Отзвенел последний звонок, теперь выпускникам предстоит готовиться к одной из важнейших вех в их жизни – ЕГЭ, а их родителям – к выпускному вечеру, который для многих мам и пап не меньшее испытание, чем для их детей экзамены. Более того, почти во всех школах к выпускному родительская общественность начинает готовиться даже раньше, чем дети к активной зубрежке для сдачи ЕГЭшных тестов. Причины такой заблаговременности понятны – для фотографов, разнообразных «скоморохов» и, самое главное, «кабачников» выпускной один из главных дней в году. Как сказали нам в кафе на улице Радищева, обычно на выпускной вечер зал заведения арендуют ещё в… феврале. Расторопные родительские комитеты суетятся. И правильно суетятся – иначе не успеть. К моменту последнего звонка (т.е., по сути, к сегодняшним числам), программы выпускных в большинстве школ уже давно продуманы и расписаны, кафе заказаны и большинству детей куплены подобающие наряды. Но в этом году все планы выпускников и их родителей могут пойти насмарку. Речь идёт о предложении чиновников обязать всех школьников отмечать выпускной на площади Ленина. «Выпускной концлагерь» – так назвала эту идею одна из мам будущего выпускника. Почему концлагерь?

Попробуем вообще разобраться в том откуда, как говорится, ветер дует. Началось всё с того, что губернатором была высказана идея свезти всех выпускников области (!) на площадь Ленина в Ульяновске и продержать их там до 22.00. Цифра в почти 7000 ребят и девчат губернатора, по-видимому, не смутила. Экзамены Сергей Иванович сдавал давно, человек государственный, математикой увлекаться недосуг, поэтому о том, как эти 7000 человек (с сопровождающими и родителями) поместятся вообще на площади, наверняка просто не задумывался. А ведь арифметика простейшая…С учётом размеров площади без учета сцены, трибун, охраны, автобусов и т.д., получается, что на одного участника действа будет приходиться 2 квадратных метра. Если же учесть, что помимо ребят на таком «празднике юности» должны присутствовать как минимум сотня-другая учителей, родителей, а главное – милиционеров – полицейских, а также не забывать про необходимость сцены и трибун, то выходит, что в лучшем случае на одного присутствующего будет приходиться один квадратный метр площади. Тут недалеко и до нарушения. 7 февраля этого года мэрия Ульяновска издала постановление под номером 368, в котором ограничена предельная наполняемость объектов, имеющих культурную ценность. К таковым отнесена и площадь Ленина, «плотность присутствия» на которой не должна превышать одного человека на квадратный метр. Относится это, правда, лишь к публичным мероприятиям вроде митингов и шествий, но тем не менее показательно с точки зрения безопасности. Но и на этом проблемы не заканчиваются.

Привозить и отвозить ребят, конечно же, придётся на автобусах. Опять же, не надо быть математиком, чтобы понять, что для реализации задумки понадобится 140 автобусов средней вместимости. Нереально и даже глупо? Всё верно, но бюрократическая машина наша, как известно, работает на пламенных идеях, поэтому делу дали ход. Как такое могло произойти при очевидной для любого здравомыслящего человека сомнительности затеи? Для ответа на этот вопрос стоит немного углубиться в протокольно-бюрократические дебри. Любое совещание с участием высших лиц области обязательно протоколируется, и каждая высказанная ими идея попадает на проработку к соответствующему должностному лицу. Причём неважно – глупая идея или гениальная, проработать её и дать тот или иной ответ чиновники в подавляющем большинстве случаев обязаны. Даже если идея очевидно непроходная, эта процедура не нарушается – спорить в открытую с губернатором мало кто рискует.

Опытные в совещательных делах участники разнообразных близковластных сборищ об этой особенности чиновничьего менталитета и бюрократической процедуры отлично осведомлены, поэтому слова губернатора буквально ловятся и из каждого делаются глобальные выводы. Так, по-видимому, случилось и в этот раз. Директора школ тяжко вздохнули и поняли, что трудных разборок с родительскими комитетами и лишних проблем с выпускными им не миновать, чиновники от образования записали себе идею как требующую реализации, и машина завертелась. Заметим, что ни о каком общественном обсуждении, критики или даже просто осмыслении, речи вообще в таких случаях не идёт – под козырек и вперёд.

