Российский автомобильный рынок оправился от кризисного шока. Ульяновские автопроизводители и дилеры также отмечают рост показателей и с оптимизмом смотрят в будущее.
Вырулили
Отечественный автомобильный рынок оказался наиболее беззащитным перед кризисным натиском, однако, по официальным данным, уже в апреле 2010 года продажи вышли в плюс. В декабре, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в России было продано 204 586 автомобилей, что на 60% больше, чем в аналогичном месяце 2009 года. В целом же в прошлом году, по статистике АЕБ, продажи автомобилей в стране выросли по сравнению с предыдущим годом на 30%, всего было продано более 1,9 млн. новых легковых автомобилей.
Лидером продаж стала модель «Лада Калина», на втором месте «Приора», далее в рейтинге – «классика» («пятерки» и «семерки»). АвтоВАЗ впервые с 2007 года получил чистую прибыль по итогам года, которая составила 2,1 млрд. рублей. По итогам первого квартала 2011 года в России продано 126 172 автомобиля «Лада», что на 74,9% больше, чем в первом квартале 2010-го.
Самой продаваемой иномаркой в России стал Ford Focus (67 041 штука в 2010 году), почти на 4 тыс. автомобилей обогнавший Renault Logan. Тренд прошлого года – наши производители впервые обошли на рынке импортеров: внутри страны было произведено 58% поступивших на рынок машин, а импортировано 42%. При этом на сборщиков иномарок приходится 53,2% внутреннего российского производства, тогда как на чисто российские фирмы – только 46,8%.
Восстановление спроса на автомобили невозможно без стабилизации кредитных линий. В прошлом году в России с помощью заемных средств приобретено 640 тыс. машин (35,9% всех продаж на российском рынке). Относительная стабильность рубля дала повод банкам снизить кредитные ставки. В среднем по рынку они составляют 12-18%, что практически совпадает с докризисным уровнем.
Минувший год стал переломным и на ульяновском автомобильном рынке. По словам директора по развитию, маркетингу и рекламе ООО «Техцентр Автомир-Сервис» Андрея Козина, уже в первом квартале 2010 года в компании пошли в рост продажи автомобилей как эконом-, так и премиум-класса (Volvo, Honda, Land Rover). Причем продажи последних, в отличие от бюджетных моделей, существенно не просели даже в разгар кризиса. А падение было обусловлено прежде всего отсутствием автомобилей у производителей.
– Кризис мы особо не почувствовали, – продолжает тему директор ООО «Авторай-КИА» Сергей Зыков. – Сравните, если автомобильный рынок страны в 2009 году просел на 51 процент, то спад продаж автомобилей KIA в Ульяновской области составил всего восемь процентов, причем уже с сентября у нас наметилась стойкая тенденция к росту. Произошли и качественные перемены: перераспределение рынка в сторону «цивилизованных» продаж. Теперь покупателю хочется получать не только товар, но и позитивные эмоции и при покупке, и при дальнейшей эксплуатации, и при ремонте. Кто этого не понимает – теряет в продажах. Исходя из этого, мы только что открыли один из самых крупных и комфортабельных дилерских центров КИА в Поволжье.
Позитивные перемены произошли не только у местных автодилеров, но и у наших производителей. В первом квартале 2011 года Ульяновский автомобильный завод выпустил более 11,5 тысяч внедорожников, что на 79,7% превышает показатели аналогичного периода прошлого года.
Автохламу на дорогах не место
Старые автомобили – беда российских дорог, источник ДТП, бич для экологии. В 2010 году в России зафиксировано 3,9 млн. сделок с подержанными авто – вдвое больше, чем продано новых машин. Средний возраст легковушки в России – 13 лет, в Ульяновской области – 14,2 года, треть машин в регионе старше 20 лет.
