Рассмотрение кассационной жалобы владельцев ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева Мосгорсуд перенес на 24 мая, на неделю позже первоначально назначенного срока.

Причины переноса были названы, как всегда, невнятные, но подозрение возникло сразу же – а не ради ли спокойствия Дмитрия Медведева это было сделано?

На 18 мая была запланирована большая пресс-конференция президента. К тому времени кассация по жалобе Ходорковского и Лебедева уже должна была состояться, то есть стал бы известен вердикт, прозвучавший 24 мая: приговор Хамовнического суда изменить, срок заключения осужденных сократить на один год – с 14 лет до 13. Это почти столь же жестко, как и сам приговор. Вердикт грозил изменить весь ход пресс-конференции 18 мая, превратив дело Ходорковского в основную ее тему, и тогда кассацию решили отложить.

Это говорит, во-первых, о том, что Медведев уже тогда знал, каким будет решение Мосгорсуда, а во-вторых, о том, что главный в стране по-прежнему Владимир Путин, заявивший в декабре, что «вор должен сидеть в тюрьме» – еще пять с половиной лет как минимум.

В преддверии рассмотрения кассационной жалобы владельцев ЮКОСа мы сделали прогноз, что эта кассация и покажет, кто станет президентом России на следующий срок. Если Ходорковского (на снимке) с Лебедевым упекут еще на энное количество лет (в конце нынешнего года они должны были выйти на свободу), то в Кремль вернется Путин, а если с них «оковы тяжкие падут», главой государства станет Медведев.

И пока получается, что Путин, хотя Медведев на той пресс-конференции и интриговал насчет президентских выборов 2012 года, давая понять, что не все еще с ними решено и что все еще может быть.

Но зависит это, как мы понимаем сейчас, исключительно от Владимира Путина.

Лень ему будет снова тащиться в Кремль, он позволит идти на второй срок Дмитрию Медведеву или какому-то еще преемнику. Не лень – сам пойдет.

А в целом та пресс-конференция была скучная. Собралось на нее больше 800 журналистов, но были они как подмороженные, чем удивили, по-моему, даже самого Медведева, задав вопрос о президентских выборах только четвертым по счету, а он ожидал, что с этой темы пресс-конференция начнется и вокруг нее будет крутиться. Не случилось, тема не интересна, кажется, уже и журналистам. И им надоела эта резина с тем, пойдет – не пойдет, и кто именно пойдет, и когда. Налицо, кажется, не просто равнодушие общества, а глубочайшая апатия всех его слоев, включая тех, кто впадать в нее не имеет права – прессу. И этот факт намного более красноречив, чем все сказанное президентом на пресс-конференции. О чем он на ней сказал, кстати, уже и не вспомнить. Теперь, чтобы вернуть общество к жизни и заявить о своих планах на президентство, у Медведева осталось всего одно средство – отставка премьер-министра. Это средство последнее, предпоследним было дело Ходорковского, президентом проигранное.

Сергей Поленов