просто не склонный к излишним сантиментам человек. Теперь оглядываться стало и вовсе не на кого – все вокруг свои. Не о народе же заботиться барям, правда ведь? Какая нам, холопам, культура, нам бы бачки мусорные огородить, да лавки покрасить, куда нам до высоких материй искусства, прости господи, актуального, да современного… Взять и поделить Но о каких бачках можно вообще говорить, когда деньги бюджетные выделяются на конкурс проектов «культурных». Бюджетные – считай халявные, а значит надо делить. Да не просто так, а чтобы никого не обидеть. Благо, «культура» дело такое, что на всякие «высокие материи» можно списать любые суммы. Это не бачки и скамейки, и даже не помощь детдомам. То, что все без исключения деньги по всем без исключения культурным «финансовым потокам» достанутся приближенному кругу «исполнителей», стало понятно сразу же. Ещё более мы утвердились в этом мнении, когда прочитали про состав экспертных групп по разнообразным конкурсам. Все свои, причём настолько, что заседания вполне можно проводить коллективно в бане. Но чтобы всё было настолько плохо… Результаты последнего этапа конкурса проектов оказались просто поразительными. Результаты Среди 17 опубликованных 19 мая проектов (всего победителей будет 20) как минимум пять проектов – это проекты даже не второго, а третьего и четвертого сортов. По-видимому, массовое игнорирование пословицы про «реку дважды» действительно неслучайно. На культуру в совокупности с большими бюджетами эта пословица явно не распространяется. Все эти второсортные проекты мы имели уже счастье наблюдать в рамках «Культурной столицы Поволжья» – пул не изменился вообще, незначительно изменилось лишь содержание. Не стоит и говорить, что эти проекты так или иначе связаны с Анной Гор и её командой. Получается, что нам, лохам, втюривают залежалый товар? Получается, что так, только не нам, народу, но и чиновникам, которые финансируют конкурс. Думаем, пояснять как такие проекты проходили через «авторитетную экспертную комиссию» не нужно – в списке победителей мы заметили не один, ни два и не три проекта, аффилированных с тем или иным членом комиссии. Впрочем, это не для кого и не секрет – всё было ясно и так, с самого начала… Просто взяли и поделили, соблюдя минимум приличий. Почему минимум? А как можно выразиться иначе, если учесть, что набором второсортных проектов «благотворительная» часть не заканчивается. Ладно бы отдали четверть Гор и её друзьям за заслуги и неоценимую помощь в дискурсе и выбивание темы в европах и москвах, но ¾ бы распределили бы по уму, на цели народа. Но куда там… Зная подноготную, мы смогли найти лишь 4 (четыре!) проекта, которые бы не были простым реверансом в сторону тех или иных групп влияния, а были бы действительно независимыми толковыми проектами. Но, скорее всего, и эти проекты – фейк, просто мы что-то упустили, расспрашивая «участников рынка» и не знаем всей подноготной из серии «кто кому за что должен и за что обязан». Впрочем, очевидно, что ни один нормальный толковый проект шансов в таких случаях всё равно не имеет. Мы говорим это не голословно, а вполне осознанно. В рамках журналистского эксперимента мы подавали заявку на участие в проекте «Летний Венец». Конечно, там крутятся не миллионы, как в проекте «Современная культура России на территории Ульяновской области», а всего лишь тысячи, но в ответ на подачу оформленной по всем правилам заявки мы получили лишь плохо скрываемый смех – мол, совсем сбрендили ребята. Тем не менее, заявку приняли и…. и всё! Результаты подводили уже несколько недель назад, но ни ответа, ни привета от организаторов конкурса в рамках «Культурной столицы» мы не дождались, как и другие «экспериментаторы». Нигде в свободном доступе нет и результатов «конкурса проектов». Для того, чтобы их получить, нашему журналисту пришлось звонить и просить их от имени редакции. Обещали прислать, но, как и следовало ожидать, не прислали. Не нашего ума, по-видимому, дело, не холопское. Так для кого же ты, столица культурная? Ответ на этот вопрос напрашивается сам собой – для приближенных к кормушке в плане денег и для приближенных к высшей власти в плане пиара. Для тех, кого мы и называем барями – в их барский мир нас, холопов, не пускают и за километр. В их мире проходят культурные столицы, на совещаниях обсуждаются вопросы вселенского масштаба, а глубинная государственная мысль зачастую поражает. В нашем мире текут крыши, летят шаровые в дорожных ямах в наших гнилых шестерках-такси, вместо лавок стоят железные остовы, связать предложение без трёх матерных слов может лишь каждый пятый, а единственное развлечение – «боярка» из аптеки. Это наш мир, наша культура, её касаться барям недосуг – можно маникюр попортить, в культурных европах не поймут. Чать не быдло какое-то грязное из Мухосранска, а уважаемые актуальные деятели современного искусства… Хочется сказать и на этом спасибо – хоть нас, простых людей, в бесовские свои игрища не втаскивают. А то ведь бывает… Один особо актуальный целую деревню осовременил, искусством занял – любят этот пример «горовцы». Одно только замалчивают, то как эти самые жители деревенские за спиной всех «актуальных» и «современных» называют… Сказать бы, да фраза сплошь непечатная будет, воздержимся…. |
|