В дальнейших перипетиях нам помог разобраться один из директоров школ, который, по понятным причинам, не хочет раскрывать своё имя, но в состоянии пролить свет на создавшуюся ситуацию.

По его словам, идея губернатора наверняка попала в проработку в министерство образования области, так как изначально планировалось на площадь свозить выпускников со всей области. Хорошо хоть, что абсурдность этого стала кому-то понятна и довольно быстро речь пошла лишь о 3000 городских выпускников, что сразу позволило спустить отработку идеи на уровень ниже — в комитет по образованию мэрии. Одновременно в школах начались родительские волнения — возмущенные мамы и папы с негодованием восприняли то, что донесли до них директора, которые посчитали вопрос (раз уж он был высказан) решенным. Начались звонки и требования разъяснений. Их на прошлой неделе и дала Екатерина Уба, министр образования области, нашей коллеге из «Симбирского курьера». Из её разъяснений следовало, что вопрос практически решен и идёт лишь проработка деталей — кто будет охранять, кто будет привозить и т.д. Казалось бы, чему быть, тому не миновать?

Но когда мы обратились в министерство, получили ответ, что вопрос, оказывается, вовсе не решен, а лишь «прорабатывается», то есть никакого окончательного решения о том, чтобы собрать всех выпускников на площади, пока в принципе нет. Кроме того, оказалось, что нет и никаких «бумажных» распоряжений, то есть вся поднятая истерия — это лишь буквальное восприятие на всех без исключения уровнях власти идеи губернатора как истины в последней инстанции, от которой никуда не деться. Включили «заднюю»? Похоже на то. Испугались родительского недовольства.

А родители не просто недовольны, они открытым текстом говорят, что если даже распоряжение и будет, то его они будут просто игнорировать. Как рассказала нам Юлия Шерстнева, глава родительского комитета одной из городских школ, родители считают даже саму идею попросту вредной. Практически во всех школах уже собраны деньги, арендованы кафе, намечена культурная программа и ломать её ради совершенно сырой идеи никто не будет. Кроме того, не в восторге родители и от того, что «в случае чего» нанимать автобусы и заниматься обеспечением безопасности детей придётся собственными силами. Словам Убы о том, что эти вопросы будут решены, родительские комитеты попросту не верят.

Подтверждает это и Игорь Корнилов, известный в городе правозащитник, специализирующийся на проблеме детей. Создавшуюся ситуацию он называет не иначе как полным произволом властей, обращая особое внимание и на безопасность. «Такие вещи волевым способом не решаются, за родителей решать нельзя», – говорит Игорь.

Юлия Шерстнева придерживается той же позиции, говоря, что такие вещи надо было начинать решать и обсуждать не буквально перед выпускным, а, как минимум, зимой, когда ещё не были разработаны программы и арендованы кафе. Волевое решение она называет не иначе как диким.

Но особо стоит обратить внимание на безопасность. Помнится лет 15-20 назад, когда школу заканчивало наше поколение, была традиция встречать рассвет на Венце — туда съезжались школьники со всего города. В последнее же время директора школ и управление образование мэрии стараются максимально изолировать выпускников из разных районов и школ друг от друга во избежание драк и несчастных случаев. Как говорит Юлия, «мальчишки есть мальчишки — шампанское, пиво…». Игорь Корнилов высказался по этому поводу более прямо: «последние годы запрещали массовые мероприятия на выпускной из-за драк, и теперь сами же провоцируют конфликты». В общем, сборище на площади явно ни к чему хорошему не приведет. С этим согласны все — и родители, и вменяемые директора школ и даже чиновники, которые отказались давать комментарии без наличия «бумажки», но в неофициальной беседе подтвердили, что идея губернатора попросту опасна.

А что же сами выпускники? Вчера мы спросили у ребят с красной лентой поперек груди об их отношении к идеи сбора выпускников на площади. Ответ одного из них стоит записать и повесить над столом у всех, кто принимает решения о проведении выпускного. Сказал он следующее: «Это наш праздник, а не чиновников».