Частично решить эту проблему помогает федеральная программа утилизации автохлама, которая действует в России с марта 2010 года. Государство уже потратило на эти цели 25 млрд. рублей, новые машины приобрели около полумиллиона россиян. По данным Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области, с момента действия программы более 5 тыс. жителей региона смогли приобрести машину, тогда как заявки ульяновским автодилерам подавали более 11 тысяч человек.
Сегодня под программу попадают 79 марок, произведенных в России, в нашем регионе скидку можно получить на 13 позиций. Ульяновцы вместе с остальными россиянами также отдают предпочтение недорогим отечественным машинам, они приобрели по программе утилизации 3513 автомобилей семейства «Лада», из них примерно две трети пришлось на самую дешевую «классику». На втором месте – «УАЗы» (652 автомобиля). Самые популярные в родных пенатах «программные» иномарки – Renault, Skoda, Ford, Chevrolet.
– «Техцентр Автомир-Сервис» активно участвует в утилизационной программе, – говорит Андрей Козин. – В портфеле компании – четыре модели: Renault Logan и Sandero, Ford Focus и Mondeo, которые подходят под рамки программы и успешно конкурируют с Lada. Тем более что Ford Focus по итогам 2010 года стал «иномаркой №1 в России».
Программа утилизации легковушек продлена до конца года, власти дополнительно выделят на эти цели еще 5 млрд. рублей (то есть на покупку 100 тысяч машин). Кроме того, в России будет запущена программа утилизации грузовых автомобилей и автобусов.
Впереди светла дорога
Позитивные результаты деятельности отечественного рынка в 2010 году позволяют делать оптимистические прогнозы на 2011 год. Разумеется, при условии дальнейшего роста отечественной экономики. По оценкам, в 2011 году продажи новых автомобилей в нашей стране составят 2,24 млн. штук, а на докризисный уровень 2008 года российский автомобильный рынок может вернуться уже по итогам 2012 года, с результатом 2,8-2,9 млн. автомобилей.
Планируется, что в текущем году ОАО «УАЗ» произведет 62,7 тыс. автомобилей, что на 10% больше заявленного ранее: руководство предприятия приняло решение об изменении утвержденной программы производства в сторону увеличения.
Ожидается, что в 2011 году произойдет несколько важных рокировок в рейтинге иномарок. По мнению брокерского дома «Открытие», Chevrolet по-прежнему останется на второй строчке продаж после АвтоВАЗа. А KIA выйдет на третье место, окончательно сместив Renault на четвертое. Ford будет вести ожесточенную борьбу с Hyundai за пятую позицию.
Среди иностранных компаний останутся в плюсе прежде всего те, кто успел обзавестись собственной сборкой в России. Доля иностранных компаний, предпочитающих перенести производство в Россию, продолжает расти. Сразу несколько фирм представили в этом году свои бюджетные модели специально для России, все они доступны и жителям Ульяновска.
Сегодняшние положительные перемены на ульяновском авторынке – залог успешной работы автодилеров в будущем.
Так, в 2011 году «Техцентр Автомир-Сервис» открывает современный дилерский центр BMW. Кроме того, компания с января этого года стала официальным дилером Daewoo, делает ставку на оптимальное сочетание цены и качества автомобилей Daewoo Nexia и Daewoo Matiz и дает возможность владельцам данных автомобилей почувствовать качественное сервисное обслуживание.
«АВТОРАЙ» в ближайшее время открывает официальный дилерский центр «Nissan». Эти популярные японские машины в Ульяновске продавалась и ранее, но впервые их можно будет купить, пройти сервисное обслуживание или отремонтировать у официального дилера, а это, как говорится, «совсем другая история».
– По нашим оценкам, автомобильный рынок Ульяновска далек от насыщения, в отличие от соседних областей, – резюмирует Сергей Зыков. – И мы не только рассчитываем на хороший рост продаж до 2015 года, но и готовимся к этому. Одно из подтверждений этого прогноза – стабильный прирост покупок автомобилей в кредит.
Татьяна Задорожняя